Понятие надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и органы, его осуществляющие.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о тру­де - это виды охранительной деятельности государствен­ных органов и общественных организаций, направленной на обеспечение трудовых прав граждан и пресечение нару­шений трудового законодательства.

Надзор – это деятельность государственных органов по проверке соблюдения законности, т.е. по обеспечению ис­полнения законов всеми государственными органами, ор­ганизациями, должностными лицами и гражданами.

Контроль – это составная часть управленческой деятель­ности, сущность которой состоит:

• в выявлении соответствия деятельности органов и должностных лиц пред­писаниям нормативных правовых актов;

• в кор­ректировке и даче указаний;

• в применении сан­кций;

• в оценке целесообразности их деятель­ности, ее эффективности.

В РБ среди специально уполномочен­ных органов выделяется Министерство труда и социальной защиты. Осу­ществляя свои задачи и функции, ему предоставлено пра­во:

• принимать нормативные правовые акты по вопросам труда, занятости и социальной защиты;

• по установлению государственных требований к охране труда;

• утверждать ти­повые отраслевые нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ;

Важное место среди государственных контрольно-надзорных органов занимает Департамент по инспекции труда при Министерстве труда РБ- республиканский орган государственного управления, осуществляющий надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил охраны труда.

В функции Департамента входят также профилактика, выявление и пресечение нарушений законодательства о труде и правил по охране труда, в том числе с применением санкций к нанимателям и должностным лицам, допустившим такие нарушения, проведение специальных расследований несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваниях, сбор и анализ информации о несчастных случаях на производстве, профессиональных заболеваниях, нарушениях законодательства о труде и правил по охране труда, подготовка предложений по их предупреждению, участие в подготовке законодательных и других нормативных актов о труде по вопросам, входящим в его компетенцию.

Органом надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде является также Комитет по занятости населения при Министерстве труда РБ. Комитет и подведомственные ему органы для решения поставленных перед ними задач имеют право вносить в установленном порядке предложения о приостановлении или отмене действия на территории республики противоречащих законодательству нормативных актов и методических материалов министерств и других республиканских органов управления, контролировать выполнение установленных законодательством, коллективными соглашениями гарантий гражданам, давать нанимателям разъяснения по вопросам применения законодательства о занятости населения и др.

Органы государственной экспертизы условий труда РБ образованы для осуществления государствен­ного контроля за правильностью применения списков про­изводств, работ, профессий, должностей и показателей, даю­щих право на пенсию за работу с особыми условиями труда, установления доплат за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а также контроля за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Этим ор­ганам предоставленоправо:

• осуществлять проверки нанимателей по соблюдению законодательства о пенсиях за работу с особыми условиями труда;

• запрашивать и получать необходимую информацию у нанимателей по вопросам своей компетенции;

• осуществлять иные полномочия в соответствии со своими задачами и функциями.

Важную роль в защите трудовых прав работников играют органы прокуратуры.

Прокуратура Республики Беларусь - единая и централи­зованная система органов, осуществляющих от имени го­сударства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь.

Предметом надзора яв­ляется точное и единообразное исполнение законов, декре­тов, указов и иных нормативных правовых актов республи­канскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь.

При установлении нарушений законодательства в зави­симости от их характера прокурор в пределах своей компе­тенции принимает следующие меры прокурорского реаги­рования:

• опротестовывает правовые акты и решения (дейс­твия) республиканских органов государственного управле­ния и иных государственных организаций, а в случаях, предусмотренных законодательнымй актами, отменяет их;

• дает письменные указания по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательными актами, и направляет их органам, ведущим административный процесс;

• обращается в суд с заявления­ми (исками) в защиту прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и органи­заций, общественных и государственных интересов;

• состав­ляет протоколы об административных правонарушениях;

• выносит постановления о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении к материальной ответст­венности;

• выносит постановления о возбуждении уголов­ного дела и т.д.

Наши рекомендации