Вопрос 4. Характеристика отдельных видов административных наказаний

Предупреждение (ст. 3.4 КоАП РФ) - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение:

- устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения;

- при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Предупреждение как мера административного наказания состоит в официально выраженном порицании (отрицательной оценке) поведения нарушителя со стороны государственного органа или полномочного должностного лица. Наряду с этим наказание служит и предостережением о недопустимости совершения правонарушений в будущем. Предупреждение применяется к лицам, совершившим малозначительные административные нарушения.

Оно является административным наказанием, применение которого влечет для правонарушителя последствия не только морального, но и правового характера. Лица, подвергнутые предупреждению, при совершении в течение года нового аналогичного нарушения считаются совершившими проступок повторно с вытекающими отсюда последствиями (применение к ним более строгих административных наказаний).[8]

Административный штраф (ст. 3.5 КоАП РФ). как мера административного наказания представляет собой денежное наказание, налагаемое полномочным органом на лицо, совершившее административное правонарушение. Его особенностью является воздействие на материальные интересы нарушителя посредством получения (наказания) с него в доход государства определенной суммы денежных средств.

Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается:

- для граждан от пяти тысяч рублей до пятисот тысяч рублей, в зависимости от совершенного правонарушения, в соответствии с КоАП РФ;

- для должностных лиц от пятидесяти тысяч рублей до одного миллиона рублей соответственно;

- для юридических лиц от одного миллиона рублей до шестидесяти миллионов рублей,

Также КоАП РФ предусматривает взыскание штрафа в размере, кратном нанесенному ущербу, что описывается в п. 1-12 ч.1 ст. 3.5 КоАП РФ.[9]

Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей, а за совершение административного правонарушения в области дорожного движения - менее пятисот рублей.

Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ). является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.

Конфискация назначается судьей.

Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

- подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

- изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 КоАП РФ.

Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права (ст. 3.8 КоАП РФ).[10] устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается также за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом, в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Лишение специального права назначается судьей.

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев перечисленных в ст 3.8 КоАП РФ.

Лишение специального права в виде права осуществлять охоту не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.2 статьи 8.37 КоАП РФ.

Административный арест (ст.3.9 КоАП РФ)[11] заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток.[12]

Административный арест назначается судьей.

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к:

- беременным женщинам,

- женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет,

- лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет,

- инвалидам I и II групп,

- военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10 КоАП РФ).[13]

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в:

- принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации,

- а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами.[14]

Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим - иностранным гражданам.

При назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.

В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении для помещения иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации.

Административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в ст. 16 федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать:

- должности федеральной государственной гражданской службы,

- должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации,

- должности муниципальной службы,

- занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица,

- входить в совет директоров (наблюдательный совет),

- осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом,

- осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей и устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Перечень лиц, к которым применима данная мера административного наказания содержится в ст. 3.11 КоАП РФ. [15]

Административное приостановление деятельности(ст. 3.12 КоАП РФ) заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, в области градостроительной деятельности, в области транспортной безопасности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в области градостроительной деятельности, в области транспортной безопасности, в области охраны собственности, в области применения контрольно-кассовой техники, а также в случае совершения административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.[16]

Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Административное приостановление деятельности назначается судьей.

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Судья, орган, должностное лицо, назначившие административное наказание в виде административного приостановления деятельности, на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращают исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в части 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

Обязательные работы (ст.3.13 КоАП РФ) заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.[17]

Обязательные работы назначаются судьей.

Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день. Максимальное время обязательных работ может быть увеличено до восьми часов в день в соответствии с положениями ч.10 ст. 32.13 КоАП РФ.

Обязательные работы не применяются к:

- беременным женщинам,

- женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет,

- инвалидам I и II групп,

- военнослужащим,

- гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения (ст. 3.14 КоАП РФ) заключается во временном запрете гражданину на посещение таких мест в дни проведения официальных спортивных соревнований и устанавливается за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения назначается судьей.

Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения устанавливается на срок от шести месяцев до семи лет.[18]

Завершая рассмотрение данного вопроса следует отметить, что перечисленные в ст. 3.2 КоАП РФ административные наказания не могут иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Заключение

Административное наказание является одним из основополагающих институтов административного права и как определенная разновидность мер юридической (административной) ответственности применяется за совершение противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, за которое в соответствии со ст. 2.1 КоАП или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.

