Тексты, реализующие семантику возбуждения ненависти и вражды
В юридической литературе содержится следующая квалификация экстремистской речевой семантики [Кукушкина, Секераж, Сафонова 2011: 24].
Таблица 3. Юридическая квалификация экстремистской семантики
Объектом внимания с точки зрения проявлений экстремистской направленности могут быть «тексты, опубликованные в сети Интернет на интерактивных сервисах: блоги, твиттер, ЖЖ» [там же].
Эксперты РФЦСЭ, разработавшие методику психолого-лингвистического анализа текстов экстремисткой направленности, ввели понятие «экстремистского значения» и предлагают экспертам – лингвистам и психологам оценивать тексты с позиций реализации именно такой семантики.
Экстремистские значения -с лингвистической точки зрения представляют собой высказывания. Они могут быть разной степени развернутости (от слова до целой книги), но при этом они сохраняют свойство всех высказываний - состоять из двух обязательных для выражения компонентов: (I) СОДЕРЖАНИЯ СООБЩЕНИЯ и (И) ЦЕЛИ СООБЩЕНИЯ [Кукушкина, Секераж, Сафонова 2011: 23].
Таблица 4. Лингвистическая квалификация экстремистской семантики
Предметы речи экстремистских высказываний и текстов, согласно законодательству, являются:
(а) группы лиц, объединяемые расовой, национальной, языковой, социальной, религиозной принадлежностью или отношением к религии, а также их отдельные представители;
(б) лица, «замещающие государственную должность» (должностные лица);
(в) определенные «устои» устройства и деятельности государства и общества;
(г) экстремистские действия.
Остановимся на не совсем ясном понятии «устои устройства и деятельности государства». О чем идет речь в данном случае?
Затрагиваются:
а) основы конституционного строя;
б) целостность России;
в) избирательные права, права на референдум и тайну голосования;
г) осуществление законной деятельности органов государственного управления и организаций.
Что понимается под группой лиц и как они должны быть позиционированы в тексте, чтобы текст был признан экстремистским? М.А. Осадчий считает, что в экстремистских материалах, «хотя и не содержатся образы конкретных лиц, но выражена агрессия в отношении «представителей» группы», если в них есть:
- поощрение геноцида, репрессий депортации в отношении представителей какой-либо нации, расы, религии <а равно представителей какой-либо социальной группы – М. О.>;
- требования вытеснения из различных сфер деятельности лиц определенной национальной, расовой, конфессиональной принадлежности <а равно принадлежности к какой-либо социальной группе – М. О.>;
- требования ограничить права и свободы граждан или создать привилегии по национальному, расовому или религиозному признаку <а равно по признаку принадлежности к какой-либо социальной группе – М. О.>;
- угрозы о насильственных действиях в отношении лиц определенной национальности, расы или религиозной принадлежности <а равно представителей какой-либо социальной группы – М. О.>» [Осадчий 2013: 144-145].
Относительно описания человека или группы лиц важно:
Говорит ли автор обо всей группе или о конкретном лице / лицах?
«На основании какого признака (религиозной, национальной, этнической, расовой, социальной принадлежности, какого-либо другого признака) автор выделяет группу (Кого автор включает в группу? Какой признак используется для выделения группы, при установлении принадлежности к ней?);
Всех представителей группы или только какую-то ее часть автор имеет в виду, когда говорит о группе (Говорит ли автор обо всей группе или о какой-то ее части?);
Одну и ту же группу (лицо) или разные имеет в виду автор, используя разные наименования (В одном и том же или в разных точениях используются слова X иY?)
Идет ли в высказывании речь и о той группе лиц, которая не названа (Говорит ли автор и о группе Y?)» [Кукушкина, Секераж, Сафонова 2011: 28].
Главным признаком того, что речь идет и о группе в целом, является обобщение. Обобщение, как полагают авторы методики, осуществляется двумя основными способами:
(1) в тексте присутствует указание на типичность — оно придает имени группы так называемый родовой статус - референтом имени в этом случае является эталонный представитель группы;
Например, автор утверждает, что X. – типичный русский/еврей/чеченец/мусульманин ... и что он много пьет, не хочет работать... и т.п.
Наличие определения типичный распространяет признаки X. на всех представителей группы. В этом случае в высказывании «выражено следующее утверждение: ‘названные признаки характерны не только для X., но и для всей группы, к которой он принадлежит’».
