Классификация следов транспортных средств
Существует 4 группы следов:
1. Следы по которым можно определить групповую принадлежность т\с
2. Следы по которым можно провести индивидуальную идентификацию т\с
3. Следы по которым можно установить механизм образования следов
4. Сопутствующие следы
Следы по которым можно определить групповую принадлежность т\с
К этим следам относятся: следы колеи, следы протектора, база автомобиля.
Следы колеи
Следы колеи – машина при движении оставляет следы на поверхности земли, асфальта, и эти следы в криминалистике называются следами беговых дорожек. В беговой дорожке отображаются следы протектора.
Протектор – это та часть шины, где имеется рисунок и эта часть при вращении колеса соприкасается с поверхностью земли, асфальта. По характеру отобразившегося рисунка протектора, по ширине беговой дорожки можно с использованием специальных таблиц установить модель шины и соответственно модель автомобиля где эти шины используются.
Следы беговых дорожек оставленные, оставленные колесами, расположенные на одной оси составляют колею. По ширине колеи можно определить групповую принадлежность автомобиля, оставившего следы на месте происшествия (Посмотреть по учебнику как измеряется ширина колеи).
Установить марку автомобиля можно также, если известен диаметр шины. Сделать это можно при условии, если в отпечатке следа на месте происшествия отобразилась какая либо особенность протектора (заплата, трещина, камень в протекторе). Нужно замерить расстояние между одинаковыми отпечатками, делим длину окружности на число 3.14 и получаем диаметр шины.
База автомобиля
База автомобиля – это расстояние между осями передних и задних колес. Способы измерения:
1. Базу автомобиля замеряют по следам остановки (если автомобиль долго стоит на месте остаются вдавленные участки местности)
2. Базу автомобиля можно измерить в том случае если автомобиль двигался по прямой, а затем сдал назад и повернул в ту сторону откуда ехал.
Следы по которым возможна индивидуальная идентификация т\с
В отпечатках следов которые остаются на месте происшествия отображаются различные дефекты шины, повреждения, которые возникают в процессе изготовления шины, при эксплуатации и при ремонте. По этим следам можно установить индивидуальное тождество.
Следы по которым можно установить отдельные обстоятельства произошедшего события
К таким следам относятся следы торможения, следы волочения, следы юза, следы указывающие направление движения транспортного средства.
Следы торможения.
По следам торможения можно установить примерную скорость транспортного средства на момент торможения. Существует формула: в основе этой формула заложена длина тормозного пути, покрытие на котором образовались эти следы, определенные коэффициенты, и по этой формуле определяется скорость движения автомобиля.
Следы волочения
Возникают в тех случаях когда случается наезд машины на какой либо предмет и тащит его за собой. В результате этого образуются динамические следы в виде трас. По этим следам можно определить что произошло, где произошел этот наезд, какое расстояние предмет волокла машина.
Следы указывающие направление движения транспортного средства.
1. Неровности на дне объемных следов
2. При езде по сыпучему грунту частички пыли разлетаются в разные стороны и показывают направление движения автомобиля
3. При переезде движения через лужу, остаются мокрые следы
4. Капли ГСМ, охлаждающей жидкости
5. По рисунку протектора
6. При езде по траве – трава показывает направление
Сопутствующие следы
Сюда относятся: следы оставленные пассажирами, водителем, предметы выпавшие из автомашины, части автомашины и так далее. По этим следам можно установить принадлежность тех или иных предметов, а также можно установить целое по частям
Все следы транспортных средств могут быть подразделены
1. в зависимости от условий следообразования:
a. объемные
Остаются в тех случаях когда машина движется по мягкому грунту
b. поверхностные
i. следы наслоения
ii. следы отслоения
2. по механизму следообразования
a. статические (беговая дорожка)
b. динамические (поверхность шины действует параллельно следовоспринимающего предмета, юз)