Вопрос 3. Правовое регулирование защиты и охраны государственной границы.
Понятие и содержание защиты и охраны Государственной границы РФ как объекта государственного управления.
В соответствии с Законом РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ. Защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности РФ и реализации государственной пограничной политики РФ заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно- правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане.
Охрана Государственной границы является составной частью зашиты Государственной границы, осуществляемой пограничными органами, входящими в состав службы безопасности, в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами РФ в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности РФ в случаях и в порядке, определяемых федеральным законодательством. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государственной границы рассматриваются в федеральном законодательстве как пограничные меры, которые входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Режим Государственной границы включает в себя правила: содержания Государственной границы; пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами; перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных; пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных; ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности; разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.
Режим Государственной границы устанавливается федеральными законами и международными договорами РФ.
Органы управления защитой и охраной Государственной границы РФ и их компетенция
Органы государственной власти РФ осуществляют в сфере защиты Государственной границы полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации". Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области безопасности (ФСБ России), осуществляет государственное управление в сфере защиты и охраны Государственной границы, а также организацию пограничной службы.
Пограничные органы, осуществляющие защиту и охрану Государственной границы, входят в состав федеральной службы безопасности. Основы руководства и управления пограничными органами, их общий состав, основные задачи и полномочия определяются Законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации". Сейчас в структуре органов федеральной службы безопасности созданы и действуют управления (отделы, отряды ФСБ России по пограничной службе – пограничные органы).
Пограничные органы – государственная военная организация, действующая в структуре ФСБ России, составляющая основу системы обеспечения безопасности личности, общества и государства в сфере защиты и охраны Государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов.
Президент РФ осуществляет руководство деятельностью органов пограничной службы, определяет основы пограничной политики России как целенаправленной деятельности государства по обеспечению и защите национальных интересов РФ в пограничной сфере.
Правительство РФ обеспечивает реализацию пограничной политики, устанавливает правила и процедуры реализации норм федерального законодательства по вопросам защиты и охраны Государственной границы. осуществление многочисленных полномочий в установленной сфере деятельности возложено теперь на Минтранс РФ.
Органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с полномочиями, устанавливаемыми законодательством РФ: создают условия для защиты Государственной границы уполномоченным на то законом войскам и органам, принимают в этих целях законы и иные нормативные правовые акты в пределах, установленных законом о Государственной границе; информируют пограничные органы по вопросам, касающимся обстановки в приграничных районах РФ; создают условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы; контролируют на своих территориях выполнение всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, а также должностными лицами и гражданами законодательства РФ о Государственной границе.
Органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, устанавливаемыми законодательством РФ, организации (независимо от форм собственности) и их объединения, общественные объединения и их должностные лица обязаны предоставлять в соответствии с законодательством РФ земельные участки для нужд защиты Государственной границы; оказывать помощь пограничным органам, Войскам противовоздушной обороны, Военно-Морскому Флоту, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной границе, исполнять их законные предписания, а также создавать условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории в составе общественных объединений, добровольных народных дружин, в качестве внештатных сотрудников пограничных органов и в иных формах.
Меры административного принуждения и административной ответственности, применяемые пограничными органами.
Сотрудники пограничных органов могут применять административное задержание физических лиц, совершивших административные правонарушения, рассмотрение дел по которым в соответствии с ч. 1 ст. 23.10 КоАП РФ отнесено к ведению пограничных органов. В соответствии со ст. 27.5 КоАП РФ срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 этой статьи, согласно которым лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы РФ и порядок пребывания на территории РФ, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.
Административное задержание, т.е. кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении вправе осуществлять: должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) – при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы РФ, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ.
Доставление (ст. 27.2 КоАП РФ), т.е. принудительное препровождение физического лица, а в случаях, предусмотренных п. 8 и 10.1 ч. 1 указанной статьи, судна и других орудий совершения административного правонарушения в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется: должностными лицами пограничных органов при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ – в служебное помещение пограничного органа, служебное помещение органа внутренних дел (полиции), служебное помещение воинской части, находящиеся в порту РФ. Используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ суда и орудия совершения административного правонарушения подлежат доставлению в порт РФ (иностранные суда – в один из портов РФ, открытых для захода иностранных судов).
Осуществлять процессуальные действия, предусмотренные ст. 27.7–27.10 КоАП РФ (личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей; досмотр транспортного средства; изъятие вещей и документов), вправе должностные лица, перечисленные в предыдущем абзаце.
Согласно ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица пограничных органов имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 18.18, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 этого Кодекса. На основании положений ст. 23.10 КоАП РФ на пограничные органы возложено рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.2, ст. 7.11, 8.16–8.20, 8.33, 8.35, ч. 2 ст. 8.37, ст. 8.38, 18.1-18.7, 18.14, ч. 2 ст. 19.4 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени пограничных органов вправе: руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, его заместители; руководители подразделений, уполномоченных в сфере пограничной охраны и в сфере охраны морских биологических ресурсов, структурного подразделения федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, их заместители; начальники управлений, их заместители; начальники служб и отрядов, их заместители; начальники государственных морских инспекций, государственных специализированных инспекций, государственных зональных (районных) инспекций, специализированных отделов (отделений), их заместители; старшие государственные инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов; начальники отделов, коменданты пограничных комендатур, начальники подразделений пограничного контроля, их заместители (только вышеуказанные лица имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.17–8.20, ч. 2 ст. 19.4 КоАП РФ); начальники государственных участковых инспекций, государственных инспекторских постов; государственные инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов; командиры пограничных кораблей (катеров), капитаны пограничных патрульных судов (катеров); начальники пограничных застав, отделений, радиотехнических и пограничных постов, их заместители; государственные участковые инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов; начальники подразделений процессуальной деятельности, старшие дознаватели, дознаватели, старшие специалисты и специалисты по административному производству.