Фиксация следов транспортных средств

Следы транспортных средств имеют боль­шое значение для раскрытия преступлений Ценную информацию можно получить при осмотре любых выступающих частей этих средств (бамперов, облицовка радиатора, кабины, кузова, фар, подфарников и т. п.) Однако наибольшее значение имеют следы от ходовой части: колея, оставляемая протекторами шин, металла, шинами или деревянными колесами гужевого транспорта, гусеницами, полозьями саней и т. п.

Шиной автомобиля, мотоцикла, велосипеда называется комплект, состоящий из камеры, покрышки, оставвляющей след, и прокладки между камерой и ободом колеса.

На внешней стороне покрышки автомобильной шины обозначаются ее модель, размеры, наименование завода-изготовителя (начальной буквой), месяц и год выпуска. Размеры шин указываются в дюймах (1 дюйм = 25,4 мм), На автомобильных шинах низкого давления (1,75—. 5,5 атм.) обозначаются размеры ширины их профиля и внутреннего диаметра, разделенные знаком —. Напри­мер, обозначение «Я-44, 7,5—20 М V 78» расшифровы­вается так: «Шина низкого давления, модель Я-44, ши­рина профиля шины — 7,5 дюйма, ее внутренний диа­метр— 20 дюймов, московский завод, май 1978 г.».

На автомобильных шинах высокого давления (5,5— 7 атм.) обозначаются размеры их внешнего диаметра и ширины профиля, разделенные знаком X.

На велосипедных шинах обозначаются размеры их внутреннего диаметра и высота профиля, разделенные знаком X.

Чаще всего след оставляет протектор, т. е. соприка­сающаяся с дорогой часть покрышки, имеющая специ­фическую форму поверхности. По рисунку протектора можно устанавливать модель шины.

При . движении автомобиля по прямой на дороге остаются только следы его задних колес (следы перед­них колес полностью или частично уничтожаются задни­ми колесами). Такие следы нужно прослеживать до по­ворота, поскольку на нем видны следы всех колес.

Трехосный автомобиль оставляет на повороте следы колес первой и третьей осей. Следует также иметь в ви­ду, что если автомобиль имеет прицеп, следы его колес перекрываются следами колес его задней оси. Прицеп оставляет волнообразные следы.

Ширина колеи определяется путем измерения рас­стояния между центрами следов левого и правого колес.

0ри наличии следов двускатных колес автомобилей измеряется расстояние между средними линиями отпе­чатков протекторов. Если следы неполные, нужно изме­рить расстояние между аналогичными элементами ри­сунков следов (см. рис. 13).

Длина следа одного оборота колеса определяется измерением расстояния между двумя соседними отпе­чатками с одними и теми же особенностями шины (за-

Фиксация следов транспортных средств - student2.ru

Рис. 13. Схема измерения колеи:

аб— колея; вг — ширина следа колеса; К — колея, измеренная по следам двускатных колес

платами, выбоинами, трещинами и т. п.). Длина следа одного оборота равна длине окружности колеса.

Соотношение между отдельными размерами автомо­бильной шины определяется по следующим формулам:

1) /) = __?, где!) — внешний диаметр шины, а 5—>

длина окружности шины, равная следу одного оборота колеса; 2) О=а + (2В — 2 дюйма), где с? — внутренний

гч » г

диаметр шины, а В — ширина ее профиля; 3) Л= г-у, где М — ширина протектора.

При описании следов автомобиля (мотоцикла, вело­сипеда) в протоколе осмотра места происшествия сле­дует отражать:

1) их местонахождение на участке прямолинейного движения, на повороте и поверхность, на которой они найдены;

2) вид и состояние грунта или покрытия дороги (асфальтированная, грунтовая дорога; глинистый, черноземный, песчаный грунт; грунт влажный, сухой % т.п.);

3) вид следов (поверхностные, объемные);

4) количество следов;

5) соотношение между следами передних и задних колес (полностью ли перекрыты следы передних колес или часть этих следов сохранилась в виде полоски (нужно указывать ее ширину);

6) размер колеи;

7) ширину отображения беговой дорожки протек­тора;

8) максимальную глубину объемных следов по отно­шению к поверхности дороги;

9) строение рисунка протектора (состоящий из ша­шек, извилистых, ломаных линий и т. п.);

10) форму, размеры и расположение отпечатков осо­бенностей поверхности колеса или шины (заплат, тре­щин, выбоин и т. п.);

11) длину следа одного оборота колеса (опреде­ляется по одной из повторяющихся особенностей);

12) длину следа торможения, радиус поворота;

13) признаки, характеризующие направление движе­ния;

14) части (детали), а также вещества, отделившиеся от того или иного транспортного средства, их располо­жение относительно следов колес транспортного сред­ства либо других ориентиров;

15) приемы и средства, использовавшиеся специа­листом для изъятия следов и иных объектов.

