Периодизация римского права.
Предмет римского права.
Единого понятия римского права нет в современной науке.
1). Узкий подход: историческая (историко-правовая) учебная дисциплина (Нерсесянц В.С., Дождев Д.В., отдельные зарубежные ученые). Предмет курса: правовая система, правопорядок, право сложившееся в Древнем Риме и регулировавшая отношения между частными лицами в пределах Римского государства. С момента возникновения до римско-византийской империи.
2). Широкий подход: Историко-правовая юридическая наука со своим предметом, методами, принципами исследования (Рассолов М.М., Горбунов М.А.).
Изучение РП является неотъемлемой частью юридического образования в РФ. Объясняется это тем, что римляне создали стройную правовую систему и многие термины, правовые институты, понятия, которой используются в современном мире многими странами.
РП – фундамент современного ГП.
Романистика – наука о римском праве
Римское право – это система рабовладельческого права древнего Рима, включающая в себя частное право и публичное право. Римское право возникло в рабовладельческом обществе, но оно частично или в переработанном виде легло в основу гражданского права во многих феодальных. А затем и буржуазных государствах, поскольку являлось классическим правом общества частной собственности.
Предмет римского права. Нормы римского частного права регулировали широкий круг общественных отношений между частными лицами. К ним относились:
1) комплекс личных прав, правовое положение субъектов в имущественных отношениях, возможность субъектов совершать сделки имущественного характера;
2) брачно-семейные отношения;
3) отношения, связанные с собственностью и другими правами на вещи;
4) круг вопросов, возникающих по поводу наследования имущества умерших и других лиц;
5) обязанности субъектов, возникающие из различных оснований — договоров, правонарушений, подобия договоров, подобия правонарушений;
6) вопросы защиты частных прав.
Определение римского права. Римское право состоит из публичного права и частного права. Публичное право регулирует состояние Римского государства, а частное право относится к имущественным выгодам отдельных граждан.
Публичное право (ius pudlicum) выражает и защищает интересы государства, регулирует отношения между государством и частными лицами. Нормы публичного права являются обязательными, отдельными лицами они изменены быть не могут.
Частное право (ius privatum) выражает и защищает интересы отдельных частных лиц. Нормы частного права могут быть изменены соглашением между частными лицами.
Частное право содержало нормы, регулирующие отношения как между физическими, так и между юридическими лицами.
Кодификация Юстиниана.
Император Восточной Империи Юстиниан поставил перед собой задачу – систематизировать все Римское право, устранив противоречия между преторским правом, трудами классических юристов и императорским законодательством.
В феврале 528 года была создана кодификационная комиссия, возглавляемая Трибонианом. С 7 апреля 529 года комиссия обнародовала «кодекс первой редакции», куда вошли императорские конституции с I по VI века. В декабре 530 года состав комиссии был расширен за счет включения в нее константинопольских профессоров Теофила и Кратина и профессоров Бейрутской школы Дорофея и Анатолия. Перед этой комиссией была поставлена задача составления сборника научных трудов классических юристов. В 533 году был издан такой сборник, получивший название «Дигесты». Одновременно Трибониан, Теофил и Дорофей написали «Институции», то есть, элементарный учебник по гражданскому праву, который официально был утвержден в 533 году именно как закон. В основу его легли конституции Гайя. В 534 году был переработан и обновлен кодекс, который получил название «кодекс второй редакции». Уже после смерти Юстиниана были опубликованы «Новеллы» - неофициальный сборник конституций самого Юстиниана. Таким образом, свод гражданского права – Corpus Juris Civilis включает в себя Кодекс, Институции, Дигесты и Новеллы.
1) Институции – систематизированное изложение основ права: общие начала правоприменения и систематическое изложение догматических принципов главным образом частного права. Подразделялись на 4 книги и 98 титулов. 1). Общее учение о праве и учение о субъектах права – лицах. 2) - 3) книги общие институты вещного и обязательственного права. 4) кн. Учение об исках и принципах правоприменения в суде.
2) Дигесты – отрывки из работ наиболее известных римских правоведов. в составе 7 частей и 50 книг, 432 титулов и 9123 отдельных фрагментов
3) Кодекс – систематизация 4600 императорских конституций с 117 г, в 12 кн. И 765 титулах.
4) Собрание новелл считают условно доп.4 частью, 68 новелл (новых законов), изданных Юстинианом после второй редакции Кодекса.
Система римского права.
