Понятие и классификация мер административного принуждения.
Введение
Административные наказания применяются за нарушение норм административного, конституционного, трудового, финансового, гражданского, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и других отраслей права. Их назначение наносит виновному правовой урон, временно ухудшает его правовое положение (ограничивает права, возлагает дополнительные обязанности), а также создает состояние наказанности, которое прекращается, если лицо в течение года не совершило нового административного правонарушения. К тому же административное наказание всегда выражает данную государством официально и гласно отрицательную оценку совершенного правонарушения.[1]
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях является одним из основных законодательных актов, который регламентирует порядок назначения административного наказания и его размер. Он пришел на смену КоАП РСФСР в 2002 году. В новом законодательном акте нашли отражение коренные экономические и социальные изменения в жизни России, приоритет прав и свобод человека и гражданина. Специальные главы посвящены защите экологической, информационной, экономической безопасности от административных правонарушений и защите конституционных прав граждан. С учетом требований Конституции РФ, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод детально разработана процессуальная часть Кодекса с целью гарантировать права как потерпевших, так и лиц, привлекаемых к ответственности.
Актуальность темызаключается в том, что для более успешной борьбы с правонарушениями, а также для предупреждения совершения новых правонарушений необходимо знать, насколько результативны применяемые административные наказания, какое воздействие они оказывают на сознание и поведение людей.
Целю данной работы является изучение системы административных наказаний.
В ходе изучения данной темы были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие административного принуждения.
2. Дать понятие административному наказанию и выделить его отличие от мер административного принуждения и уголовного наказания.
3. Раскрыть систему административных наказаний.
4. Охарактеризовать отдельные виды наказаний.
Предметом настоящего исследования являются нормы действующего законодательства, прежде всего Кодекса об административных правонарушениях, а также другие нормативно-правовые акты.
Объект исследования – система административных наказаний.
В структуруданной курсовой работы входят: введение, четыре главы, заключение и список использованной литературы, а также к данной работе прилагается макет дела об административном правонарушении.
Заключение
Административное наказание является одним из основополагающих институтов административного права и как определенная разновидность мер юридической (административной) ответственности применяется за совершение противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, за которое в соответствии со ст. 2.1 КоАП или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.
Административное наказание может выражаться в моральном или материальном воздействии на правонарушителя, либо во временном лишении его специального права. Отдельные административные наказания могут сочетать в себе все названные элементы.
Административные наказания подразделяются на основные и дополнительные. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.
Стоит заметить, что не только само административное наказание, но и известное разнообразие его видов, а также наличие существенных различий между видами наказания позволили по-новому увидеть совокупное значение административного наказания, условия и порядок его применения, а самое главное - степень его сравнительной репрессивности. Это касается, в свою очередь, переориентации и упорядочения всей политики государства в области административных наказаний, правильного проецирования ее вектора в плоскость правотворческой, правоприменительной деятельности и обстоятельного исследования в науке административного права.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001года N195-ФЗ - М.: Норма, 2016- 216 с.
2. Агапов, А. Б. Административное право: учебник / А. Б. Агапов. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011.
3. Альхименко, А. А. Выручаев, А. А. Гришковец [и др.] Административное право России: учебник / В. В.; отв. ред. Н. Ю. Хаманева. - М.: Проспект, 2014.
4. Бахрах, Д.Н. Административное право России: учебник / Д.Н. Бахрах, В.Г. Татарян. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2009. - 608 с.
5. Бородин С.С., Громыко С.С. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций/; ГУАП. СПб., 2015. — 432 с.
6. Бутков А.В. К вопросу об эффективности применения административного штрафа // Российский следователь. - 2016. - № 12.
7. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система ГАРАНТ, 2016 г.
8. Карагодин А.В. Практикум по административной юрисдикции.- Белгород: ООНИ и РИД, 2006.
