Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных происшествий.

Увеличение числа дорожно-транспортных происшествий связано:

• с увеличением числа транспортных средств, изменения их технических характеристик;

• низким уровнем подготовки водителей, в том числе и вождения транспортного средства в экстремальных условиях;

• увеличение числа совершаемых участниками дорожного движения правонарушений;

• низкое качество дорожного покрытия и, к тому же, некачественная уборка дороги (проезжей части, обочины и тротуаров), производимая дорожными службами в осенне-зимний период;

• и ряда других факторов.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) событие, возникающее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Таким образом, обязательным элементом ДТП является движущееся транспортное средство. К ним относятся все механические транспортные средства, в которых тягловая сила создается за счет двигателя (автомобили, троллейбусы, трамваи, мотоциклы, мотороллеры, а также дорожные, строительные и сельскохозяйственные самоходные машины).
(Правила дорожного движения Российской Федерации от 23 октября 1993 г. п. 1.2.)

Вид ДТП:

1. столкновение – происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством и столкновения подвижного состава железнодорожных дорог с остановившимся транспортных средств;

2. наезд на стоящее транспортное средство – происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп (наезд на внезапно остановившееся транспортное средство относится к столкновению);

3. наезд на препятствие – происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (электроопора, дорожные сооружения и т.д.);

4. наезд на пешехода – происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека, или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство;

5. наезд на велосипедиста– происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство;

6. наезд на гужевой транспорт происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство;

8. опрокидывание происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось. К этому виду происшествий не относится опрокидывание, которому предшествовали другие виды происшествий;

9. падение пассажира происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и т.п., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП. К данному виду ДТП не относится наезд на препятствие, в результате чего транспортное средство изменяет скорость движения;

10. иной вид ДТП (прочие происшествия) происшествия, не относящиеся к вышеуказанным видам. Сюда можно отнести: сход трамвая с рельс, падение перевозимого груза, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения (осуществляющие ремонт дороги, сотрудники ГИБДД, регулирующие дорожное движение и т.д.).

Субъектами ДТП являются:

1. Водители.

2. Пешеходы.

3. Пассажиры.

4. Велосипедисты.

5. Лица, ответственные за техническое состояние ТС.

Другие должностные лица.

85. Особенности осмотра места происшествия при расследовании ДТП

Перед производством осмотра места происшествия необходимо:

- принять меры к оказанию медицинской помощи пострадавшим,

- обеспечить охрану места происшествия,

- безопасное движения ТС и пешеходов,

- сохранность следов и материальных объектов, имеющих значение для расследования.

При ОМП необходимо установить:

• место совершения ДТП (определить его границы);

• когда было совершено ДТП (при возможности) – время суток, года и если представляется возможным (случаи очевидности), его вид;

• всех участников и свидетелей ДТП (если имеется такая возможность), определить направление их движения до происшествия (скорость движения либо темп; направление движения; местонахождение на дороге – полоса движения, обочина либо тротуар);

• место первоначального контакта (где произошло столкновение, наезд и т.п.);

• дальнейшая динамика движения участников ДТП и их конечное положение, и состояние (в т.ч. и ТС). Это необходимо, в первую очередь, если ТС, пешеходы, животные и т.д. до начала осмотра перемещались;

• следы направления движения участников происшествия на месте первоначального контакта и дальнейшего движения.

Границы места происшествия:

Первоначально определение границ происходит при общем осмотре места ДТП. Кроме этого, возможны случаи, когда границы расширяются и уточняются. Если первоначально сложно определить границы, то необходимо начинать осмотр от центра к периферии. При этом, рекомендуется, начинать осмотр с выявления и фиксации быстро исчезающих следов, которые располагаются как на проезжей части (покрытии дороги), так и на ТС, дорожных сооружениях, трупе и т.д.

Состояние дорожного покрытия:

• сухое;

• мокрое (в начале дождя, с грязью, чистое);

• свежевыпавший снег (с указанием толщины);

• уплотненный снег (возможно с вкраплением льда либо с включением частиц песка);

• обледенелое или гололедица (с указанием температуры воздуха).

