Субъекты, источники и принципы международно-правового регулирования труда.
Международно-правовое регулирование труда – это воздействие норм международных соглашений государств (многосторонних и двусторонних договоров) о наемном труде, улучшении его условий, охране труда, защите индивидуальных прав и коллективных интересов работников на внутригосударственные правовые нормы и акты, а также трудовые правовые отношения.
Формально-юридическим выражением международно-правового регулирования труда являются нормы (стандарты) труда, закрепленные в актах, принятых международными организациями, и в двусторонних договорах и соглашениях отдельных государств. Международные нормы, касающиеся трудовых отношений, направлены на усовершенствование самой системы внутринационального трудового права.
Часть международных актов о труде, которые воплощают общепризнанные нормы и принципы международного права, ратифицированные РФ, приобретают значение внутреннего российского закона и должны применяться судами и другими государственными органами непосредственно, наравне с внутренним законодательством.
Основными направлениями воздействия международно-трудовых норм на российское трудовое право являются:
– прямое применение международных актов в случае их ратификации Российской Федерацией;
– включение международных норм в текст российских законов;
– трансформация положений ратифицированных и нератифицированных международных актов в соответствующие акты внутреннего законодательства.
Источниками международно-правового регулирования труда являются:
1) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
2) конвенции МОТ;
3) Европейская конвенция о защите прав и основных свобод;
4) рекомендации МОТ.
Ведущую роль по количеству и содержанию принятых международных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере труда, играет Международная организация труда (МОТ).
МОТ, в которую входят 175 государств-членов, была основана правительствами ряда стран по решению Парижской мирной конференции 11 апреля 1919 г.
В 1946 г. по соглашению с ООН она стала ее специализированным учреждением, провозгласившим в качестве своей цели содействие улучшению условий труда наемных работников во всех странах.
100. Понятие и структура Международной организации труда. Конвенции и рекомендации мот о труде. Их общая характеристика и классификация.
Ведущую роль по количеству и содержанию принятых международных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере труда, играет Международная организация труда (МОТ).
МОТ, в которую входят 175 государств-членов, была основана правительствами ряда стран по решению Парижской мирной конференции 11 апреля 1919 г.
В 1946 г. по соглашению с ООН она стала ее специализированным учреждением, провозгласившим в качестве своей цели содействие улучшению условий труда наемных работников во всех странах.
Основные задачи МОТ:
– разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем;
– разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций для осуществления политики в области труда;
– помощь странам-участницам в решение проблем занятости и сокращения безработицы;
– защита прав человека, защита от принудительного труда, дискриминации и т.п.;
– борьба за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения;
– развитие трипартизма.
Руководящие органы МОТ.
1. Генеральная конференция (высший орган МОТ; включает делегатов всех государств – членов МОТ; созывается не реже одного раза в год).
2. Административный совет (исполнительный орган; выбирает генерального директора, который разрабатывает проект бюджета и осуществляет общее управление МБТ).
3. Международное бюро труда (МБТ) – постоянный орган МОТ, выполняющий функции ее секритариата.
Принципом работы МОТ является трипартизм – сотрудничество на равных представителей трех сторон: правительств государств, трудящихся и работодателей.
Конвенции МОТ о труде
Конвенция МОТ – это юридический документ, имеющий силу международного договора и обязательный для исполнения государствами-членами.
Конвенция вступает в силу при условии ее ратификации не менее чем двумя государствами – членами МОТ. Для государства - члена конвенция приобретает юридическую силу с момента ее ратификации высшим органом государственной власти.
Рекомендация МОТ – правовой документ, который не является международным договором и не требует ратификации.
Рекомендация представляет собой обращенное к государствам пожелание, своего рода совет ввести соответствующие нормы в национальное законодательство. Рекомендации принимаются в тех случаях, когда вопрос не считается достаточно разработанным для принятия конвенционных обязательств или когда требуется детализировать, дополнить положения принимаемой конвенции, а также когда вырабатываемые нормы подвержены частым изменениям.
Совокупность конвенций и рекомендаций МОТ в зарубежной литературе и официальных изданиях МБТ принято называть Международным трудовым кодексом.
Международный трудовой кодекс – тематически систематизированный свод социально-трудовых норм по вопросам, входящим в компетенцию МОТ и служащим для международного регулирования труда. Тексты, содержащие эти нормы, предназначены для использования в национальном законодательстве, в том числе и в Российской Федерации.
Устав МОТ содержит положения о механизме контроля за реализацией принимаемых МОТ правовых документов. Он включает деятельность Комитета экспертов по применению конвенций и рекомендаций, состоящего из авторитетных юристов различных стран, назначаемых МБТ «в личном качестве», и Комитета Международной конференции труда по применению конвенций и рекомендаций, состоящего из представителей правительств, профсоюзов и организаций предпринимателей.
Перечень Конвенций МОТ, действующих в Российской Федерации:
1. Конвенция № 11 «О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве» (1921 г.).
2. Конвенция № 13 «Об использовании свинцовых белил в малярном деле» (1921 г.).
3. Конвенция № 14 «О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях» (1921 г.).
4. Конвенция № 16 «Об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов» (1921 г.).
5. Конвенция № 23 «О репатриации моряков» (1926 г.).
6. Конвенция № 27 «Об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах» (1929 г.).
7. Конвенция № 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930 г.).
8. Конвенция № 32 «О защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке или разгрузке судов « (1932 г.).
9. Конвенция № 45 «О применении труда женщин на подземных работах в шахтах» (1935 г.).
10. Конвенция № 47 «О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю» (1935 г.).
11. Конвенция № 52 «О ежегодных оплачиваемых отпусках» (1936 г.).
12. Конвенция № 69 «О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации» (1946 г.).
13. Конвенция № 73 «О медицинском освидетельствовании моряков» (1946 г.).
14. Конвенция № 77 «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности» (1946 г.).
15. Конвенция № 78 ««О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах» (1946 г.).
16. Конвенция № 79 «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду» (1946 г.). 17. Конвенция № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле (1947 г.).
18. Протокол к Конвенции № 81 (1995 г.). 19. Конвенция № 87 «О свободе ассоциации и защите прав на организацию (1948 г.).