При определении направления движения автомобиля следует учитывать следующее:

1) в следах шин повышенной проходимости вершины углов рисунка, как правило, направлены в сторону, про­тивоположную направлению движения автомобиля;

2) направление окрашенных следов колес, образую­щихся в результате воздействия на них воды и грязи при переезде автомобилем луж, а также следов их высы­хания совпадает с направлением движения автомобиля;

3) вытянутые концы капель жидкости, масла, стекаю­щие с автомобиля, при его движении обращены в сто­рону движения;

4) концы сломанных при их переезде автомобилем палок, веток, соломинок обращены в сторону движения;

5) угол схождения следов на поворотах меньше угла их расхождения;

6) дно следа иногда состоит из уступов, пологие сто­роны которых обращены в сторону движения;

7) около следов в пыли образуются валики, состав­ляющие со следом острый угол, вершина которого на­правлена в сторону движения;

8) кусочки грунта перемещаются колесами в сторо­ну, противоположную направлению движения;

9) трава приглаживается буксующими колесами в сторону, обратную направлению движения;

10) около вдавленных в грунт автомобилем камней образуется зазор со стороны, противоположной направ­лению движения автомобиля.

Ниже приводится примерное описание в протоколе следов автомобиля:

«...В 15 м справа от шоссейной дороги (если стать лицом к югу) и в 5 м 10. см от трупа, на песчаном грунте обнаружены отчетли­вые объемные следы от протекторов автомашины. Следы направле­ны по линии северо-запад — юго-восток. Они ^состоят из двух бего­вых дорожек. Ширина каждой из них—15 см. Максимальная глу­бина следов — 5 см. Размер колеи—167,5 см. На отдельных участ­ках следов хорошо выражены ступеньки, пологие стороны которых обращены на северо-запад. На одном из участков левой дорожки (если стать лицом к юго-востоку] имеется вдавленный камешек. В следах отобразился рисунок протекторов шин, состоящий по бо­кам из двух тонких параллельных полос с расстоянием между ними 4 мм, а посередине — из многочисленных несколько выгнутых пря­моугольников размером 5X2,5 см. На левой беговой дорожке (если стать лицом к юго-востоку) обнаружена повторяющаяся особенность в виде стертости продолговатой формы, наибольшая длина которой составляет 8 см, а наибольшая ширина — 2,5 см. Расстояние между соседними аналогичными особенностями — 225,3 см. Следы измеря­лись при помощи мягкой рулетки и линейки с миллиметровыми де­лениями. Произведена фотосъемка с целью запечатления общего вида следов и их отдельных участков фотоаппаратом «Зенит-Е» (объектив «Индустар-50», диафрагма — 8, выдержка — 1/60, плен­ка — 65 единиц) при естественном дневном освещении (относитель­но ясной погоде). Изготовлены гипсовые слепки».

Колеса гужевого транспорта имеют металлические, пневматические, сплошные и составные резиновые шины. Редко встречаются колеса без шин.

Металлические шины представляют собой кольцеоб­разно изогнутые железные полосы, концы которых сва­рены между собой. В большинстве случаев место сварки легко обнаружить по образующемуся на нем шву. Эти шины прикрепляются к колесам гвоздями, болтами, захватками.

Пневматическими шинами оснащаются гужевой транспорт, предназначенный для перевозки людей, и грузовые повозки. Причем на гужевом грузовом транспорте нередко устанавливаются те же шины, что и на легковых автомобилях и мотоциклах.

Составные резиновые шины состоят из ряда самостоя­тельных резиновых кубиков, укрепленных на колесе друг за другом. Каждый резиновый кубик составной шины оставляет в следе свой отпечаток. След от такой шины представляет собой полосу, состоящую из ряда квадра­тов. Составными резиновыми шинами оснащаются лег­ковые гужевые транспортные средства (пролетки, линей­ки, дрожки).

