Вопрос № 60 Понятие государственной власти и конституционно-правовое регулирование её статуса.

Органы государственной власти обладают суммой определен ных признаков, порождаемых природой и функциями государст ва. Государство осуществляет свою деятельность через органы го сударственной власти. Эти органы каждый в своей области и своими специфическими методами выражают организаторскую роль государства в обществе. Никакой органгосударственной власти не может иметь задач и полномочий, идущих вразрез с функциями государства. Но для того чтобы добиться такого единства всех органов власти, государство создает строгий поря док организации и функционирования каждого органа, наделяет их определенными полномочиями. Каждый орган государствен ной власти, таким образом, отличается от любого другого, но все вместе по сумме своих полномочий они олицетворяют единую государственную власть. Понятие органа государственной власти складывается из со вокупности трех основных признаков. 1. Каждый орган государственной власти создается в соответ ствии с установленным конституцией, законами или другими правовыми актами порядком, что исключает возможность произ вольного нагромождения органов власти. Так, Конституция РФ указывает, что в Российской Федерации на федеральном уровне государственную власть осуществляют Президент РФ, Федераль ное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Пра вительство РФ и суды России. Эти органы государственной вла сти не могут быть ликвидированы или преобразованы без изме нения самой Конституции РФ. Однако одного конституционного упоминания о том или другом таком органе государственной вла сти недостаточно, сама же Конституция РФ предусматривает, что порядок образования этого органа должен быть определен феде ральным законом. Только федеральным законом или федераль ным конституционным законом учреждаются органы судебной власти. Аналогичным образом (через конституции, уставы и за коны) устанавливается порядок образования органов государст венной власти субъектов РФ. Порядок создания органа может предусматривать участие в создании не одного, а нескольких органов государственной вла сти (например, аудиторы Счетной палаты назначаются поровну Государственной Думой и Советом Федерации). Органы государ ственной власти могут создаваться, преобразовываться и ликви дироваться не только законами, но и указами Президента РФ. Это касается органов исполнительной власти (аналогичное поло жение в субъектах РФ). 2. Орган государственной власти наделен властными полно мочиями, т. е. его решения носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой го сударства. Органы власти издают правовые акты, которые уста навливают порядок использования гражданами тех или иных своих прав, регулируют отношения между гражданином и госу дарством в определенной мере, на определенном уровне и в оп ределенной области. Полномочия органа государственной власти образуют его компетенцию (круг предметов ведения), границы которой очерчиваются предельно четко для того, чтобы орган го сударственной власти не превышал власти и не вторгался в сферу деятельности других органов государственной власти. Компетен ция обычно устанавливается при самом создании того или иного органа законами, указами, положениями и другими нормативны ми правовыми актами, хотя впоследствии она может этими же актами изменяться и дополняться. Компетенция свойственна органу государственной власти как самостоятельному звену государства, она как раз и подчеркивает эту самостоятельность. Не имеют компетенции, как правило, внутренние подразделения органа государственной власти, вслед ствие чего эти подразделения не могут рассматриваться как орга ны государственной власти. В то же время в структурах исполни тельной власти существуют самостоятельные подразделения (на пример, Федеральное агентство морского и речного транспорта в Министерстве транспорта РФ), которые также являются органа ми исполнительной власти. 3. Деятельность органов государственной власти осуществля ется в формах и методами, установленными правовыми актами. Речь, конечно, идет только об основных формах и методах, по скольку в повседневных действиях органа власти много делового обыкновения и согласительных методов решений. Однако ни при каких условиях орган государственной власти не вправе прибе гать к действиям, выходящим за рамки допустимых организаци онных форм и методов, особенно в отношении применения при нудительных мер. Из названных признаков органа государственной власти вид но, что не каждое государственное учреждение или организация является органом государственной власти. Не является таковым, например, государственное предприятие, государственное учеб ное заведение и т. д., хотя они тоже влияют на использование гражданином тех или иных своих прав и свобод. Но эти государ ственные учреждения являются звеном соответственно какого либо экономического министерства, государственного комитета по высшему образованию и др., которые сами выступают как ор ганы государственной, а точнее, исполнительной власти. Органы государственной власти состоят из выборных депута тов или назначенных государственных служащих, облеченных определенными властными полномочиями. Но орган власти мо жет быть и в лице одного человека. Такими являются Президент РФ, президенты республик и губернаторы (главы админист раций) субъектов РФ, мировые судьи, Генеральный проку рор РФ1, Уполномоченный по правам человека. Эти должностные лица действуют в силу конституций или законов и несут ответст венность только перед теми, кто их избрал или назначил. Наряду с органами государственной власти в Российской Фе дерации действуют органы местного самоуправления. Эти органы обладают особой природой, они согласно Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти. Однако ука занные выше три основных признака органа власти — опреде ленный порядок создания, властные полномочия и определен ный порядок деятельности — применимы и к органам местного самоуправления. Хотя самоуправление — это не государственная власть, но оно не может осуществляться без соответствующих ор ганов (как бы их ни называть), наделенных определенной компе тенцией, правом принимать обязательные решения, прибегать к принуждению и т. д. Следует отметить, что в Конституции РФ наряду с наиболее часто применяемым термином «орган государственной власти» встречается термин «государственный орган» (ст. 33, 120). Трудно пока сказать, какой смысл вкладывается Конституцией РФ во второй термин; возможно, со временем конституционно-право вая теория или практика Конституционного Суда РФ выявят его содержание. Пока же в обиходе и в литературе оба термина используются как идентичные.





Наши рекомендации