Природа института освобождения от уголовной ответственности
Институт освобождения от уголовной ответственности является одним из традиционных среди всех институтов отечественного уголовного права. Впервые на законодательном уровне понятие освобождения от уголовной ответственности было регламентировано в статье 43 Закона СССР от 25.12.1958 «Об утверждении основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик», хотя и существовала ранее возможность принятия аналогичного по юридической силе решения в иных нормативных актах уголовно-правового характера. Наиболее точное выражение данный институт получил в УК РФ 1996 г., в котором ему посвящена специальная отдельная глава с одноименным названием «Освобождение от уголовной ответственности». Для отечественного уголовного права советского периода главным вопросом было обоснование целесообразности освобождения от уголовной ответственности исходя из сущности уголовного права этого периода, а также сочетание такой практики с принципом неотвратимости ответственности, с целями уголовного наказания.
Так как УК РФ не раскрывает содержание понятия "освобождение от уголовной ответственности", то, исходя из этимологического значения слова, можно предположить, что речь об освобождении от уголовной ответственности должна идти только тогда, когда эта ответственность существует, иными словами, есть от чего освобождать. В связи с этим следует принять во внимание два обстоятельства:
1) Совершение преступления выступает юридическим фактом, который порождает такие правоотношения, впоследствии которых лицо привлекается к уголовной ответственности. Поэтому освобождение от уголовной ответственности может иметь место только в тех случаях и в отношении тех физических лиц, которые совершили деяние, содержащее признаки конкретного состава преступления. Следует отметить, что освобождение от уголовной ответственности недопустимо в связи с деянием, совершенным при обстоятельствах, исключающих его преступность (ч. 2 ст. 14, ст. 37-42 УК). Здесь будет уместно говорить не об освобождении, а об исключении уголовной ответственности.
2) С момента совершения преступления уголовная ответственность выражается в непосредственной обязанности виновного лица отчитаться в содеянном, понести наказание и неблагоприятные для лица последствия совершения преступления, которые заключаются в мерах уголовно-правового принуждения, а также подвергнуться осуждению со стороны общества.
Следовательно, освобождение от уголовной ответственности допустимо в процессе уголовного судопроизводства (как досудебного, так и судебного разбирательства) до момента вынесения обвинительного приговора[4]. С вступлением его в законную силу, осужденный может быть освобожден только от наказания, а в дальнейшем — от его отбывания.
Подавляющее большинство российских ученых полагают, что освобождение от уголовной ответственности означает освобождение виновного от порицания, которое суд объявляет в обвинительном приговоре.
Так, А.И. Рарог считает, что "освобождение от уголовной ответственности означает выраженное в официальном акте компетентного государственного органа решение освободить лицо, совершившее преступление, от обязанности подвергнуться судебному осуждению и претерпеть меры государственного принудительного воздействия"[5].
По мнению Д.И. Платонова, "освобождение от уголовной ответственности - это освобождение лица, совершившего преступление, от обязанности подвергнуться судебному осуждению со стороны государства в виде отрицательной оценки его деяния"[6].
С.Г. Келина замечает, что "освобождение виновного от уголовной ответственности означает освобождение его от обязанности держать ответ за деяние, являющееся преступлением, хотя само основание уголовной ответственности - состав преступления - не исчезает"[7].
В.К. Дуюнов именует понятие освобождения от уголовной ответственности как "освобождение виновного лица от ее содержания, то есть от официального публичного осуждения совершенного преступления и порицания лица, его совершившего, в обвинительном приговоре суда, в связи с чем это лицо освобождается также от судимости и от уголовного наказания, которое не может быть назначено лицу, официально не осужденному обвинительным приговором суда"[8].
Если рассматривать эту проблему согласно действующему законодательству, то очевидно, что вопрос об освобождении от уголовной ответственности вправе решать орган дознания или следователь с согласия прокурора, а также сам прокурор и суд. Однако, как отмечает статистика, в 90% случаев вопрос освобождения от уголовной ответственности решается во внесудебном порядке, т.к. уже на этой стадии устанавливаются признаки и элементы определенного состава преступления.
На основании изложенного можно сделать вывод, что освобождение от уголовной ответственности можно обозначить как отказ государства, а в частности компетентных органов, от официального порицания лица, совершившего преступление, выраженного в форме обвинительного приговора суда. Акт освобождения от уголовной ответственности влечет за собой прекращение уголовных правоотношений, которые являются следствием совершения преступления, а также всех уже наступивших уголовно-правовых последствий. В заключение следует отметить, что институт освобождения от уголовной ответственности соответствует нормам Конституции РФ. И, хотя можно наблюдать множество противоречий, что, прежде всего, связано с «двоякостью» законодательной базы, положительным моментом все-таки является соблюдение основных принципов Конституции РФ в уголовном праве.