Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных происшествий.
Увеличение числа дорожно-транспортных происшествий связано:
• с увеличением числа транспортных средств, изменения их технических характеристик;
• низким уровнем подготовки водителей, в том числе и вождения транспортного средства в экстремальных условиях;
• увеличение числа совершаемых участниками дорожного движения правонарушений;
• низкое качество дорожного покрытия и, к тому же, некачественная уборка дороги (проезжей части, обочины и тротуаров), производимая дорожными службами в осенне-зимний период;
• и ряда других факторов.
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – событие, возникающее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Таким образом, обязательным элементом ДТП является движущееся транспортное средство. К ним относятся все механические транспортные средства, в которых тягловая сила создается за счет двигателя (автомобили, троллейбусы, трамваи, мотоциклы, мотороллеры, а также дорожные, строительные и сельскохозяйственные самоходные машины).
(Правила дорожного движения Российской Федерации от 23 октября 1993 г. п. 1.2.)
Вид ДТП:
1. столкновение – происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством и столкновения подвижного состава железнодорожных дорог с остановившимся транспортных средств;
2. наезд на стоящее транспортное средство – происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп (наезд на внезапно остановившееся транспортное средство относится к столкновению);
3. наезд на препятствие – происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (электроопора, дорожные сооружения и т.д.);
4. наезд на пешехода – происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека, или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство;
5. наезд на велосипедиста– происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство;
6. наезд на гужевой транспорт – происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство;
8. опрокидывание – происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось. К этому виду происшествий не относится опрокидывание, которому предшествовали другие виды происшествий;
9. падение пассажира – происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и т.п., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП. К данному виду ДТП не относится наезд на препятствие, в результате чего транспортное средство изменяет скорость движения;
10. иной вид ДТП (прочие происшествия) – происшествия, не относящиеся к вышеуказанным видам. Сюда можно отнести: сход трамвая с рельс, падение перевозимого груза, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения (осуществляющие ремонт дороги, сотрудники ГИБДД, регулирующие дорожное движение и т.д.).
Субъектами ДТП являются:
1. Водители.
2. Пешеходы.
3. Пассажиры.
4. Велосипедисты.
5. Лица, ответственные за техническое состояние ТС.
Другие должностные лица.
85. Особенности осмотра места происшествия при расследовании ДТП
Перед производством осмотра места происшествия необходимо:
- принять меры к оказанию медицинской помощи пострадавшим,
- обеспечить охрану места происшествия,
- безопасное движения ТС и пешеходов,
- сохранность следов и материальных объектов, имеющих значение для расследования.
При ОМП необходимо установить:
• место совершения ДТП (определить его границы);
• когда было совершено ДТП (при возможности) – время суток, года и если представляется возможным (случаи очевидности), его вид;
• всех участников и свидетелей ДТП (если имеется такая возможность), определить направление их движения до происшествия (скорость движения либо темп; направление движения; местонахождение на дороге – полоса движения, обочина либо тротуар);
• место первоначального контакта (где произошло столкновение, наезд и т.п.);
• дальнейшая динамика движения участников ДТП и их конечное положение, и состояние (в т.ч. и ТС). Это необходимо, в первую очередь, если ТС, пешеходы, животные и т.д. до начала осмотра перемещались;
• следы направления движения участников происшествия на месте первоначального контакта и дальнейшего движения.
Границы места происшествия:
Первоначально определение границ происходит при общем осмотре места ДТП. Кроме этого, возможны случаи, когда границы расширяются и уточняются. Если первоначально сложно определить границы, то необходимо начинать осмотр от центра к периферии. При этом, рекомендуется, начинать осмотр с выявления и фиксации быстро исчезающих следов, которые располагаются как на проезжей части (покрытии дороги), так и на ТС, дорожных сооружениях, трупе и т.д.
