Уголовная ответственность при добровольном отказе соучастников
Свое практическое применение норма закона об уголовной ответственности о добровольном отказе находит только при неоконченном преступлении.
Добровольный отказ соучастников подробно регулируется ст. 30 УК ДНР (и ст. 31 УК РФ). Часть 1 ст. 30 УК ДНР считает добровольным отказом: «... прекращение лицом приготовления к преступлению либо прекращение действия (бездействия),непосредственно направленного на совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца». В ч. 2 указанной статьи сказано, что лицо не подлежит уголовной ответственности, если оно добровольно и окончательно отказалось от доведения этого преступления до конца. Здесь речь идет об исполнителе преступления. Он может отказаться от преступления, просто прервав его осуществление либо не начиная последнее. Отказ должен быть окончательным и бесповоротным, а не временным прерыванием преступной деятельности.
Правовое значение добровольного отказа заключается, прежде всего, в том, что он является основанием для не привлечение лица, совершившего преступление, к уголовной ответственности за предварительную преступную деятельность и рассматривается как средство уголовно-правового воздействия, поскольку основное назначение добровольного отказа от доведения преступления до конца состоит в предупреждении и пресечении преступлений путем стимулирования описанного в ст. 30 УК ДНР поведения[61].
Это связано с тем, что под время совершения преступления могут возникнуть новые обстоятельства и мотивы, противостоят ранее сформированном умысла на совершение преступления. Под влиянием таких факторов у лица может возникать понимание о необходимости не только изменить, но и вовсе прекратить начатую преступную деятельность. Подобная модификация и пресечения совершения преступления может иметь место не только помимо воли лица, но также и благодаря его воли. И если в первом случае речь идет о неоконченное преступление, то во втором -о добровольном отказе от доведения до преступления конца[62].
Добровольный отказ исполнителя преступления не имеет каких-либо специфических особенностей и возможен при совокупности следующих условий:
¾ начатое преступление не доведено до конца;
¾ исполнитель осознаёт возможность доведения преступления до конца;
¾ отказ является добровольным, а не вынужденным;
¾ отказ является окончательным;
¾ если фактически совершённое виновным содержит состав другого преступления, он освобождается от уголовной ответственности только за то посягательство, от доведения которого до конца отказался.
Итак, основанием уголовной ответственности соучастников является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законом. Особенность соучастия состоит лишь в том, что признаки состава и его границы очерчены как признаками конкретного состава, закрепленными в статье Особенной части УК ДНР, так и признаками, сформулированными в ст. 32 УК ДНР. При этом закон содержит постоянные, общие для всех преступлений, признаки организации, подстрекательства и пособничества.
Каждый соучастник несет ответственность за лично совершенные опасные деяния. Конкретное наказание, избираемое соучастнику, зависит от характера и степени его участия в преступлении.
Эксцессом исполнителя признается совершение им действий, выходящих за пределы умысла остальных соучастников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. В современных условиях происходит возрастание количества преступлений, совершаемых в соучастии: групповых, организованных форм преступного поведения, Уголовный закон (ст. 31 УК ДНР и ст. 32 УК РФ) даёт понятие соучастия в преступлении. Следует подчеркнуть, что общего подхода к определению и содержанию института соучастия в мире не существует. Согласно УК, соучастием в преступлении признаётся умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления. Понятие соучастия, содержащееся в диспозиции ст. 31 УК ДНР, является обобщенной характеристикой всех проявлений общей преступной деятельности;
2. Основные признаки соучастия в преступлении: во-первых, соучастие возможно в умышленном преступлении. Умысел предполагает намерение совершить преступление и виновное лицо принимает волевые усилия для его совершения. При неосторожном преступлении правонарушитель не имеет намерения совершить преступление и значит не готовит и не имеет соучастников; во-вторых, в преступлении принимают участие два или более лица, то есть оно имеет групповой (или организованный характер). При этом все соучастники должны иметь признаки субъекта преступления: физические, вменяемые лица, достигшие возраста с которого наступает уголовная ответственность; в-третьих, групповая деятельность (соучастие) предполагает также такой признак, как совместность, участие вместе, ориентация на совместный преступный результат, а также наличие причинной связи между действиями (бездействием) каждого соучастника и совокупными преступными последствиями (угрозой наступления таких последствий). И, несмотря на то, что конкретное общественно опасное деяние выполняется лишь исполнителем, действие (бездействие) других соучастников создают необходимые условия и причинно связаны с деянием исполнителя.
3. Форма и виды соучастия позволяют индивидуализировать уголовную ответственность в зависимости от роли и степени общественной опасности каждого соучастника. В большинстве случаев за совершение преступления в группе, в составе организованной группы или преступного сообщества степень общественной опасности преступного посягательства возрастает, как бы «усиливается» криминальный эффект такой деятельности в результате чего законом предусмотрена более строгая уголовная ответственность. Установление и закрепление роли каждого соучастника позволяет правильно квалифицировать преступные деяния и индивидуализировать их ответственность.
4. Основанием уголовной ответственности соучастников является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законом. Особенность соучастия состоит лишь в том, что признаки состава и его границы очерчены как признаками конкретного состава, закрепленными в статье Особенной части УК ДНР, так и признаками, сформулированными в ст. 32 УК ДНР. При этом закон содержит постоянные, общие для всех преступлений, признаки организации, подстрекательства и пособничества.
Каждый соучастник несет ответственность за лично совершенные опасные деяния. Конкретное наказание, избираемое соучастнику, зависит от характера и степени его участия в преступлении.
5. С целью совершенствования уголовного законодательства, предлагается ст. 31 УК ДНР дополнить частью второй и изложить ее в следующей редакции:
«2. Под соучастием в преступной деятельности признается соглашение лица с целью совершения неограниченного количества определенных уголовных правонарушений, что означает стойкую связь между участниками такого преступного объединения, что и отличает преступную деятельность от соучастия в преступлении, где связь между соучастниками прекращается после совершения одного или нескольких преступлений».