Общественная форма внесудебной защиты прав граждан в сфере социального и пенсионного обеспечения
Довольно распространенным органом социальной защиты прав граждан в области общественного обеспечения, обладающим оформленным правоверным статусом, выступает комиссия (уполномоченный) по общественному страхованию. В соответствии с Типовым положением о данной комиссии (уполномоченном) она формируется в учреждениях автономно от форм собственности, зафиксированных в качестве страхователей в местных органах ФСС РФ, с количеством сотрудников более сотни населения. В учреждениях с количеством сотрудников более тысячи человек комиссии могут формироваться в системных подразделениях. Если же количество сотрудников в учреждении менее сотни человек, функции комиссии может осуществлять уполномоченный по общественному страхованию.
Члены комиссии выбираются из ряда представителей администрации страхователя (сотрудники службы управления служащими, экономической, финансовой, бухгалтерской и юридической служб и др.), а также профсоюзного объединения или трудящегося коллектива на общественном собрании (конференции) рабочего коллектива. В такой же последовательности выбирается уполномоченный по социальному страхованию.
Положение о комиссии или уполномоченном формируется в каждой компании - страхователе на базе Типового положения и закрепляется общественным собранием (конференцией) рабочего коллектива. В положении устанавливаются количество членов комиссии, нормы представительства от администрации и профсоюзов (трудящегося коллектива), срок полномочий комиссии, последовательность принятия ею решений и т.д.
Комиссия анализирует спорные вопросы снабжения пособиями по общественному страхованию, появившиеся между сотрудниками и администрацией компании. Комиссия должна в десятидневный срок разбирать заявления (жалобы) сотрудников компании по вопросам общественного страхования. Решения комиссии фиксируются протоколом.
При зарождении спора между комиссией и администрацией компании-страхователя, а также при условиях неосуществления администрацией решений комиссии, комиссия может обращаться в местный территориальный орган ФСС РФ. Следовательно, администрация страхователя или застрахованное лицо вправе обжаловать решения комиссии в территориальный орган ФСС РФ.
Контроль над работой комиссии реализовывает территориальный орган ФСС РФ.
В некоторых государственных органах по их личным постановлениям формируются внутренние структуры, предопределенные для решения спорных моментов предоставления некоторых вариаций социального обеспечения[25]. Например, приказом Генеральной прокуратуры РФ от 6 декабря 2002 г. № 72 ратифицировано Положение о комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации по решению спорных вопросов пенсионного обеспечения. Документ ратифицирован согласно п. 1.5 Положения об исчислении выслуги лет, установлении и выплате пенсий и пособий следователям и прокурорам, ученым и педагогическим сотрудникам органов и учреждений прокуратуры РФ, обладающим классными званиями, и их родным, который ратифицировано постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 942. В обозначенном пункте говорится о том, что спорные вопросы установления и выплаты пенсий, также это касается вопроса о зачете в выслугу лет некоторых этапов службы (работы, учебы), разрешаются комиссией Генеральной прокуратуры РФ, положение о которой ратифицируется Генеральным прокурором РФ.
Комиссия включает в себя 5 человек. Индивидуальный состав комиссии ратифицируется приказом Генерального прокурора РФ. Главными целями комиссии выступают: разбор спорных вопросов, появляющихся в ходе использования нормативных правовых документов об исчислении выслуги лет и установлении пенсий сотрудникам прокуратуры и их близким; создание цельной практики использования законодательства о пенсионном обеспечении следователей и прокуроров и их родных пенсионными службами прокуратур субъектов РФ. Комиссия разбирает спорные вопросы установления и перерасчета пенсий, исчисления выслуги лет и общего рабочего стажа, исчисления сроков установления или перерасчета пенсий и др[26].
Комиссия вправе призывать на свои собрания заинтересованных лиц, передавать поручения отделу пенсионного обеспечения Управления кадров Генеральной прокуратуры РФ, спрашивать нужные данные, аннулировать или менять свои решения по снова обнаружившимся обстоятельствам.
Положение о комиссии контролирует и отдельные процессуальные моменты деятельности. Так, заседания комиссии осуществляются по мере надобности или не меньше одного раза в два месяца при присутствии не меньше трех членов комиссии. Период исполнения заседания комиссии и область лиц, которые подлежат приглашению на собрание, устанавливает главное лицо комиссии. Сбор данных к заседанию комиссии выполняет секретарь. Решения комиссии выносятся простым превалирующим числом голосов. При равноправии голосов право заключительного решения остается за председателем комиссии. Заседание комиссии фиксируется протоколом, который заверяют председатель и секретарь комиссии. Заявителю посылается выдержка из решения комиссии.
Вынесенные комиссией постановления выступают обязательными для реализации всеми органами прокуратуры РФ. Постановление комиссии может быть обжаловано Генеральному прокурору РФ или в суде.
Комиссии по рассмотрению спорных вопросов в сфере пенсионного обеспечения функционируют и в иных министерствах и ведомствах силового блока - Минобороны России, ФСБ России, МВД России, ФСИН России, а также в судебной последовательности. Скажем, Инструкцией о формировании работы по пенсионному обеспечению в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации, ратифицированной приказом МВД России от 27 мая 2005 г. № 418, предопределено формирование комиссий МВД, Управления внутренних дел (УВД), Главного управления внутренних дел (ГУВД) субъектов РФ по рассмотрению спорных аспектов по пенсионному обеспечению (п. 12.2.3). В ФСБ России функционирует комиссия по рассмотрению спорных аспектов (Последовательность формирования пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности, ратифицированного приказом ФСБ России от 1 мая 2003 г. № 302, п. 11). В структуре ФСИН России разногласия по зачету в выслугу лет для установления пенсии разнообразных этапов службы, работы и учебы работников разбираются комиссией территориального органа или главной аттестационной комиссией. Препирательства по назначению и определению размеров сумм материального довольствия для начисления пенсии рассматриваются руководителем территориального органа, а при многообразной подчиненности пенсионного органа и подразделения финансовой службы – финансовым и экономическим управлением ФСИН России. Данные положения фиксированы в п. 13.1 и 13.2 Инструкции о формировании работы по общественному обеспечению работников и их родных в уголовно-исполнительной структуре, ратифицированной приказом Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 258.
