IV. Побудительное обращение к адресату

Сегодня в России есть только одна политическая сила, способная кардинально изменить ситуацию в пользу коренных народов страны – это Русское Национальное Движение. Несмотря на бешеное сопротивление режима, в стране нарастает процесс объединения многочисленных разрозненных русских организаций в единую политическую силу.

Россия - для русских и русский народ должен стать хозяином своей земли.

Нельзя поддерживать эту власть и ходить на выборы! Она уничтожила все возможности свободного выбора!

Описанная выше схема может иметь различные варианты. Очень важно разграничение негативной информации в отношении какого-л. лица, группы лиц, которое автор целенаправленно передает своим текстом, создает только негативный образ «чужих» на фоне только позитивного образа «своих» (полярность оценок «мы / они» обязательна), выражает стремление унизить тех, о ком говорит, описывает негативные действия, выражает сильные негативные чувства по отношению к предмету речи (собственно, то, что является действительно «экстремистскими» высказыва­ниями, направленными на «разжигание розни») и критики, анализа недостатков. Критика тоже может быть резкой.

Лингвисты (А.Н. Баранов, М.А. Осадчий, К.И. Бринев и др.) предлагают для этого учитывать речевую цель, которой сообщается негативная информация, социальную направленность текста, характер негативной информации. Экстремистские речевые произведения содержат проявления негативного эмоционального отношения автора к предмету речи, причем это отношение направлено на личность.

«(а) объектом негативной эмоциональной оценки являются личные качества представителей группы, а не только (не столько) совершен­ные ими конкретные действия, выраженные взгляды;

(б) приписываемые негативные свойства не выводятся непосред­ственно из конкретной ситуации, не связаны с ней; если ситуация и описывается, то только для того, чтобы обосновать их наличие, спра­ведливость негативного отношения» [Кукушкина, Секераж, Сафонова 2011: 43-44].

В критических высказываниях и текстах объектом негативного отношения является «не сам предмет речи (человек), а его действия и взгляды. Ср.: Он плохой слу­га закона, так как берет взятки!» [там же]. Как правило, при критике негативная информация конкретна, касается определенных действий, взглядов, поступков, не является основанием для обобщения, перехода «на личности» не происходит, полярности, односторонности оценок нет. Ср. Аппарат мэрии ворует все больше и больше. Мы должны с этим бороться! Рост коррупции за прошлый год составил...

Кроме разграничения критики (критических речевых произведений) и негативного отношения (собственно экстремистских речевых произведений), актуальным является разграничение возбуждения ненависти и возбуждение вражды. Какую информацию, переданную какими средствами речи, можно считать возбуждающей?

М.А. Осадчий предлагает несколько характерных признаков, среди которых ведущим является «требование действий, утверждение их необходимости, т.е. фактически косвенный призыв к действиям» [Осадчий 2013: 146]. Лингвист считает призыв одной из стадий возбуждения вражды и говорит о том, что «возбуждающая и побуждающая информация является
в широком смысле убеждающей» [там же].

В схеме «стадия информирования о предмете речи, стадия оценки предмета речи и стадия планирования действий в отношении предмета речи» [Кукушкина, Сафонова, Секераж 2011: 48] возбуждением ненависти М.А. Осадчий считает «такую стадию коммуникации, когда создается отрицательный образ объекта атрибуции, в результате чего в сознании читателя по отношении к этому объекту формируется негативная установка» (см. схему 3), возбуждением вражды - стадию «косвенного или скрытого призыва к действиям в отношении объекта атрибуции, выраженного в обосновании и/или утверждении необходимости действий» (см. схему 4) [Осадчий 2013: 147].

Призывный компонент – отличие возбуждения ненависти от возбуждения вражды. Как только речевое произведение переходит грань негативного позиционирования и переходит к описанию необходимых действий, заканчивается процесс возбуждения ненависти (как внутреннего состояния субъекта) и начинается процесс возбуждения вражды (как активных насильственных действий субъекта, направленных на объект).

Схема 3. Модель возбуждения ненависти к представителю группы на основе групповой принадлежности по М.А. Осадчему

IV. Побудительное обращение к адресату - student2.ru

Схема 4. Модель события возбуждения вражды в отношении представителя группы на основе групповой принадлежности

IV. Побудительное обращение к адресату - student2.ru

Типовой текст (речевое произведение) экстремистского типа строится по следующей модели:

«- текст содержит логическую аргументацию И/ИЛИ оценочную аргументацию И/ИЛИ прецедентную аргументацию;
- данная аргументация приводится в пользу действий, осуществляемых одним или несколькими из перечисленных способов: геноцид, массовые репрессии, депортация, применение насилия, совершение противоправных действий;
- данная аргументация приводится в пользу действий, осуществляемых в отношении одного или нескольких из перечисленных типов объекта: представитель какой-либо нации, представитель какой-либо расы, представитель какой-либо группы, приверженец той или иной религии» [Осадчий 2013: 154].

Признаки должны быть выражены в совокупности. Текст (речевое произведение) может быть вербальным, поликодовым (содержащим словесные и изобразительные составляющие), изобразительным.

Например, вербальный текст, содержащий открытые призывы, программу насильственных действий против людей определенной профессиональной группы, из нашей экспертной практики:

В контакте >> русский парень >>

- СЖИГАЙ, УБИВАЙ, ВЗРЫВАЙ! ДЕЛАЙ МИР СВЕТЛЕЕ!

- УБИВАЙ МУСОРОВ

- УБЕЙ ШАВКУ

- ЗАБУДЬ ЖАЛОСТЬ

- ТВОЙ ГОРОД – ТЕРРИТОРИЯ БОЁВ!

Поликодовые тексты демотиваторов, в которых вербальные и изобразительные (фотоколлаж и графический знак - смайл) передают и призыв, программу насильственных действий, и негативное позиционирование людей не русской национальности, и позитивную эмоцию как результат насильственных действий (во втором случае):

IV. Побудительное обращение к адресату - student2.ru IV. Побудительное обращение к адресату - student2.ru

Поликодовый текст с элементами «эстетизации», «художественности» из нашей экспертной практики. В вербальном компоненте текста содержится позитивное позиционирование России, негативная оценка представителей нерусской национальности, призывы к неопределенному адресату осуществить насильственные действия против них. Изобразительный компонент повторяет содержание призывной и оценочной частей вербального компонента. Текст представляет собой один из стихотворений экстремистского содержания из т.н. «Белого букваря», внесенного в федеральный список экстремистских материалов, приводится здесь как образец специфического текста не с целью распространения (см. об этом https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%; http://minjust.ru/extremist-materials).

IV. Побудительное обращение к адресату - student2.ru

Конфликтные тексты экстремистского типа отличаются тенденциозным изложением фактов, что говорит об авторской инвективе – изначально резко негативной, агрессивной установки автора в отношении объекта описания (см. [Осадчий 2013: 158-159, [Кукушкина, Секераж, Сафонова 2011: 56-57]). Выявить такие намерения можно по-разному. Например, М.А. Осадчий предлагает т.н. процедуру оценочной поляризации, а авторы методики РСФЦЭ - анализ оценочной стороны текста в рамках бинарной оппозиции «+ / ̶ ». Применение и того, и другого принципов анализа эмоционально-оценочной стороны экстремистского речевого произведения позволяет преднамеренность / непреднамеренность негативного позиционирования, степень агрессивности текста, его воздействующий потенциал.

Наши рекомендации