9. Липатова Э.Г. и С.Е. Чанова: Постатейный комментарий к Кодексу об административных правонарушениях.. Москва.- 2016. – 555 с. Гросс - Медиа.
10. Попов, Л.Л. Административное право России: учебник / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров; отв. ред. Л.Л. Попов. - М.: Проспект, 2014. - 752 с.
11. Россинский Б. В. Административная ответственность: курс лекций / Б.В. Россинский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2015г.
12. Россинский, Б.В. Административное право: учебник / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - 4-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2016. - 928 с.
13. Стахов А.И. Административная ответственность. Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА; Закон и право, 2016. – 111 с.
14. Тихомирова Л.А. Порядок привлечения к административной ответственности: практическое пособие. - Система ГАРАНТ, 2013 г.
[1] Макарейко Н.В. Административное право: Конспект лекций. – 5-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 2015. – 18 с.
[2] Попов, Л.Л. Административное право России: учебник / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров; отв. ред. Л.Л. Попов. - М.: Проспект, 2014. – 245-250 с
[3] Стахов А.И. Административная ответственность. Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА; Закон и право, 2016. – 11 с.
[4] Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник / Д.Н. Бахрах, В.Г. Татарян. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2009. - 304 с.
[5] Постатейный комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. Под редакцией Э.Г. Липатова и С.Е. Чанова. Москва.- 2016. – 213 с. Гросс - Медиа.
[6] Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система ГАРАНТ, 2016 г.
[7] Кодекс РФ об административных правонарушениях - М.: Норма, 2016г.
[8] Постатейный комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. Под редакцией Э.Г. Липатова и С.Е. Чанова. Москва.- 2016. –. Гросс - Медиа.
[9] Кодекс РФ об административных правонарушениях - М.: Норма, 2016- 216 с.
[10] Кодекс РФ об административных правонарушениях - М.: Норма, 2016- 216 с.
[11] Кодекс РФ об административных правонарушениях - М.: Норма, 2016- 216 с.
[12] Постатейный комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. Под редакцией Э.Г. Липатова и С.Е. Чанова. Москва.- 2016. –. Гросс - Медиа.
[13] Кодекс РФ об административных правонарушениях - М.: Норма, 2016- 216 с.
[14] Постатейный комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. Под редакцией Э.Г. Липатова и С.Е. Чанова. Москва.- 2016. –Гросс - Медиа.
[15] Кодекс РФ об административных правонарушениях - М.: Норма, 2016- 216 с.
[16] Постатейный комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. Под редакцией Э.Г. Липатова и С.Е. Чанова. Москва.- 2016. – Гросс - Медиа.
[17] Кодекс РФ об административных правонарушениях - М.: Норма, 2016- 216 с.
[18] Кодекс РФ об административных правонарушениях - М.: Норма, 2016- 216 с.
Введение
Административные наказания применяются за нарушение норм административного, конституционного, трудового, финансового, гражданского, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и других отраслей права. Их назначение наносит виновному правовой урон, временно ухудшает его правовое положение (ограничивает права, возлагает дополнительные обязанности), а также создает состояние наказанности, которое прекращается, если лицо в течение года не совершило нового административного правонарушения. К тому же административное наказание всегда выражает данную государством официально и гласно отрицательную оценку совершенного правонарушения.[1]
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях является одним из основных законодательных актов, который регламентирует порядок назначения административного наказания и его размер. Он пришел на смену КоАП РСФСР в 2002 году. В новом законодательном акте нашли отражение коренные экономические и социальные изменения в жизни России, приоритет прав и свобод человека и гражданина. Специальные главы посвящены защите экологической, информационной, экономической безопасности от административных правонарушений и защите конституционных прав граждан. С учетом требований Конституции РФ, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод детально разработана процессуальная часть Кодекса с целью гарантировать права как потерпевших, так и лиц, привлекаемых к ответственности.