Кроме того необходимо указание на наличие:

- продольного или поперечного наклона дороги и его величины, не находится ли на покрытии – ям, волнообразований, бугров, выбоин и т.п.

- если имеется колея, указываются ее глубина (до … см.), ширина и длина.

- в ряде случаев возникает необходимость в определении угла поворота (радиуса), территории перекрестка.

Кроме осмотра проезжей части необходимо осмотреть и другие элементы дороги:

> тротуар либо обочина – ширина и тип покрытия (асфальт, песок, щебень, шлак и др.), высота относительно проезжей части (бордюр);

> кювет – ширина, глубина, наклон откосов.

> трамвайный путь – его полотно, смещение в сторону и др.;

> наличие посадочных остановок либо площадок.

Подлежит фиксации степень освещенности участка дороги:

- естественное,

- искусственное.

Указываются какие лампы установлены на фонарных столбах:

- накаливания,

- люминесцентные дневного света,

- ртутные высокого давления.

Необходимо указание на состояние погоды:

- наличие облаков,

- звезд,

- луны,

- тумана.

Указывается наличие объектов внешнего окружения:

- домов;

- дорожных сооружений (светофоры, семафоры, шлагбаумы );

- дорожных знаков, действие которых - распространяется на данный участок дороги;

- деревьев и кустарников;

- железнодорожных переездов;

- и другое.

Закончив общий осмотр, необходимо перейти к детальному, который включает в себя:

1. Осмотр участка дороги (проезжей части, обочины, тротуара и т.д.) для обнаружения, фиксации и изъятия следов.

2. Осмотр трупа.

3. Осмотр транспортного средства.

Особенности осмотра места ДТП:

• Основной задачей осмотра места ДТП является исследование материальной об-становки на месте происшествия. Основными объектами, составляющими мате-риальную обстановку и подлежащими тщательному изучению являются:

1) участок дороги, на котором произошла авария;

2) следы ТС и иные следы на месте происшествия, позволяющие восстановаить механизм события;

3) труп (если авария на транспорте связана с человеческими жертвами);

4) ТС, участвовавшие в ДТП.

• Особенность такого осмотра - непрерывное изменение обстановки на месте ДТП, необходимость быстрого реагирования в виду возможности уничтожения следов ДТП.

• Как правило, первыми на месте ДТП оказываются работники ГИБДД, на кото-рых возложена обязанность по сохранению обстановки ДТП, помощь пострадав-шим и принятие мер к задержанию водителей ТС, участвовавших в ДТП. Дейст-вия, проводимые в рамках вышеуказанных обязанностей, часто приводят к из-менению обстановки места ДТП. В таких случаях, необходимо принятие мер для фиксации обстановки на момент ДТП.

• Протокол – главное средство фиксации обнаруженного. Рулеточный метод за-меров дает погрешность ок. 4%. Использовать стереофотограмметрический метод – погрешность 0,2%, занимает около 10 минут всего, фиксирует объемные пара-метры.

Особенности осмотра ТС:

• Осмотр ТС может быть частью осмотра места происшествия или отдельным следственным действием. Часто к осмотру привлекают специалиста-автотехника.

• Основными задачами осмотра ТС являются:

- выявление следов и повреждений, возникших в результате ДТП;

- установление технического состояния ТС.

• Перед началом осмотра необходимо зафиксировать местоположение ТС отно-сительно других ориентиров (других ТС, трупа, обочины, и т.д.)

• При описание повреждений одним из постоянных ориентиров, расстояние от которых замеряется, должен быть уровень дороги.

• Для лучшей фиксации состояния поврежденного ТС производится фотографи-рование по правилам узловой и детальной фотосъемки.

• После выявления и фиксации всех видимых следов и повреждений на ТС необ-ходимо установить техническое состояние ТС. При необходимости детального ис-следования ТС назначается автотехническая экспертиза.