Состояние дорожного покрытия:
• сухое;
• мокрое (в начале дождя, с грязью, чистое);
• свежевыпавший снег (с указанием толщины);
• уплотненный снег (возможно с вкраплением льда либо с включением частиц песка);
• обледенелое или гололедица (с указанием температуры воздуха).
Кроме того необходимо указание на наличие:
- продольного или поперечного наклона дороги и его величины, не находится ли на покрытии – ям, волнообразований, бугров, выбоин и т.п.
- если имеется колея, указываются ее глубина (до … см.), ширина и длина.
- в ряде случаев возникает необходимость в определении угла поворота (радиуса), территории перекрестка.
Кроме осмотра проезжей части необходимо осмотреть и другие элементы дороги:
> тротуар либо обочина – ширина и тип покрытия (асфальт, песок, щебень, шлак и др.), высота относительно проезжей части (бордюр);
> кювет – ширина, глубина, наклон откосов.
> трамвайный путь – его полотно, смещение в сторону и др.;
> наличие посадочных остановок либо площадок.
Подлежит фиксации степень освещенности участка дороги:
- естественное,
- искусственное.
Указываются какие лампы установлены на фонарных столбах:
- накаливания,
- люминесцентные дневного света,
- ртутные высокого давления.
Необходимо указание на состояние погоды:
- наличие облаков,
- звезд,
- луны,
- тумана.
Указывается наличие объектов внешнего окружения:
- домов;
- дорожных сооружений (светофоры, семафоры, шлагбаумы );
- дорожных знаков, действие которых - распространяется на данный участок дороги;
- деревьев и кустарников;
- железнодорожных переездов;
- и другое.
Закончив общий осмотр, необходимо перейти к детальному, который включает в себя:
1. Осмотр участка дороги (проезжей части, обочины, тротуара и т.д.) для обнаружения, фиксации и изъятия следов.
2. Осмотр трупа.
3. Осмотр транспортного средства.
Особенности осмотра места ДТП:
• Основной задачей осмотра места ДТП является исследование материальной об-становки на месте происшествия. Основными объектами, составляющими мате-риальную обстановку и подлежащими тщательному изучению являются:
1) участок дороги, на котором произошла авария;
2) следы ТС и иные следы на месте происшествия, позволяющие восстановаить механизм события;
3) труп (если авария на транспорте связана с человеческими жертвами);
4) ТС, участвовавшие в ДТП.
• Особенность такого осмотра - непрерывное изменение обстановки на месте ДТП, необходимость быстрого реагирования в виду возможности уничтожения следов ДТП.
• Как правило, первыми на месте ДТП оказываются работники ГИБДД, на кото-рых возложена обязанность по сохранению обстановки ДТП, помощь пострадав-шим и принятие мер к задержанию водителей ТС, участвовавших в ДТП. Дейст-вия, проводимые в рамках вышеуказанных обязанностей, часто приводят к из-менению обстановки места ДТП. В таких случаях, необходимо принятие мер для фиксации обстановки на момент ДТП.
• Протокол – главное средство фиксации обнаруженного. Рулеточный метод за-меров дает погрешность ок. 4%. Использовать стереофотограмметрический метод – погрешность 0,2%, занимает около 10 минут всего, фиксирует объемные пара-метры.
Особенности осмотра ТС:
• Осмотр ТС может быть частью осмотра места происшествия или отдельным следственным действием. Часто к осмотру привлекают специалиста-автотехника.
• Основными задачами осмотра ТС являются:
- выявление следов и повреждений, возникших в результате ДТП;
- установление технического состояния ТС.
• Перед началом осмотра необходимо зафиксировать местоположение ТС отно-сительно других ориентиров (других ТС, трупа, обочины, и т.д.)
• При описание повреждений одним из постоянных ориентиров, расстояние от которых замеряется, должен быть уровень дороги.
• Для лучшей фиксации состояния поврежденного ТС производится фотографи-рование по правилам узловой и детальной фотосъемки.
• После выявления и фиксации всех видимых следов и повреждений на ТС необ-ходимо установить техническое состояние ТС. При необходимости детального ис-следования ТС назначается автотехническая экспертиза.