Актуальность темызаключается в том, что для более успешной борьбы с правонарушениями, а также для предупреждения совершения новых правонарушений необходимо знать, насколько результативны применяемые административные наказания, какое воздействие они оказывают на сознание и поведение людей.
Целю данной работы является изучение системы административных наказаний.
В ходе изучения данной темы были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие административного принуждения.
2. Дать понятие административному наказанию и выделить его отличие от мер административного принуждения и уголовного наказания.
3. Раскрыть систему административных наказаний.
4. Охарактеризовать отдельные виды наказаний.
Предметом настоящего исследования являются нормы действующего законодательства, прежде всего Кодекса об административных правонарушениях, а также другие нормативно-правовые акты.
Объект исследования – система административных наказаний.
В структуруданной курсовой работы входят: введение, четыре главы, заключение и список использованной литературы, а также к данной работе прилагается макет дела об административном правонарушении.
Понятие и классификация мер административного принуждения.
Общая теория права традиционно выделяет следующие пять видов мер государственного (правового) принуждения: дисциплинарное; материальное; гражданско-правовое; уголовное; административное.
Являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется главным образом как крайнее, хотя и распространенное средство обеспечения правопорядка, выполняя карательную функцию. Однако его значение только этим не исчерпывается. Одновременно административно-принудительные меры выполняют и иного рода функции, т.е. применяются не только в качестве наказания за правонарушения (дисциплинарные и административные), но и для их предупреждения, а также пресечения. Их следует понимать значительно шире, чем реализация санкций административно-правовых норм. В таком понимании в совокупности они обеспечивают общественный порядок и безопасность.
Профессор Л.Л. Попов еще в 70-х годах XX столетия дал ставшее впоследствии классическим определение понятия административного принуждения, вполне применимое к сегодняшней правовой действительности. С его точки зрения, под административным принуждением понимается внешнее государственно-правовое психическое или физическое воздействие на сознание и поведение людей в форме ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера.[2]
Исторически проблема классификации мер административного принуждения в науке административного права разрешалась следующим образом.
Первой была представлена двухчленная классификация мер административного принуждения:
1) административные взыскания (наказания);
2) иные меры административного принуждения.
Эта точка зрения была выдвинута в конце 1940-х годов С.С. Студеникиным и Ц.А. Ямпольской. В основу данной классификации был положен формальный признак - наличие административных санкций. Кодекса РФ об административных правонарушениях в то время не было. Законодательство об административной ответственности представляло собой огромный, несистематизированный массив нормативных правовых актов: союзных, республиканских, местных, в том числе правительственных, ведомственных и т.д. Для того времени даже такая простая классификация явилась значительным шагом вперед.[3]
Вторая, более развернутая точка зрения была предложена профессором М.И. Еропкиным в конце 1950-х годов. Она получила наибольшее распространение и считалась общепринятой до середины 1980-х годов. В ней говорится о существовании трех видов мер административного принуждения: административно-предупредительные меры; меры административного пресечения; меры административного взыскания (наказания).
В конце 1980-х гг. проф. А.П. Коренев предложил на этот счет свою точку зрения, которая предусматривает: меры административного предупреждения; меры административного пресечения; меры административно-процессуального обеспечения (меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях); меры административного взыскания (наказания).
Ю.М. Козлов меры административного принуждения по целевому назначению подразделяет на следующие три группы: административно-предупредительные меры; административно-пресекательные меры; меры административной ответственности. КоАП РФ выделяет также меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Однако они, на взгляд ученого, самостоятельного юридического значения не имеют, так как поглощаются названными видами мер административного принуждения. В то же время административное задержание одновременно используется как в целях пресечения административных правонарушений, так и обеспечения административного производства.
Иногда упоминаются административно-правовые восстановительные меры принудительного характера (проф. Д.Н. Бахрах)[4]. Но они не зафиксированы в действующих административно-правовых нормах. Кроме того, уже названные виды административно-принудительных мер в большей или меньшей степени выполняют правовосстановительную функцию (особенно пресекательные и наказательные меры).