Административное наказание может выражаться в моральном или материальном воздействии на правонарушителя, либо во временном лишении его специального права. Отдельные административные наказания могут сочетать в себе все названные элементы.

Административные наказания подразделяются на основные и дополнительные. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

Стоит заметить, что не только само административное наказание, но и известное разнообразие его видов, а также наличие существенных различий между видами наказания позволили по-новому увидеть совокупное значение административного наказания, условия и порядок его применения, а самое главное - степень его сравнительной репрессивности. Это касается, в свою очередь, переориентации и упорядочения всей политики государства в области административных наказаний, правильного проецирования ее вектора в плоскость правотворческой, правоприменительной деятельности и обстоятельного исследования в науке административного права.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001года N195-ФЗ - М.: Норма, 2016- 216 с.

2. Агапов, А. Б. Административное право: учебник / А. Б. Агапов. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011.

3. Альхименко, А. А. Выручаев, А. А. Гришковец [и др.] Административное право России: учебник / В. В.; отв. ред. Н. Ю. Хаманева. - М.: Проспект, 2014.

4. Бахрах, Д.Н. Административное право России: учебник / Д.Н. Бахрах, В.Г. Татарян. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2009. - 608 с.

5. Бородин С.С., Громыко С.С. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций/; ГУАП. СПб., 2015. — 432 с.

6. Бутков А.В. К вопросу об эффективности применения административного штрафа // Российский следователь. - 2016. - № 12.

7. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система ГАРАНТ, 2016 г.

8. Карагодин А.В. Практикум по административной юрисдикции.- Белгород: ООНИ и РИД, 2006.

9. Липатова Э.Г. и С.Е. Чанова: Постатейный комментарий к Кодексу об административных правонарушениях.. Москва.- 2016. – 555 с. Гросс - Медиа.

10. Попов, Л.Л. Административное право России: учебник / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров; отв. ред. Л.Л. Попов. - М.: Проспект, 2014. - 752 с.

11. Россинский Б. В. Административная ответственность: курс лекций / Б.В. Россинский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2015г.

12. Россинский, Б.В. Административное право: учебник / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - 4-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2016. - 928 с.

13. Стахов А.И. Административная ответственность. Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА; Закон и право, 2016. – 111 с.

14. Тихомирова Л.А. Порядок привлечения к административной ответственности: практическое пособие. - Система ГАРАНТ, 2013 г.

[1] Макарейко Н.В. Административное право: Конспект лекций. – 5-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 2015. – 18 с.

[2] Попов, Л.Л. Административное право России: учебник / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров; отв. ред. Л.Л. Попов. - М.: Проспект, 2014. – 245-250 с

[3] Стахов А.И. Административная ответственность. Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА; Закон и право, 2016. – 11 с.

[4] Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник / Д.Н. Бахрах, В.Г. Татарян. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2009. - 304 с.

[5] Постатейный комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. Под редакцией Э.Г. Липатова и С.Е. Чанова. Москва.- 2016. – 213 с. Гросс - Медиа.

[6] Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система ГАРАНТ, 2016 г.

[7] Кодекс РФ об административных правонарушениях - М.: Норма, 2016г.

[8] Постатейный комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. Под редакцией Э.Г. Липатова и С.Е. Чанова. Москва.- 2016. –. Гросс - Медиа.

[9] Кодекс РФ об административных правонарушениях - М.: Норма, 2016- 216 с.

[10] Кодекс РФ об административных правонарушениях - М.: Норма, 2016- 216 с.

[11] Кодекс РФ об административных правонарушениях - М.: Норма, 2016- 216 с.

[12] Постатейный комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. Под редакцией Э.Г. Липатова и С.Е. Чанова. Москва.- 2016. –. Гросс - Медиа.

[13] Кодекс РФ об административных правонарушениях - М.: Норма, 2016- 216 с.

[14] Постатейный комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. Под редакцией Э.Г. Липатова и С.Е. Чанова. Москва.- 2016. –Гросс - Медиа.

[15] Кодекс РФ об административных правонарушениях - М.: Норма, 2016- 216 с.

[16] Постатейный комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. Под редакцией Э.Г. Липатова и С.Е. Чанова. Москва.- 2016. – Гросс - Медиа.

[17] Кодекс РФ об административных правонарушениях - М.: Норма, 2016- 216 с.

[18] Кодекс РФ об административных правонарушениях - М.: Норма, 2016- 216 с.

Наши рекомендации