• При осмотре нескольких ТС необходимо сопоставить полученные ими повреж-дения друг с другом.

Особенности осмотра трупа:

• Осмотр трупа на месте ДТП производится по общим правилам. Особое внима-ние уделяется имеющимся на трупе следам и повреждениям, тщательно осматри-вается одежда и обувь.

Особенности допроса водителей ТС, участвовавших в ДТП:

• Достоверность сведений, полученных в результате допроса водителей ТС может быть определена только в совокупности всех собранных доказательств. При отве-тах на вопросы водителям свойственна субъективная оценка собственных дейст-вий и действий других участников ДТП. Это должно быть учтено при проведении допроса.

• Перед допросом необходимо установить личность водителя и проверить нали-чие следующих документов:

- водительского удостоверения;

- технического паспорта на машину;

- документов на перевозку груза;

- путевого листа, и т.д.

• Характер и круг вопрос при допросе определяется в зависимости от характера ДТП.

86. Расследование ДТП на первоначальном этапе

В процессе рассмотрения проверочного материала и производства расследования ДТП должны быть установлены следующие обстоятельства:

• является ли данное происшествие ДТП, если да, то его вид;

• характер происшедшего события (имело место административное правонарушение, преступление, несчастный случай);

• время и место его совершения, другие обстоятельства, характеризующие данное происшествие (состояние проезжей части, погода, видимость, освещенность, наличие дорожных знаков и разметки проезжей части, наличие светофора и других средств регулирования движения и т.д.);

• развитие ДТС до момента первоначального контакта и после него;

• по чьей вине произошло происшествие (по вине водителя ТС, участвовавшего в происшествии, по вине водителя ТС, не участвовавшего в происшествии, но создавшего аварийную обстановку для других ТС, по вине лица, выпустившего в эксплуатацию неисправное ТС, по вине пассажира или пешехода и т.д.) и степень их вины. Необходимо установление причинной связи между нарушением ПДД и правил эксплуатации ТС конкретным лицом и наступившими последствиями;

• в чем выразилось нарушение (выезд на неисправном ТС, проезд перекрестка на красный сигнал светофора, нарушение правил обгона, нарушение правил перевозки людей в кузове автомобиля и т.д.);

• обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого (не находился ли в болезненном состоянии либо в состоянии алкогольного опьянения, на каком часу работы произошло происшествие, оставление места ДТП и т.д.);

• характер и размер ущерба, причиненного преступлением (вред здоровью потерпевшего материальный и моральный ущерб и т.п.);

• обстоятельства, способствовавшие совершению данного происшествия;

Типичные следственные ситуации:

· Водитель и тс находятся на месте происшествия

· Водитель с тс скрылся с места происшествия

· Тс находится на месте происшествия а водитель скрылся

Характерные следственные действия в ситуации, когда водитель и ТС находятся на месте происшествия:

• осмотр места происшествия (включая осмотр ТС и, если есть жертвы, трупа);

• освидетельствование водителя и потерпевшего с целью установления алкогольного и наркотического опьянения;

• допросы: потерпевшего, водителя, очевидцев;

• в случае гибели потерпевшего - предъявление трупа для опознания его родственникам или другим лицам, знавшим его;

• назначение судебных экспертиз.

Характерные следственные действия в ситуации, когда водитель с ТС скрылся с места происшествия:

• осмотр места происшествия;

• допросы свидетелей, потерпевшего;

• медицинское освидетельствование потерпевшего на предмет установления алкогольного или наркотического опьянения;

• назначение судебных экспертиз;

• поручение органам дознания производства соответствующих оперативно-розыскных мероприятий, направленных на розыск водителя.

Характерные следственные действия в ситуации, когда ТС на месте происшествия, а водитель скрылся:

· Проводятся те же следственные действия, как и при второй ситуации. Нередко водители сообщают об угоне своего ТС, и основная задача расследования, в данном случае, состоит в проведении следственных действий и ОРМ с целью разоблачения виновного.