Административно-предупредительные меры. Они применяются, как это вытекает из их наименования, с целью предупреждения возможных правонарушений, а также предотвращения иных, посягающих на общественную безопасность, явлений; создания необходимых условий для ликвидации их последствий. Например, они применяются при стихийных бедствиях, несчастных случаях для того, чтобы обеспечить безопасность здоровья и жизни людей, нормальные условия для работы предприятий, учреждений, организаций. Их, в свою очередь, можно разделить на следующие две группы: направленные на предупреждение правонарушений; направленные на обеспечение общественной безопасности.
К административно-предупредительным мерам первой группы необходимо отнести следующие:
1. Отказ в выдаче лицензии на приобретение оружия (гражданину, ранее судимому за умышленное преступление или неоднократно привлекавшемуся к административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок или порядок управления).
2. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (законодательная база о котором сегодня противоречива).
3. Таможенный досмотр.
4.Привод, регистрацию и официальное предостережение о недопустимости антиобщественного поведения (такая мера ранее применялась в отношении лиц, систематических допускающих нарушения общественного порядка, и лиц, уклоняющихся от общественно полезного труда (тунеядцев). Сегодня применение регистрации и официального предостережения предусмотрено в отношении лиц, занимающихся проституцией; предостерегаются родители подростков-правонарушителей и некоторые другие лица.
5. Проверку документов (при контроле соблюдения правил паспортно-регистрационной системы; у водителей транспортных средств; в пограничной зоне и т.д.).
6. Запрещение допуска лиц к какой-либо деятельности (например, граждан, имеющих непогашенную или неснятую судимость за преступление, связанное с наркотиками, больных наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом, к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами).
7. Отказ в выдаче лицензии на приобретение оружия (например, гражданам, совершившим повторно в течение года административное правонарушение, посягающее на общественный порядок или порядок управления, не имеющим постоянного места жительства) и другие.
К административно-предупредительным мерам второй группы относятся:
1. Аннулирование разрешения на хранение и ношение оружия у лиц, страдающих психическими заболеваниями, поставленных на учет органов здравоохранения как наркоманы или хронические алкоголики.
2. Изъятие оружия у таких лиц.
3. Личный досмотр.
4. Спецконтроль пассажиров и судов гражданской авиации.
5.Предрейсовое медицинское освидетельствование водителей транспортных средств (в том числе и пилотов воздушного транспорта).
6. Закрытие государственной границы на участке, сопряженном с территорией, пораженной эпидемией или эпизоотией.
7. Введение карантина (при эпидемиях, т.е. массовом заболевании людей, и эпизоотиях, т.е. массовом заболевании животных).
8. Оцепление (блокирование) участков местности для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и т.п.
9. Учет, фотографирование и обязательная государственная дактилоскопическая регистрация (например, иностранных граждан, незаконно находящихся в России) и другие.
Перечень таких мер детализируется законодательством применительно к задачам конкретных органов исполнительной власти и охватывается их полномочиями.
Меры административного пресечения используются как средства силового прекращения правонарушений и предотвращения их вредных последствий, но в то же время направлены на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной либо уголовной ответственности.
Такие меры также разнообразны и применяются различными органами исполнительной власти. К их числу относятся:
1. Требования прекратить противоправные действия
2. Задержание.
3. Приостановление либо прекращение деятельности предприятий, учреждений, организаций.
4. Временное отстранение от работы.
5. Ликвидация результатов неправомерных действий.
6. Принудительные госпитализация и лечение.
7. Депортация
Применение мер административного принуждения во всех его проявлениях усиливается в условиях действия чрезвычайных правовых режимов (правовой режим чрезвычайной ситуации или правовой режим контртеррористической операции) или особых правовых режимов (чрезвычайного и военного положений, а также правового режима военного времени).[5]