• При осмотре нескольких ТС необходимо сопоставить полученные ими повреж-дения друг с другом.
Особенности осмотра трупа:
• Осмотр трупа на месте ДТП производится по общим правилам. Особое внима-ние уделяется имеющимся на трупе следам и повреждениям, тщательно осматри-вается одежда и обувь.
Особенности допроса водителей ТС, участвовавших в ДТП:
• Достоверность сведений, полученных в результате допроса водителей ТС может быть определена только в совокупности всех собранных доказательств. При отве-тах на вопросы водителям свойственна субъективная оценка собственных дейст-вий и действий других участников ДТП. Это должно быть учтено при проведении допроса.
• Перед допросом необходимо установить личность водителя и проверить нали-чие следующих документов:
- водительского удостоверения;
- технического паспорта на машину;
- документов на перевозку груза;
- путевого листа, и т.д.
• Характер и круг вопрос при допросе определяется в зависимости от характера ДТП.
86. Расследование ДТП на первоначальном этапе
В процессе рассмотрения проверочного материала и производства расследования ДТП должны быть установлены следующие обстоятельства:
• является ли данное происшествие ДТП, если да, то его вид;
• характер происшедшего события (имело место административное правонарушение, преступление, несчастный случай);
• время и место его совершения, другие обстоятельства, характеризующие данное происшествие (состояние проезжей части, погода, видимость, освещенность, наличие дорожных знаков и разметки проезжей части, наличие светофора и других средств регулирования движения и т.д.);
• развитие ДТС до момента первоначального контакта и после него;
• по чьей вине произошло происшествие (по вине водителя ТС, участвовавшего в происшествии, по вине водителя ТС, не участвовавшего в происшествии, но создавшего аварийную обстановку для других ТС, по вине лица, выпустившего в эксплуатацию неисправное ТС, по вине пассажира или пешехода и т.д.) и степень их вины. Необходимо установление причинной связи между нарушением ПДД и правил эксплуатации ТС конкретным лицом и наступившими последствиями;
• в чем выразилось нарушение (выезд на неисправном ТС, проезд перекрестка на красный сигнал светофора, нарушение правил обгона, нарушение правил перевозки людей в кузове автомобиля и т.д.);
• обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого (не находился ли в болезненном состоянии либо в состоянии алкогольного опьянения, на каком часу работы произошло происшествие, оставление места ДТП и т.д.);
• характер и размер ущерба, причиненного преступлением (вред здоровью потерпевшего материальный и моральный ущерб и т.п.);
• обстоятельства, способствовавшие совершению данного происшествия;
Типичные следственные ситуации:
· Водитель и тс находятся на месте происшествия
· Водитель с тс скрылся с места происшествия
· Тс находится на месте происшествия а водитель скрылся
Характерные следственные действия в ситуации, когда водитель и ТС находятся на месте происшествия:
• осмотр места происшествия (включая осмотр ТС и, если есть жертвы, трупа);
• освидетельствование водителя и потерпевшего с целью установления алкогольного и наркотического опьянения;
• допросы: потерпевшего, водителя, очевидцев;
• в случае гибели потерпевшего - предъявление трупа для опознания его родственникам или другим лицам, знавшим его;
• назначение судебных экспертиз.
Характерные следственные действия в ситуации, когда водитель с ТС скрылся с места происшествия:
• осмотр места происшествия;
• допросы свидетелей, потерпевшего;
• медицинское освидетельствование потерпевшего на предмет установления алкогольного или наркотического опьянения;
• назначение судебных экспертиз;
• поручение органам дознания производства соответствующих оперативно-розыскных мероприятий, направленных на розыск водителя.
Характерные следственные действия в ситуации, когда ТС на месте происшествия, а водитель скрылся:
· Проводятся те же следственные действия, как и при второй ситуации. Нередко водители сообщают об угоне своего ТС, и основная задача расследования, в данном случае, состоит в проведении следственных действий и ОРМ с целью разоблачения виновного.