139. Особенности первоначального этапа расследования по делам, связан-ным с преступным нарушением правил безопасности движения.

На первоначальном этапе расследования необходимо установить:

- что произошло;

- что послужило причиной аварии;

- кто мог явиться виновником происшествия;

- каков причиненный материальный ущерб.

Важнейшими следственными действиями, проводимыми на первоначальном эта-пе являются:

- осмотр места происшествия ДТП;

- осмотр ТС, участвовавших в происшествии;

- освидетельствование водителя;

- допрос потерпевших;

- допрос очевидцев;

- допрос подозреваемого.

Кроме того, при получении новой информации на первоначальном этапе рассле-дования может возникнуть необходимость в проведении иных следственных дей-ствий, как то:

- судебно-медицинская экспертиза потерпевших;

- автотехническая экспертиза;

- допрос свидетелей (например, лиц, ответственных за техническое состояние ТС).

Основной задачей оперативно-розыскных мероприятий, проводимых на перво-начальном этапе расследования является розыск скрывшихся водителей, ТС, уча-ствовавших в ДТП, свидетелей и очевидцев происшествия.

Особенности осмотра места ДТП:

• Основной задачей осмотра места ДТП является исследование материальной об-становки на месте происшествия. Основными объектами, составляющими мате-риальную обстановку и подлежащими тщательному изучению являются:

1) участок дороги, на котором произошла авария;

2) следы ТС и иные следы на месте происшествия, позволяющие восстановаить механизм события;

3) труп (если авария на транспорте связана с человеческими жертвами);

4) ТС, участвовавшие в ДТП.

• Особенность такого осмотра - непрерывное изменение обстановки на месте ДТП, необходимость быстрого реагирования в виду возможности уничтожения следов ДТП.

• Как правило, первыми на месте ДТП оказываются работники ГИБДД, на кото-рых возложена обязанность по сохранению обстановки ДТП, помощь пострадав-шим и принятие мер к задержанию водителей ТС, участвовавших в ДТП. Дейст-вия, проводимые в рамках вышеуказанных обязанностей, часто приводят к из-менению обстановки места ДТП. В таких случаях, необходимо принятие мер для фиксации обстановки на момент ДТП.

• Протокол – главное средство фиксации обнаруженного. Рулеточный метод за-меров дает погрешность ок. 4%. Использовать стереофотограмметрический метод – погрешность 0,2%, занимает около 10 минут всего, фиксирует объемные пара-метры.

Особенности осмотра ТС:

• Осмотр ТС может быть частью осмотра места происшествия или отдельным следственным действием. Часто к осмотру привлекают специалиста-автотехника.

• Основными задачами осмотра ТС являются:

- выявление следов и повреждений, возникших в результате ДТП;

- установление технического состояния ТС.

• Перед началом осмотра необходимо зафиксировать местоположение ТС отно-сительно других ориентиров (других ТС, трупа, обочины, и т.д.)

• При описание повреждений одним из постоянных ориентиров, расстояние от которых замеряется, должен быть уровень дороги.

• Для лучшей фиксации состояния поврежденного ТС производится фотографи-рование по правилам узловой и детальной фотосъемки.

• После выявления и фиксации всех видимых следов и повреждений на ТС необ-ходимо установить техническое состояние ТС. При необходимости детального ис-следования ТС назначается автотехническая экспертиза.

• При осмотре нескольких ТС необходимо сопоставить полученные ими повреж-дения друг с другом.

Особенности осмотра трупа:

• Осмотр трупа на месте ДТП производится по общим правилам. Особое внима-ние уделяется имеющимся на трупе следам и повреждениям, тщательно осматри-вается одежда и обувь.

Особенности допроса водителей ТС, участвовавших в ДТП:

• Достоверность сведений, полученных в результате допроса водителей ТС может быть определена только в совокупности всех собранных доказательств. При отве-тах на вопросы водителям свойственна субъективная оценка собственных дейст-вий и действий других участников ДТП. Это должно быть учтено при проведении допроса.

