Функции и социальное назначение государства
Вопрос о социальном назначении государства тесным образом связан с вопросом о его сущности. Сущность государства всегда проявляет себя в социальном назначении государства, в его деятельности. Социальное назначение государства характеризует его роль в жизни общества. В самом общем виде социальное назначение государства выражается в его руководстве обществом (как говорилось выше государство — это организация, которая осуществляет руководство /управление/ обществом). Более детально социальное назначение государства, его деятельность непосредственно выражается в его функциях. Чаще всего под функциями государства понимают основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государства.
Под функциями государства понимаются только направления его
деятельности, и то же время каждая функция государства всегда наполняется определенным содержанием. В той или иной функции государства выражается конкретная деятельность, работа государства — это не только направления, но и стороны (определенные грани) деятельности государства.
Функции государства рассматриваются как основные направления
деятельности государства (таким образом, данное определение не охватывает неосновные направления деятельности каждого государства). Однако государство часто осуществляет свою неосновную деятельность (существует
точка зрения, согласно которой каждая неосновная функция государства —
составляющая основной). Государство решает как глобальные задачи, так и
осуществляет повседневную деятельность (например, ликвидация последствий аварий, стихийного бедствия и проч.). Следовательно, функции государства — это не основные, а любые направления деятельности государства.
Функции государства — это определенные направления и стороны деятельности государства, в которых выражается его сущность и социальное назначение.
Классификация функций государства (т.е. деление на виды):
1) по направленности:
а) внутренние (это функции, которые государство осуществляет
внутри страны);
б) внешние (это функции, которые государство осуществляет за
пределами страны в отношениях с другими странами).
2) по продолжительности осуществления:
а) постоянные (это функции, которые государство осуществляет в
течение неопределённо длительного времени, т.е. всегда);
б) временные (это функции, которые государство осуществляет в
течение определенного времени).
Функции делятся в зависимости от типа государства: функции феодального государства, функции буржуазного государства и т.д.
по значимости:
а) основные (связаны с решением основных, главных задач, стоящих перед государством);
б) неосновные (связаны с решением второстепенных /побочных,
вспомогательных/ задач).
5) по сферам общественной жизни:
а) экономические; б) политические; в) социальные; г)идеологические; д) экологические.
Выделяют три правовых формы осуществления функций государства:
Правотворческая (связана с изданием, принятием законов и других
нормативно-правовых актов).
Правоисполнительная (связана с их исполнением).
Правоохранительная (связана с обеспечением законов и других нормативно-правовых актов).
Типология государства
Типология государства — это специфическая классификация, призванная отразить логику исторического развития государств, позволяющих объединить их в группы на основе определенных критериев.
В настоящее время в отечественной науке нет единообразного подхода в типологии государств, не существует исчерпывающих критериев, которые со всей полнотой отразили бы тип государства. В современной теории осуществляется в основном с позиций двух подходов: формационного и цивилизационного. Это подходы, учитывающий уровень экономического развития государств и подход, учитывающий пути возникновения и развития государств.
1) Формационный подход.
Этот подход был широко распространён в марксистско-ленинской теории. Марксистско-ленинская теория использовала понятие «исторический тип государства» для того, чтобы показать исторический процесс развития государства. Под историческим типом государства она понимала совокупность общих, существенных черт и признаков, присущих государствам одной общественно-экономической формации (таким образом, согласно формационному подходу типы государства определяются общественно-экономическими формациями). Под общественно-экономической формацией подразумевается общество, находящееся на определённой исторической ступени своего развития; каждая общественно-экономическая формация определялась характером (типом) производственных отношений. Согласно Марксу, каковы производственные отношения, таково и само общество. Марксистско-ленинская теория выделяла пять типов производственных отношений — пять базисов: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический (буржуазный), коммунистический.
Соответственно этим типам производственных отношений выделялись общественно-экономические формации: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая (буржуазная), коммунистическая.
В соответствии с этими общественно-экономическими формациями марксистско-ленинской теории четыре типа государства: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое (буржуазное), социалистическое.
2) Цивилизационный подход.
Этот подход был широко распространён в западной науке, а также в отечественной исторической науке. В соответствии с этим подходом тип государства определяется типом существовавшей цивилизации, основанного на работах английского историка А.Тойнби. Всего выделялось четыре типа цивилизации: древний мир, средневековье, новое время, новейшее время.
Соответственно этим цивилизациям сторонники данного подхода выделяли четыре основных типа государства: древнее государство, средневековое государство, государство Нового времени, государство Новейшего времени.
Подход, учитывающий пути возникновения и развития государств выделяет два типа государств: европейский, восточный. Каждый из этих типов может подразделяться на определенные подтипы.
В настоящее время концепция исторического развития типа государства не сформировалась.