При появлении спорных моментов по вопросам установления ежемесячного бессрочного содержания судей данные вопросы выдвигаются на разбор комиссии, в которую входят представители Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Формирование подобной комиссии предопределено п. 7.2 Инструкции о последовательности установления и выплаты каждый месяц бессрочного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, Федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ратифицированной Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Верховным Судом РФ 3, 9 и 29 июля 2003 г.
Положение о Комиссии по разбору появившихся спорных моментов при установлении каждый месяц бессрочного содержания судьям ратифицировано Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Верховным Судом РФ 1, 19 июля и 6 сентября 2004 г. Объектом разбора Комиссии выступают спорные аспекты, появляющиеся при установлении и выплате: каждый месяц бессрочного содержания судьям, которые пребывают в отставке, бывшим судьям и бывшим государственным арбитрам; каждый месяц прибавки к доходу в размере пятьдесят процентов от ежемесячного бессрочного содержания судьям, обладающим правом на приобретение каждый месяц бессрочного содержания в полном объеме, но также продолжающим осуществлять свою деятельность; каждый месяц компенсирования в связи со смертью судьи не способным работать членам семьи, которые находились на его содержании[27].
Комиссия разбирает жалобы (заявления) на решения комиссий по установлению на каждый месяц бессрочного содержания, сформированных при краевых и областных судах, верховных судах республик, судах автономной области и автономных округов, судах городов федерального значения, Главном управлении обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента, управлениях (отделах) Судебного департамента в субъектах РФ (дальше - Комиссии по определению ежемесячного бессрочного содержания). Помимо разбора жалоб (заявлений), Комиссия вправе давать объяснения по вопросам употребления Инструкции о последовательности установления и выплаты каждый месяц бессрочного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции и мировым судьям. Комиссия выносит растолкования вследствие возникновения запросов, которые поступили от судей федеральных судов, мировых судей, также состоящих в отставке, бывших судей, их представителей. Запросы могут также исходить от председателей и членов комиссий по установлению и определению ежемесячного бессрочного содержания, руководителей управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ, председателей федеральных судов общей юрисдикции, руководства Судебного департамента, при которых сформированы комиссии по установлению и определению ежемесячного бессрочного содержания, членов семей умершего судьи, которые пребывали на его содержании, их представителей. Изъяснения Комиссии обладают рекомендательным характером[28].
В Положении о Комиссии устанавливается последовательность ее образования и работы. Составляющими Комиссии выступает квалификационная коллегия судей по указанному вопросу. В данную коллегию входят судьи от Верховного суда РФ и от Судебного департамента РФ. Состав Комиссии провозглашается постановлением Генерального директора Судебного департамента. Председателя, заместителя председателя и секретаря члены Комиссии выбирают автономно.
Жалоба (заявление) разбирается около месяца, данный срок исчисляется с времени регистрации.
Решение Комиссии выносятся обычным превалирующим числом голосов се членов, которые присутствовали на заседании. Члены Комиссии не могут не принимать участие в голосовании. При одинаковом количестве голосов постановление Комиссии считается утвержденным в пользу лица, жалоба (заявление) которого разбирается Комиссией.
Комиссия выносит одно из последующих решений: оставить решение комиссии по установлению на каждый месяц бессрочного содержания без изменения; аннулировать решение и отправить документы на новое рассмотрение в комиссию по установлению и определению ежемесячного бессрочного содержания. Постановление Комиссии об отмене решения и назначении документов на повторное рассмотрение выступает обязательным для осуществления и фиксируется в действие положениями соответственных должностных лиц в срок до пяти дней со дня поступления (регистрации) постановления Комиссии. При условии несогласия с решением Комиссии лицо, по жалобе (заявлению) которого принято обозначенное постановление, может в дальнейшем обжаловать его в судебном порядке.
Соответственные структуры формируются в органах ПФР. В Исполнительной дирекции ПФР сформировано Управление по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, компаний и страхователей. На управляющих отделениями ПФР в субъектах РФ поручено обязательство по образованию подразделений по взаимодействию с обращениями граждан.
Постановлением Правления ПФР от 2 ноября 2007 г. № 275п ратифицирована Инструкция по взаимодействию с обращениями граждан, застрахованных лиц, компаний и страхователей в Ревизионной комиссии ПФР и Исполнительной дирекции ПФР и Постановление о формировании приема населения, застрахованных лиц, представителей компаний и страхователей в Пенсионном фонде Российской Федерации. В Инструкции заключаются общие положения, правовые нормы о приеме и фиксации письменных обращений граждан, сроках разбора обращений граждан, контроле реализации обращений, образование дел по обращениям, формирования рассмотрения обращений, а также о работе но обобщению и рассмотрению обращений[29]. Положение о формировании приема заключает общие положения, нормы о создании приема населения, приеме населения первым заместителем, Исполнительным директором ПФР и его заместителями, заместителями Председателя Правления ПФР, приема граждан руководителями структурных подразделений Исполнительной дирекции ПФР, их заместителями и прочими лицами, которые, в свою очередь, наделены нужными для этого полномочиями, по аспектам, имеющим отношение к их компетенции.