139. Особенности первоначального этапа расследования по делам, связан-ным с преступным нарушением правил безопасности движения.
На первоначальном этапе расследования необходимо установить:
- что произошло;
- что послужило причиной аварии;
- кто мог явиться виновником происшествия;
- каков причиненный материальный ущерб.
Важнейшими следственными действиями, проводимыми на первоначальном эта-пе являются:
- осмотр места происшествия ДТП;
- осмотр ТС, участвовавших в происшествии;
- освидетельствование водителя;
- допрос потерпевших;
- допрос очевидцев;
- допрос подозреваемого.
Кроме того, при получении новой информации на первоначальном этапе рассле-дования может возникнуть необходимость в проведении иных следственных дей-ствий, как то:
- судебно-медицинская экспертиза потерпевших;
- автотехническая экспертиза;
- допрос свидетелей (например, лиц, ответственных за техническое состояние ТС).
Основной задачей оперативно-розыскных мероприятий, проводимых на перво-начальном этапе расследования является розыск скрывшихся водителей, ТС, уча-ствовавших в ДТП, свидетелей и очевидцев происшествия.
Особенности осмотра места ДТП:
• Основной задачей осмотра места ДТП является исследование материальной об-становки на месте происшествия. Основными объектами, составляющими мате-риальную обстановку и подлежащими тщательному изучению являются:
1) участок дороги, на котором произошла авария;
2) следы ТС и иные следы на месте происшествия, позволяющие восстановаить механизм события;
3) труп (если авария на транспорте связана с человеческими жертвами);
4) ТС, участвовавшие в ДТП.
• Особенность такого осмотра - непрерывное изменение обстановки на месте ДТП, необходимость быстрого реагирования в виду возможности уничтожения следов ДТП.
• Как правило, первыми на месте ДТП оказываются работники ГИБДД, на кото-рых возложена обязанность по сохранению обстановки ДТП, помощь пострадав-шим и принятие мер к задержанию водителей ТС, участвовавших в ДТП. Дейст-вия, проводимые в рамках вышеуказанных обязанностей, часто приводят к из-менению обстановки места ДТП. В таких случаях, необходимо принятие мер для фиксации обстановки на момент ДТП.
• Протокол – главное средство фиксации обнаруженного. Рулеточный метод за-меров дает погрешность ок. 4%. Использовать стереофотограмметрический метод – погрешность 0,2%, занимает около 10 минут всего, фиксирует объемные пара-метры.
Особенности осмотра ТС:
• Осмотр ТС может быть частью осмотра места происшествия или отдельным следственным действием. Часто к осмотру привлекают специалиста-автотехника.
• Основными задачами осмотра ТС являются:
- выявление следов и повреждений, возникших в результате ДТП;
- установление технического состояния ТС.
• Перед началом осмотра необходимо зафиксировать местоположение ТС отно-сительно других ориентиров (других ТС, трупа, обочины, и т.д.)
• При описание повреждений одним из постоянных ориентиров, расстояние от которых замеряется, должен быть уровень дороги.
• Для лучшей фиксации состояния поврежденного ТС производится фотографи-рование по правилам узловой и детальной фотосъемки.
• После выявления и фиксации всех видимых следов и повреждений на ТС необ-ходимо установить техническое состояние ТС. При необходимости детального ис-следования ТС назначается автотехническая экспертиза.
• При осмотре нескольких ТС необходимо сопоставить полученные ими повреж-дения друг с другом.
Особенности осмотра трупа:
• Осмотр трупа на месте ДТП производится по общим правилам. Особое внима-ние уделяется имеющимся на трупе следам и повреждениям, тщательно осматри-вается одежда и обувь.
Особенности допроса водителей ТС, участвовавших в ДТП:
• Достоверность сведений, полученных в результате допроса водителей ТС может быть определена только в совокупности всех собранных доказательств. При отве-тах на вопросы водителям свойственна субъективная оценка собственных дейст-вий и действий других участников ДТП. Это должно быть учтено при проведении допроса.