Обозначению общего понятия права служило лат. слово – ius. Этимология не ясна. Ближайшие сопоставления, которые обычно делают, сводятся к аналогиям с iussum (приказ, повеление), и с именем верховного божества римского языческого пантеона Iupiter. И в то, и в другом случае – властная обязательность, опирающаяся на подчинение силе.
Необходимо в рамках римского права различать публичное право (ius publicum) и частное право (ius privatum).
Критерием деления является характер интересов, защищаемых правом. ПП – защищает интересы государства, ЧП – интересы частных лиц.
Классическое разграничение публичного и частного права, перешедшее в века, дает Ульпиан:
Публичное право – это то право, которое «ad statum rei Romanae spectat» (т.е. относится к положения Римского государства); частное право – это то право, которое относится «ad singulorum utilitatem» (т.е. касается выгоды, интересов отдельных лиц).
т.е. под публичным правом следует понимать те нормы, которые непосредственно охраняют интересы государства и определяют правовое положение государства и его органов. Сюда относятся: строй государственных органов, компетенция учреждений и должностных лиц, акты, выражающие властвование государства (наказание преступников, взимание налогов и т.п.). Ульпиан (в цитированном фрагменте) указывает, что в состав публичного права входят "святыни, жрецы, магистраты". Но этот перечень не является исчерпывающим. В ряде случаев "публичное право" понималось римскими юристами и в смысле вообще норм, имеющих безусловно обязательную силу и которые не могут быть изменены путем соглашений частных лиц.
Частное же право - это нормы права, защищающие интересы отдельного лица в его взаимоотношениях с другими людьми. В область частного права входят семейные отношения, собственность, наследование, обязательства и т.п.
Частное право противополагается публичному праву и является областью, непосредственное вмешательство в которую регулирующей деятельности государства является ограниченным. Оно предоставляет известный простор автономии отдельных лиц, т.е. глав семейств, товаропроизводителей, выступающих на рынке, и подобных им частных собственников, представителей класса рабовладельцев: человек волен защищать или не защищать свою собственность, волен предъявить иск или не предъявлять иска; содержание договора определяется соглашением сторон, - и договор защищается органами государства лишь в случае предъявления иска лицом, потерпевшим от неисполнения договора. Но эта частная автономия имеет свои пределы, определяемые публичным правом. Нормы публичного права должны быть соблюдаемы при всех условиях и не могут быть изменены отдельными лицами.
При этом древние римляне рассматривали правовую систему в единстве, выделяя различные аспекты юридических институтов в зависимости от соц.роли, в которой выступали субъекты и от того, какой общественный авторитет обеспечивал нормативный характер типичных связей между людьми. Если речь шла об отношениях между отдельными лицами, отстаивающими индивидуальные или семейные интересы, то такие отношения воспринимались как частные, а формализованная воля этих субъектов считалась частным законом (lex privata). Если же отношения затрагивали интересы римского народа квиритов (квириты – самоназвание римлян в древнейшую эпоху) как целого, то оно рассматривалось с точки зрения публичных интересов, а его нормативной основой выступала формализованная воля всего народа (Lex publica).
Право народов.
Торговый оборот между Римом и др.территориями римского государства требовал создания новых правовых норм, применимых для совершения сделок с участием иностранцев.
В силу этого появилась еще одна система частного права- право народов. Оно отличалось простотой, отсутствием формализма и гибкостью. Оно включало в себя институты римского права, нормы права египта, греции и др.государств.
Право народов - система правовых обычаев, которые были заимствованы римлянами из правовых систем, покоренных и присоединенных народов.
На рубеже II – I вв. до н. э. Рим осуществляет экспансию в бассейн Средиземного моря. К моменту завоеваний римляне становятся национальным меньшинством в собственном государстве. Подавляющее большинство населения римской республики не являлось римскими гражданами и не обладало юридическими правами. В целях сохранения стабильности и социального мира учреждается должность претора перегрина. В этом качестве выступали проконсулы провинций и прокураторы крупных провинциальных городов. Основная цель деятельность преторов перегринов - разрешение споров между провинциалами, а также между провинциалами и римскими гражданами. Поскольку в этом случае преторы не могли применять цивильное право, они использовали местные обычаи, выбирая те из них, которые наилучшим образом способствовали оформлению товарно-денежного оборота. Каждое решение претора в силу принципа казуистичности становилось прецедентом и могло быть использовано преторами других провинций в сходных ситуациях.
К середине I н. э. в результате действий преторов перегринов была выработана система права народов, основанная на следующих принципах:
1. Формальное равенство участников регулируемых отношений.
2. Свобода договора.
3. Полное возмещение убытков.
4. «Добрая совесть и справедливость».