• Перед допросом необходимо установить личность водителя и проверить нали-чие следующих документов:

- водительского удостоверения;

- технического паспорта на машину;

- документов на перевозку груза;

- путевого листа, и т.д.

• Характер и круг вопрос при допросе определяется в зависимости от характера ДТП.

Особенности допроса потерпевшего:

• Потерпевшими по делам ДТП могут быть пешеходы, велосипедисты, пассажи-ры ТС, водители других ТС, участвовавших в аварии (если установлена их неви-новность).

• Особенностью допроса потерпевших является отсутствие возможности адек-ватной оценки произошедшего события, поскольку часто для этого требуется оценка действий с точки зрения соответствия их правилам безопасности дорож-ного движения. Для такой оценки необходимо знание ПДД, а иногда и специаль-ной подготовки.

• Во избежания давления на потерпевших со стороны виновных в ДТП необхо-димо провести допрос как можно скорее после события ДТП.

Особенности допроса очевидцев ДТП:

• Допрос свидетелей на первоначальном этапе расследование имеет важное зна-чение. Сведения, полученные в результате его проведения, позволяют более объ-ективно судить о произошедшем ДТП.

• Наибольшей ценностью с точки зрения объективности отличаются сведения о ДТП, полученные от очевидцев, обладающих профессиональными навыками: во-дителей ТС, работников ГИБДД, и др.

• Информация, полученная в результате такого допроса, может быть единствен-ной отправной точкой для розыска водителей ТС, скрывшихся с места

87. Розыск водителя и транспортного средства по делам о ДТП

88. Использование судебных экспертиз при расследовании ДТП

Типичные экспертизы по делам о ДТП:

· Судебно-медицинская

· Автотехническая

· Криминалистические

Судебно-медицинская экспертиза по делам данной категории может разрешать следующие вопросы:

- какие повреждения имеются на теле потерпевшего;

- каков их характер, расположение, локализация, механизм образования, последовательность нанесения;

- какие повреждения явились непосредственной причиной смерти потерпевшего;

- когда наступила смерть или причинены повреждения;

- явились ли повреждения результатом ДТП, если да, то каков механизм их происхождения (удар, переезд, сдавливание и т.п.);

- в каком положении находился потерпевший в момент нанесения ему повреждения;

- какими частями ТС могли быть нанесены повреждения;

- принимал ли потерпевший незадолго до смерти алкоголь, наркотические средства, если да, то в каком количестве;

- имелись ли у потерпевшего физические недостатки (зрения, слуха);

- какова его группа крови.

Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств:

ОБЪЕКТЫ:

• кровь,

• частицы мышечной ткани,

• мозговое вещество,

• волосы, –

для определения их принадлежности человеку или животному.

Если они принадлежат человеку, то к какой группе и типу крови относятся и не совпадает ли она с группой крови потерпевшего.

Судебная автотехническая экспертиза компетентна устанавливать:

Ø техническое состояние ТС, отдельных их агрегатов, механизмов и деталей;

Ø характер их неисправности, полученной в результате происшествия;

Ø возможность самопроизвольного изменения режима работы агрегатов и механизмов при эксплуатации и влияние этого на безопасность движения;

Ø причины и время возникновения неисправности ТС;

Ø причинную связь между указанными неисправностями и дорожным происшествием;

Ø механизм (процесс) этого происшествия;

Ø скорость движения ТС перед происшествием;

Ø тормозной и остановочный пути при данной скорости, состоянии и профиле дорожного полотна;

Ø причины заноса и опрокидывания;

Ø техническую возможность предотвращения происшествия;

Ø соответствие действий водителя, пешехода и других лиц требованиям ПДД, Правил технической эксплуатации ТС, иных нормативных документов.