• Перед допросом необходимо установить личность водителя и проверить нали-чие следующих документов:
- водительского удостоверения;
- технического паспорта на машину;
- документов на перевозку груза;
- путевого листа, и т.д.
• Характер и круг вопрос при допросе определяется в зависимости от характера ДТП.
Особенности допроса потерпевшего:
• Потерпевшими по делам ДТП могут быть пешеходы, велосипедисты, пассажи-ры ТС, водители других ТС, участвовавших в аварии (если установлена их неви-новность).
• Особенностью допроса потерпевших является отсутствие возможности адек-ватной оценки произошедшего события, поскольку часто для этого требуется оценка действий с точки зрения соответствия их правилам безопасности дорож-ного движения. Для такой оценки необходимо знание ПДД, а иногда и специаль-ной подготовки.
• Во избежания давления на потерпевших со стороны виновных в ДТП необхо-димо провести допрос как можно скорее после события ДТП.
Особенности допроса очевидцев ДТП:
• Допрос свидетелей на первоначальном этапе расследование имеет важное зна-чение. Сведения, полученные в результате его проведения, позволяют более объ-ективно судить о произошедшем ДТП.
• Наибольшей ценностью с точки зрения объективности отличаются сведения о ДТП, полученные от очевидцев, обладающих профессиональными навыками: во-дителей ТС, работников ГИБДД, и др.
• Информация, полученная в результате такого допроса, может быть единствен-ной отправной точкой для розыска водителей ТС, скрывшихся с места
87. Розыск водителя и транспортного средства по делам о ДТП
88. Использование судебных экспертиз при расследовании ДТП
Типичные экспертизы по делам о ДТП:
· Судебно-медицинская
· Автотехническая
· Криминалистические
Судебно-медицинская экспертиза по делам данной категории может разрешать следующие вопросы:
- какие повреждения имеются на теле потерпевшего;
- каков их характер, расположение, локализация, механизм образования, последовательность нанесения;
- какие повреждения явились непосредственной причиной смерти потерпевшего;
- когда наступила смерть или причинены повреждения;
- явились ли повреждения результатом ДТП, если да, то каков механизм их происхождения (удар, переезд, сдавливание и т.п.);
- в каком положении находился потерпевший в момент нанесения ему повреждения;
- какими частями ТС могли быть нанесены повреждения;
- принимал ли потерпевший незадолго до смерти алкоголь, наркотические средства, если да, то в каком количестве;
- имелись ли у потерпевшего физические недостатки (зрения, слуха);
- какова его группа крови.
Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств:
ОБЪЕКТЫ:
• кровь,
• частицы мышечной ткани,
• мозговое вещество,
• волосы, –
для определения их принадлежности человеку или животному.
Если они принадлежат человеку, то к какой группе и типу крови относятся и не совпадает ли она с группой крови потерпевшего.
Судебная автотехническая экспертиза компетентна устанавливать:
Ø техническое состояние ТС, отдельных их агрегатов, механизмов и деталей;
Ø характер их неисправности, полученной в результате происшествия;
Ø возможность самопроизвольного изменения режима работы агрегатов и механизмов при эксплуатации и влияние этого на безопасность движения;
Ø причины и время возникновения неисправности ТС;
Ø причинную связь между указанными неисправностями и дорожным происшествием;
Ø механизм (процесс) этого происшествия;
Ø скорость движения ТС перед происшествием;
Ø тормозной и остановочный пути при данной скорости, состоянии и профиле дорожного полотна;
Ø причины заноса и опрокидывания;
Ø техническую возможность предотвращения происшествия;
Ø соответствие действий водителя, пешехода и других лиц требованиям ПДД, Правил технической эксплуатации ТС, иных нормативных документов.