Или в случае с употреблением лексем с семантикой родового статуса. Например: Преступник X. –типичный русский, еврей и т.п. «Если далее не уточнено, какие именно признаки X. типичны для группы Y (например, цвет волос, нежелание работать и пр.), то единственным признаком X. остается то, что он преступник. В этом случае оказывается выраженным «родовое» значение: признак «преступник» присваивается автором и всей группе (а не только X.)» [Кукушкина, Секераж, Сафонова 2011: 29].
Например, в наших экспертных материалах есть такие высказывания: Нынешняя российская власть - ужасающий пример безответственности и коррумпированности. В стране резко занижены зарплаты, положение большинства пенсионеров удручающе, при резком падении рождаемости правительство ничего не предпринимает.
В тексте уточнено, какие резко негативные признаки Х типичны для группы Y (безответственность, корумпированность, сама группа также названа обобщенно). Перечисленные негативные признаки за счет дальнейшей конкретизации в свою очередь сами приобретают родовой статус, а обобщенная номинация Y получает свою конкретизацию (российская власть – правительство). В случае, когда группа лиц не персоницифируется и не конкретизируется, негативная оценочная направленность оказывается размытой, а сам текст – направленным на формирование образа группы «вообще» (в данном случае – социальной группы).
(2) «в тексте имеется указание на любого, неопределенного представителя группы – оно придает имени группы так называемый экзистенциальный статус (‘существует какой-то, любой представитель группы’).
Например, рассказывая об изнасиловании, автор называет преступника «гастарбайтером». Далее он сообщает:
Что с вами будет, если вас или кого-то из ваших близких изнасилует гастарбайтер? Сто процентов, что вы об этом не думаете. И не хотите думать. Думать о таких вещах – все равно что заглядывать в колодец без дна.
Вопрос, однако, не праздный. По данным столичной прокуратуры, гастарбайтеры совершают в Москве порядка половины таких преступлений.
В первом предложении существительное гастарбайтер используется со статусом «какой-либо», т.е. имеет место обобщение. Далее оно подкрепляется статистическими данными о представителях группы» [Кукушкина, Секераж, Сафонова 2011: 29]. Аналогичным может быть употребление этнонимов (ср. на месте слова гастарбайтер употребление слов таджик, узбек, русский, лицо кавказской национальности и т.п.) по ходу эмоционального описания преступных действий с тяжкими последствиями, приводящее к формированию «образа врага».
Экстремистские тексты чаще всего разворачиваются по следующей структурно-семантической схеме (схема выделена [Кукушкина, Секераж, Сафонова 2011: 35-37], примеры взяты из наших экспертных заключений).
I. Описание ситуации
1. Что происходит?
Евреи-сионисты уничтожают русский народ, Израиль сегодня – мировой центр сионизма - человеконенавистнической идеологии; еврейская диаспора, разбросанная по всему свету, другие национальные меньшинства и малые народы в составе государств национал-предателей являются передовым отрядом вражды между народами
2.Какова предыстория?
Сионизированные правительства еврейских государств, и России в том числе, открыли настежь ворота для максимального наполнения государств инородцами.
3. Что будет в результате?
Россия же управляется сионистами и вымирает, на практике в отношении русских совершен юридический подлог…;
II. Оценка положения дел
Идет насаждение искусственного понятия «российской нации»; преследуются и физически уничтожаются русские люди, отстаивающие свои национальные права; армия управляется дилетантами, плохо вооружена, не в состоянии защитить русский народ и государство; треть государственного бюджета бессовестно крадется у народа, вывозится за рубеж для финансирования наших врагов, уничтожающих Россию.
III. Планирование действий
Выражение автором отношения к сохранению текущего положения:
Страна жива, борется и победит!, те, кто нарушил присягу, сеет панику и сдается врагу будет судим по законам военного времени и проклят народом.
Формулирование конкретных желаний и потребностей, связанных с ситуацией: «необходимо сделать Россию русской».
Обсуждение условий успешности действий (что нужносделать, чтобы достигнуть поставленной цели).
В этих условиях мы заявляем о создании Антиимперского комитета России, призванного четко и открыто выступить на стороне исторического прогресса – за дезинтеграцию и окончательный распад одряхлевшей московской империи …; За это нужно убивать! Чтобы добиться своих целей, мы пойдем на все!