В тот же период благодаря деятельности городских преторов происходит взаимное слияние цивильного права и права народов и уже к концу I в. н. э. возникает единая система частного права.
Квиритское право.
Цивильное право - это исторически первая система частного права. Являлась узконациональной системой права, которая регулировала отношения внутри римской гражданской общины. Нормативным источником цивильного права являлся систематизированный свод обычаев «Законы 12-ти таблиц», который был утвержден народным собранием в 451 г. до н. э. Содержание этого свода охватывало все области правового регулирования: право собственности, семейное и наследственное право, обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда.
На рубеже II – I вв. до н. э. в состав цивильного права дополнительно включались республиканские законы и акты Сената.
Признаки цивильного права
1. Формализм – господствовал принцип «что записано, то записано». Проявления формализма. Во-первых, исчерпывающий перечень сделок и иных юридически значимых действий, которые могли совершать римские граждане. Сделки, совершенные за пределами этого перечня, считались юридически ничтожными, то есть, не порождали правовых последствий. Во-вторых, исчерпывающий перечень юридических санкций в виде штрафов. В-третьих, исчерпывающий перечень исков, которые могли быть предоставлены римским гражданам. Если возникшая спорная ситуация не регулировалась законами 12-ти таблиц, то стороны не получали правовой защиты.
2. Ритуализм и обрядность. Доклассическая юриспруденция являлась частью официального культа Бога Юпитера. При этом первоначально судопроизводство осуществлялось жрецами этого культа, так называемыми понтификами. Каждое судебное действие являлось строго закрепленным ритуалом.
3. Ограниченный субъектный состав участников регулируемых отношений. Цивильное право защищало интересы исключительно римских граждан. Не граждане, жители провинций, так называемые перегрины, не подлежали правовой защите. Перегрины иначе - враги.
Преторское право.
Наряду с этой системой цивильного права постепенно сложилась другая система права - право преторское (ius praetorium или honorarium, от слова "honores" - почетная должность). Расширение торговли, развитие с/х, ремесел, частных имущественных отношений, в целом рабовладельческой системы вызвали дальнейшее развитие частного права. Нормы квиритские права уже не в состоянии регулировать товарно-денежные отношения.
Все эти новые социально-экономические условия делали старые постановления цивильного права недостаточными и с количественной, и с качественной стороны. Эти постановления нужно было пополнять и даже исправлять. Эта работа легла на судебных магистратов, главным образом - преторов. Она совершалась постепенно.
В ходе судебной деятельности преторы не отменяли и не изменяли нормы квиритского права, а лишь придавали нормам старых законов новое значение. С помощью эдиктов они стали заполнять пробелы цивильного права. Позднее преторские эдикты стали включать формулы, которые были направлены на изменение норм цивильного права. Преторский эдикт указывал пути для признания новых отношений. Нормы преторского права регулировали отношения между римскими гражданами. Нормы преторского права были освобождены от формализма, религиозной обрядности и символики. Основой преторского права являлся принцип доброй совести, справедливости, гуманности.
Юридические факты
события обстоятельства независящие от воли человека (стихийные бедствия, природные явления, смерть) | действия деяния людей, совершаемые сознательно, с целью вызвать определенные правовые последствия | |||||
относительные возникают по воле людей, но дальнейшее развитее от людей не зависит (поджог одного здания привел к пожару всей деревни) | абсолютные полностью не зависят от воли людей | правомерные (добросовестные) | неправомерные(противоправные, недобросовестные) | |||
акты правомерные волевые действия, которые специально совершаются с целью возникновения, изменения, прекращения правоотношений | поступки действия, которые совершаются без намерения вызвать правовые последствия, однако права и обязанности возникают в силу закона (находка, клад) | деликты неправомерные действия, причиняющие вред частным лицам. Гражданские деликты | преступления противоправные деяния, затрагивающие интересы всего государства и общества (публичные) | |||
административные акты | сделки | |||||
Сделки в римском праве.
Сделки – действия субъектов права, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей.
Характеристика:
- волевой акт
- правомерное действие
- направлено на установление, изменение или прекращение
Виды сделок:
1). В зависимости от того, требуется ли волеизъявление всех сторон: Односторонние (завещание) и многосторонние (двусторонние чаще, но определяется не числом участников, а числом сторон).
При многосторонних сделках – необходимость согласования волеизъявлений сторон – достижение соглашения.
2. от наличия или отсутствия встречного удовлетворения
- возмездные
-безвозмездные
3. по значению основания сделки для ее действительности:
-каузальные – сделка, исполнение которой настолько связано с её основанием, что действительность такой сделки ставится в зависимость от его наличия. То есть исполнение сделки должно соответствовать той правовой цели, ради которой она совершается. Например, при заключении договора купли-продажи возможность продавца реализовать требование по оплате находится в жесткой зависимости от выполнения им своего обязательства по передаче имущества.
Если доказано, что в сделке отсутствует основание, то она должна быть признана недействительной. Например, заемщик вправе оспаривать договор займа по его безденежности, доказывая, что деньги или вещи в действительности не получены им от займодавца или получены в меньшем количестве, чем указано в договоре. Доказывая неполучение денег, заемщик оспаривает самое основание сделки, утверждает, что оно изначально отсутствовало полностью или в соответствующей части, поэтому сделка не была совершена вообще или в какой-то ее части.
- абстрактные (от лат. abstrahere — отрывать, отделять) — сделка, действительность которой не зависит от её основания. К таковым относятся, например, вексель, банковская гарантия, коносамент — обязательства, отказ от исполнения которых со ссылкой на отсутствие их основания либо недействительность не допускается[4]. Так, при расчетах векселем нельзя отказаться оплатить товар на основании того, что он не был поставлен. По действующему законодательству все сделки по выдаче и передаче ценных бумаг отнесены к разряду абстрактных сделок. Такие сделки не могут быть оспорены по основанию. Действительность абстрактных сделок, недопустимость оспаривания их основания возможны лишь при обязательном отражении их абстрактного характера и установлении соответствующего запрета в законе.
4. Сделки в виду смерти (mortis causa), когда эффект волеизъявления должен реализоваться после смерти, и сделки среди живых (inter vivos), эффект которых реализуется безотносительно смерти одной из сторон.
Реквизиты сделки.
Это существенные ее элементы, определяющие ее действительность:
1). Субъект
2). Его формализованная воля.
Субъект должен обладать:
- правоспособностью (нераб, например),
-дееспособностью (несумасшедший),
-правомочием (легитимацией – признанная власть распоряжаться объектом сделки).
Волеизъявление: для того чтобы волеизъявление было действительным:
- должно выражать общепризнанный интерес,
-соответствующая форма выражения воли (форма выражения воли д.б. признана адекватной для данного вида сделок, н-р если заключило сделку в форме стипуляции, то освободиться, даже после его исполнения может только в форме обратной стипуляции),
-соответствие между интересом и волеизъявлением.
Три способа волеизъявления:
- прямое – совершается в устной или письменной форме
-конклюдентные действия – совершение действий, которые свидетельствуют о воле лица совершить конкретную сделку
- молчание – м.б. истолковано как волеизъявление в случаях, установленных законом или договором.
Содержание воли – сам интерес сторон. Требования: сделка не должна противоречить закону и нравственности, и должна преследовать признанную правопорядком социальную или хозяйственную цель.
От интереса отличается мотив, он не влияет на действительность сделок.
Наряду с реквизитами сделка может включать и ряд необязательных для самого ее существования элементов, которые определяют наступление ее эффекта.
Это условие и срок.
Условия бывают:
- позитивное и негативное;
- отлагательное (сделка совершается после наступления условия) и отменительное (действует сделка сразу, но будет считаться незаключенной, если условие реализуется);
- объективные (случайные) наступление события не связано волей сторон, потестативные (произвольные)- зависит от воли сторон, и смешанные.
-условия невозможные фактически и юридически. Недействительность сделки зависит от сделки и типа условия. Н-р, при отлагательном невозможном условии – изначально ничтожна.
- правомерные и неправмерные
-ретроактивные и неретроактивные.
Сроки бывают:
-Начальный (отлагательный) и конечный (отменительный).
В отличие от условия, срок наступает с необходимостью, даже если точно неизвестно, когда он наступит. Если наступление срока известно, но неизвестно, наступит ли он – это условие, например, смерть человека в определенный год.
Недействительность сделок.
Действительность сделок, т.е. их признание, зависело от действительности их элементов. В этой связи необходимо отметить, что для действительности сделки важное значение имело содержание волеизъявления, т.е. интерес, преследуемый сторонами. Интерес сторон считался признанным по двум основаниям: а) сделка не должна противоречить законам и добрым нравам; б) она должна преследовать признаваемую правопорядком социальную или хозяйственную цель.
Римские юристы различали несколько видов сделок имеющих пороки в реквизитах:
1. Ничтожные сделки – т.е. сделки признаваемые несуществующими (например, сделки заключенные недееспособным лицом).
