Осмотр и фиксация следов транспортных средств

Практика расследования преступлений свидетельствует о том, что следы транспортных средств являются важным источником информации об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия, по которым можно восстановить не только процесс непосредственного взаимодействия автомобиля с другим транспортным средством либо иным препятствием, но и механизм дорожно-транспортного происшествия в целом. Эти следы специфичны для дорожно-транспортных происшествий, но они могут быть также обнаружены при расследовании других преступлений, если при их совершении транспортные средства использовались в качестве орудий или средств преступления или были предметом преступного посягательства.

Анализ следов транспортных средств на месте происшествия позволяет установить групповую принадлежность транспортного средства, т.е. его вид, марку, модель, наличие неисправностей некоторых механизмов (например, по следам торможения можно сделать вывод о неодновременном действии колесных тормозов; если на месте происшествия обнаружено тормозная жидкость – о неисправности гидравлического привода тормозов), а также отдельные обстоятельства происшествия (например, установление места дорожно-транспортного происшествия, направления и скорости движения транспортных средств до и после ДТП, причин и механизма происшествия, характера действий отдельных его участников).
Изучение следов на месте происшествия и дальнейшее их исследование иногда помогают установить и другие факты, например, вид перевозимого груза, какие вещества могли попасть на транспортное средство с места происшествия (частицы краски, крови, волокна древесины, стебли растений и т.д.).

Обнаруженные следы, объекты и предметы должны быть грамотно зафиксированы в протоколе следственного действия. От качественной фиксации следов и объектов на месте любого преступления, в том числе и ДТП, зависит дальнейшее успешное расследование уголовного дела. Процессуальная фиксация следов транспортных средств имеет свои особенности, потому что при описании применяется специальная терминология, выполняются характерные только для данного вида следов измерения.

Виды следов транспортных средств

Все следы транспортных средств подразделяются на следы ходовых частей (колеса, гусеницы, полозья и т.д.), следы выступающих частей транспортного средства (бамперы, радиаторы, кузова, борта и т.д.), отделившиеся детали и части (осколки фарного стекла, частицы лакокрасочного покрытия, крепежные детали и т.д.), а также пролившиеся жидкости (топливо, смазочные масла и т.д.), часть упавшего груза.

Следы ходовых частей подразделяются на:
1. По состоянию колес в момент следообразования - следы качения и следы скольжения.

Следы качения – это следы, которые возникают в результате вращательно-поступательного движения колеса, торможения и пробуксовки. Следы качения являются следами относительного покоя, т.е. статическими, так как сила давления направлена перпендикулярно следовоспринимающей поверхности.
Следы скольжения – это следы, которые возникают при полной блокировке колес в процессе торможения или при боковом заносе.

2.В зависимости от свойств воспринимающей поверхности – поверхностные и объемные.

Поверхностные следы подразделяются на следы наслоения и следы отслоения. Различают следы наслоения позитивные и негативные. Если в следе наслоения отобразилась выступающая часть рисунка протектора, то они называются позитивными, если следы образованы за счет грязи, застрявшей в углублениях протектора, то они называются негативными.

Объемные следы образуются на песке, рыхлой земле, влажной глине, снегу, размягченном асфальте и представляют собой углубления, отображающие признаки внешнего строения контактных поверхностей ходовых частей транспорта.

Следы выступающих частей транспортного средства являются следами контактного взаимодействия. Они образуются при:
- столкновении двух и более транспортных средств;
- ударе транспортного средства по телу (одежде) пострадавшего;
- переезде через тело человека;
- контакте транспортного средства с объектами окружающей обстановки.

Наши рекомендации