Из криминалистических экспертиз при расследовании дорожно-транспортных происшествий чаще других назначаются трассологические экспертизы:
ü дактилоскопическая,
ü установление целого по частям,
ü следов ТС;
а также технико-криминалистическая экспертиза документов
89. Первоначальные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по делам о пожарах
Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий угрозу жизни людей
Уголовное дело по факту пожара возбуждается незамедлительно при наличии:
· Человеческих жертв
· Крупного материального ущерба
· Признаков поджога или умышленного взрыва
· Данных о сокрытии с помощью пожара другого преступления
· В остальных случаях проводится предварительная проверка
В ходе предварительной проверки заявлений и сообщений о пожаре проводятся:
1. Осмотр места происшествия.
2. Составление акта о пожаре с указанием его причин.
3. Опрос очевидцев, владельцев имущества.
4. Опрос других осведомленных лиц.
5. Получение справки о характере и сумме материального ущерба.
6. Истребование технической документации:
– генеральные планы объекта и строительные чертежи;
– схемы электрических, газовых, отопительных и водопроводных сетей;
– схемы линий пожарной сигнализации и вентиляционной системы;
– техническая документация на оборудование и аппаратуру;
– предписания Государственной противопожарной службы;
– акты пожарно-технической комиссии;
– приказы и инструкции по вопросам пожарной безопасности;
– ведомственные правила пожарной безопасности;
– акты контрольных проверок электрического, газового и другого оборудования;
– акт ведомственной комиссии по расследованию причин пожара и т.д.
Типичные версии первоначального этапа расследования
1) имел место поджог
2) имело место самовозгорание
3) имело место нарушение правил пожарной безопасности
Типичные следственные ситуации:
1. Причина возникновения пожара или взрыва известна:
- осмотр места происшествия;
- допросы потерпевших, свидетелей-очевидцев и других свидетелей;
- назначение судебных экспертиз;
- при необходимости, осуществляется выемка документов, снятие остатков товарно-материальных ценностей, назначение документальной ревизии;
- если установлен подозреваемый - задержание, личный обыск, освидетельствование, допрос, обыски по месту жительства и работы, предъявление лиц или предметов для опознания.
2. Причина возникновения пожара или взрыва неизвестна:
- осмотр места происшествия;
- допросы свидетелей-очевидцев, других свидетелей;
- назначение неотложных экспертиз;
- инвентаризация не уничтоженного огнем или взрывом имущества;
- назначается документальная ревизия;
- проводятся поисковые и оперативно-розыскные мероприятия.
Следственные ситуации первоначального этапа расследования
· Установлены причины пожара и личность подозреваемого
o Следственные действия, проводимые во всех следственных ситуациях
Допросы потерпевшего, очевидцев, иных свидетелей материально ответственных лиц и лиц, в ведении или под охраной которых находился объект; выемка бухгалтерских и иных документов, в том числе предписаний органов Госпожнадзора; назначение экспертиз диагностического характера; при необходимости – назначение ревизий
o Задержание и допрос подозреваемого; личный обыск задержанного; осмотр его одежды; освидетельствование подозреваемого; обыск по месту его жительства; предъявление для опознания; назначение идентификационных экспертиз
· Установлена причина пожара, но личность подозреваемого неизвестна
· Причины пожара и личность подозреваемого не установлены
o Поручение оперативно-розыскных мероприятий в целях установления причин пожара, выявления лиц, виновных в его совершении
o Следственные действия, проводимые во всех следственных ситуациях
Допросы потерпевшего, очевидцев, иных свидетелей материально ответственных лиц и лиц, в ведении или под охраной которых находился объект; выемка бухгалтерских и иных документов, в том числе предписаний органов Госпожнадзора; назначение экспертиз диагностического характера; при необходимости – назначение ревизий
Наиболее характерные экспертизы
· Судебная пожарно-техническая экспертиза
· СЭВМИ
· Судебная электротехническая экспертиза
· Судебно-медицинская экспертиза потерпевших
· Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств
· Инженерно-строительная экспертиза
· Судебно-психиатрическая экспертиза
· Трасологическая экспертиза
· Почерковедческая экспертиза
Технико-криминалистическая экспертиза документов
90. Особенности расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков