Понятие и значение социального партнерства в сфере труда

Понятие «социальное партнерство» рассматривается как принцип трудового права, способ разрешения трудовых споров, средство и форма взаимодействия, инструмент регулирования социально-трудовых отношений, форма организации взаимодействия работодателей, работников и государства, обеспечивающая их законные интересы в сфере социально-трудовых отношений.

Социальное партнерство является противоположностью классовой борьбы между трудом и капиталом. В большинстве западных стран в это понятие вкладывается следующее содержание:

а) согласование между партнерами на высшем (национальном) уровне распределения доходов и социально-экономической политики в целом, включая разработку основных критериев и показателей социальной справедливости и мер по защите интересов субъектов трудовых отношений;

б) переговорный процесс коллективно-договорного характера и урегулирования возникающих между сторонами противоречий и разногласий;

в) наличие механизмов и институтов, используемых для согласования интересов социальных партнеров на разных уровнях;

г) участие наемных работников в управлении предприятием;

д) снижение уровня и смягчение остроты социальных конфликтов посредством разнообразных методов примирения сторон и судебных процедур.

В России формирование правовой базы социального партнерства началось с Указа Президента РСФСР от 15.11.1991 № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)»; далее были приняты Закон РФ от 11.03.1992 № 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» (в настоящее время утратил силу) и Федеральный закон от 01.05.1999 № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулиро-ванию социально-трудовых отношений». 1 февраля 2002 г. вступил в силу ТК РФ, ст. 23 которого посвящена социальному партнерству в сфере труда. Согласно ей, социальное партнерство в сфере труда (далее – социальное партнерство) – это система взаимоотношений между работниками (предста-

вителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Цель социального партнерства – согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, направленное на установле-ние государственных гарантий прав работников и создание благоприятных условий, при которых в равной степени реализуются права работников и работодателей.

Современные ученые используют теорию трипартизма – это модель социального партнерства, которая предполагает трехстороннее сотрудни-чество между трудящимися, предпринимателями и государством (в лице правительства или исполнительного органов власти) на федеральном, региональном и территориальном уровнях. Российская модель социального партнерства тяготеет к трипартизму ввиду высокой степени включенности в эти отношения органов государственной власти и органов местного самоуп-

равления. Государство выступает в нескольких лицах, а именно как собствен-

ник, крупный работодатель и посредник в отношениях между различными социальными группами.

Согласно ст. 24 ТК РФ основными принципами социального партнерст-

ва являются: равноправие сторон; уважение и учет интересов сторон; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Социальное партнерство представляет собой целостную систему. Эта система включает уровни:

- федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в РФ;

- межрегиональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;

- региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;

- отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

- территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

- локальный уровень, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Формы социального партнерства изложены в ст. 27 ТК РФ. К их числу относятся:

а) коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

б) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

в) участие работников, их представителей в управлении организацией;

г) участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Также на практике могут использоваться иные формы социального партнерства: проведение предварительного обсуждения проектов законов и иных нормативных правовых актов в области социально-трудовых отноше-

ний, федеральных, региональных и местных программ в сфере труда, заня-тости населения, миграции рабочей силы и социального обеспечения; осуществление совместной работы по совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование и развитие системы социального партнерства; соблюдение и реализация достигнутых договоренностей между сторонами; обеспечение полной и достоверной информацией сторон социального партнерства, а также освещение в СМИ работы органов социального партнерства.

Наши рекомендации