Колеса без шин могут быть деревянными и металли­ческими. Деревянные колеса устанавливаются на транс­портных средствах, предназначенных для перевозки небольших грузов по грунтовым дорогам. Они оставляют след своего обода. Обод представляет собой деревянный брусок, согнутый кольцом. Концы обода скрепляются между собою шипом. Если шип хорошо выражен и концы спиц выходят на поверхность обода, они отпечаты­ваются в следе. Часто рассматриваемые нами транспорт­ные средства оснащаются ободами, имевшими ранее металлические шины. Поскольку концы таких ободов обычно не скреплены шипами, они расходятся в стороны, образуя небольшой промежуток. При этом последний от­печатывается в следе.

Металлические колеса, предназначенные для исполь­зования без шин, имеют согнутый в кольцо обод в виде железной полосы со сваренными концами. Такие колеса устанавливаются на сельскохозяйственных машинах. В оставляемых металлическими колесами следах отпе­чатываются обод, концы спиц, выходящие на его поверх­ность, и шов в месте сварки.

Гужевой четырехколесный транспорт существенно от­личается от автомобильного по устройству и креплению колес и осей. Эти отличия состоят в следующем:

1) оси его колес устанавливаются не точно по отно­шению друг к другу. Поэтому нередко одна из осей оказывается смещенной в сторону относительно другой;

2) колеса устанавливаются на осях с большим допуском, что позволяет им во время движения перемещаться вдоль осей. Вследствие отмеченных конструктив­ных недостатков следы гужевого четырехколесного транс­порта при его прямолинейном движении могут распола­гаться самым различным образом. Поэтому определить, какие следы оставлены передними колесами, а какие — задними, можно только в тех случаях, если след заднего колеса то перекрывает след переднего, то идет отдельно от него, а также на поворотах;

3) для гужевого транспорта характерно частое обра­зование так называемой восьмерки колеса, т. е. прогиба последнего в сторону от плоскости его вращения. Вслед­ствие этого каждая точка обода при вращении колеса как бы описывает восьмерку. При этом образуется рав­номерный волнообразный след, который повторяется че­рез промежутки, равные длине окружности колеса.

При описании в протоколе следов гужевого четырех­колесного транспортного средства необходимо зафикси­ровать:

1) рельеф рисунка шин (если следы оставлены пнев­матическими шинами или сплошными резиновыми шина­ми с рельефным рисунком). Для этого предварительно проверяют, все ли шины имели одинаковый рисунок. Если следы передних колес на прямой не видны, так как покрыты следами задних, необходимо найти место пово­рота транспортного средства и на нем осмотреть следы передних колес;

2) длину следа одного поворота колеса (определяет­ся тем же способом, что и длина следа одного поворота колеса автомобиля);

3) ширину следов. Желательно измерить ширину сле­дов всех колес. Если оба следа или один из следов пе­редних колес полностью не видны, поскольку частично покрыты следом заднего колеса, нужно измерять ширину следа переднего колеса на повороте. Если поворот обна­ружить не удается, рекомендуется вначале измерять только верхний след заднего колеса, а затем оба следа (верхний и нижний) вместе. В тех случаях, когда след заднего колеса покрывает след переднего полностью, нужно измерять только след заднего колеса. Ширину следов не измеряют, если плохо просматриваются их края. Это характерно, в частности, для поверхностных следов железных шин, образованных на твердой дороге.

При измерении ширины следов нужно иметь в виду, что ширина следа пневматической шины обычно меньше размеров ее профиля, а ширина следов сплошной и со­ставной резиновых шин немного больше ширины самих шин, поскольку размеры последних под давлением груза увеличиваются;

4) расположение следов, оставленных на прямом от­резке дороги, определяется путем измерения расстояний между ними, осуществляемого с учетом размещения этих следов. Если следы идут отдельно, делаются три изме­рения: от первого переднего края следов до второго, от второго — до третьего и от третьего до четвертого.

Если оба следа или какой-либо один след передних колес частично или полностью покрыты следом заднего: колеса, такой состоящий из двух след принимается за один. Поэтому если один из следов совмещается с дру­гим, а два следа идут отдельно, надо сделать не три, а два измерения. Если же оба следа передних колес совмещаются со следами соответствующих задних колес, следует производить только одно измерение.

Если при осмотре места происшествия выясняется, что расстояние между следами не является постоянным, а изменяется, этот факт нужно зафиксировать в прото­коле. При этом все измерения производятся не в одном, а в двух местах: в месте, где следы сходятся наиболее близко друг к другу, и там, где они расходятся наиболее далеко.

В протоколе также указывается, след какого колеса свидетельствует о наличии восьмерки (если это можно определить по расположению следов).

Наши рекомендации