Из криминалистических экспертиз при расследовании дорожно-транспортных происшествий чаще других назначаются трассологические экспертизы:

ü дактилоскопическая,

ü установление целого по частям,

ü следов ТС;

а также технико-криминалистическая экспертиза документов

89. Первоначальные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по делам о пожарах

Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий угрозу жизни людей

Уголовное дело по факту пожара возбуждается незамедлительно при наличии:

· Человеческих жертв

· Крупного материального ущерба

· Признаков поджога или умышленного взрыва

· Данных о сокрытии с помощью пожара другого преступления

· В остальных случаях проводится предварительная проверка

В ходе предварительной проверки заявлений и сообщений о пожаре проводятся:

1. Осмотр места происшествия.

2. Составление акта о пожаре с указанием его причин.

3. Опрос очевидцев, владельцев имущества.

4. Опрос других осведомленных лиц.

5. Получение справки о характере и сумме материального ущерба.

6. Истребование технической документации:

– генеральные планы объекта и строительные чертежи;

– схемы электрических, газовых, отопительных и водопроводных сетей;

– схемы линий пожарной сигнализации и вентиляционной системы;

– техническая документация на оборудование и аппаратуру;

– предписания Государственной противопожарной службы;

– акты пожарно-технической комиссии;

– приказы и инструкции по вопросам пожарной безопасности;

– ведомственные правила пожарной безопасности;

– акты контрольных проверок электрического, газового и другого оборудования;

– акт ведомственной комиссии по расследованию причин пожара и т.д.

Типичные версии первоначального этапа расследования

1) имел место поджог

2) имело место самовозгорание

3) имело место нарушение правил пожарной безопасности

Типичные следственные ситуации:

1. Причина возникновения пожара или взрыва известна:

- осмотр места происшествия;

- допросы потерпевших, свидетелей-очевидцев и других свидетелей;

- назначение судебных экспертиз;

- при необходимости, осуществляется выемка документов, снятие остатков товарно-материальных ценностей, назначение документальной ревизии;

- если установлен подозреваемый - задержание, личный обыск, освидетельствование, допрос, обыски по месту жительства и работы, предъявление лиц или предметов для опознания.

2. Причина возникновения пожара или взрыва неизвестна:

- осмотр места происшествия;

- допросы свидетелей-очевидцев, других свидетелей;

- назначение неотложных экспертиз;

- инвентаризация не уничтоженного огнем или взрывом имущества;

- назначается документальная ревизия;

- проводятся поисковые и оперативно-розыскные мероприятия.

Следственные ситуации первоначального этапа расследования

· Установлены причины пожара и личность подозреваемого

o Следственные действия, проводимые во всех следственных ситуациях

Допросы потерпевшего, очевидцев, иных свидетелей материально ответственных лиц и лиц, в ведении или под охраной которых находился объект; выемка бухгалтерских и иных документов, в том числе предписаний органов Госпожнадзора; назначение экспертиз диагностического характера; при необходимости – назначение ревизий

o Задержание и допрос подозреваемого; личный обыск задержанного; осмотр его одежды; освидетельствование подозреваемого; обыск по месту его жительства; предъявление для опознания; назначение идентификационных экспертиз

· Установлена причина пожара, но личность подозреваемого неизвестна

· Причины пожара и личность подозреваемого не установлены

o Поручение оперативно-розыскных мероприятий в целях установления причин пожара, выявления лиц, виновных в его совершении

o Следственные действия, проводимые во всех следственных ситуациях

Допросы потерпевшего, очевидцев, иных свидетелей материально ответственных лиц и лиц, в ведении или под охраной которых находился объект; выемка бухгалтерских и иных документов, в том числе предписаний органов Госпожнадзора; назначение экспертиз диагностического характера; при необходимости – назначение ревизий

Наиболее характерные экспертизы

· Судебная пожарно-техническая экспертиза

· СЭВМИ

· Судебная электротехническая экспертиза

· Судебно-медицинская экспертиза потерпевших

· Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств

· Инженерно-строительная экспертиза

· Судебно-психиатрическая экспертиза

· Трасологическая экспертиза

· Почерковедческая экспертиза

Технико-криминалистическая экспертиза документов

90. Особенности расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков

Наши рекомендации