2. Недействительные сделки – сделка не производит ожидаемого эффекта, а требование кредитора лишено исковой защиты. однако, исполнение обязательства по данной сделке не считается выполнением не должного, а при восполнении отсутствующих реквизитов сделка получает юридическую силу.
3. Оспоримые сделки – сделки, эффект которых может быть блокирован решением суда.
4. Обратимые сделки – действительные сделки, которые могут быть отменены по требованию одной стороны. Например, федуциарные сделки (поручение, доверительное управление и т.п.), имеющие доверительный характер. При утрате доверия одна из сторон односторонними действиями может отменить сделку
.Ошибка при заключении сделки – расхождение между волей и ее выражением или между манифестированной волей и подлежащим интересом, вызванное неосведомленностью субъекта об обстоятельствах дела.
Ошибка признается существенным пороком волеизъявления, если заблуждение касается такого аспекта согласования воль, от которого зависит само наличие соглашения. Если же не смотря на ошибку, существенное для сделки согласование воль было, сделка – действительна.
Виды ошибок:
-в названии (конкретного раба не тем именем), не влияет на действительность
-в объекте (один про одного раба, другой про другого думает) – ничтожность сделки. Ошибка в качестве объекта не влияет (думал рабыня женщина, а она девушка).
Обман при заключении сделки. Насилие.
Государственная защита прав
Постепенно самоуправство вытеснилось рассмотрением споров органами государства – магистратами и судьями.
Юрисдикция и подсудность.
Юрисдикция (iurisdictio) - право государственных судебных магистратов организовывать для разрешения каждого отдельного спора судебное разбирательство присяжных судей, решающих дело по существу.
Это означает содействие магистрата по организации суда (iudicium) по делу и принадлежала только магистратам, располагавшим высшей властью (imperium). Магистраты, которые пользовались высшей властью (консулы, преторы), имели право организовывать присяжные суды по спорам частных лиц. Когда юрисдикция сосредоточилась в руках претора, установилось формальное понятие юрисдикции. Судебное разбирательство считалось законным (iudicium legitimum), если оно было организовано в Риме или в пределах первого помильного камня от Рима (domi), между римскими гражданами, с участием одного судьи, тоже римского гражданина.
Все дела между гражданами могли разбираться только городскими магистратами Рима или того города, в котором лицо имело право гражданства и свое местожительство – это подсудность.
Эти общие правила подсудности применялись соответствующим образом и во всех римских провинциях. Однако для римских граждан, проживавших в провинциях, была открыта возможность требовать перенесения их споров на рассмотрение городских магистратов Рима. В тоже время, ответчик, временно пребывавший в Риме по разным причинам (как свидетель, арбитр или судья), имел право просить о переносе процесса на место своего жительства.
Применялись также правила специальной подсудности по роду дел (подсудность по месту исполнения в исках из договоров; по месту совершения деяния при исках из недозволенных действий).
Однако, правила о подсудности не имели в Риме принудительного характера. Соглашение сторон могло сделать некомпетентного магистрата уполномоченным на организацию суда, превышающего его компетенцию.
Судьей по всем спорам вообще мог быть всякий взрослый римский гражданин. Обычно его выбирали из лиц, внесенных в особые списки, составлявшиеся по соображениям политики то из сенаторов, то из всадников. Функционировал судья один (unus iudex) или в коллегии и назначался претором индивидуально для каждого дела. Судья, который мог решать дела по свободному усмотрению (arbitrium), назывался arbiter и обычно назначался в тех спорах, где дело шло о производстве оценок, установке меж, разделе.
Интердикты.
Наряду с обычным исковым порядком рассмотрения частных споров (ordo iudiciorum privatorum), существовало особое. Оно отличается. Интердикты издревле издавались претором по расследовании дела. Поэтому интердикты были безусловными категорическими приказами, санкционированными штрафами и взятием залога. Интердиктное производство было проявлением административной власти преторов.
Основные способы преторской защиты:
1) интердикт — приказ претора о прекращении каких-либо действий, нарушающих права граждан. Издавались преторами по определенным гражданским делам на стадии расследования дела, чаще всего по поводу штрафов или залога. Интердикт должен был исполняться незамедлительно. Можно перечислить следующие виды интердиктов:
— простой интердикт (simplicia) — был обращен только к одной из сто рон;
— двусторонний интердикт (duplicia) — обращался к обеим сторонам;
— запретительный интердикт (prohibitoria) — запрещал определенные действия и поведение (например, запрет нарушать чье-либо владение (vim fieri veto));
— восстановительный интердикт (restitutoria) — приказ о восстановлении разрушенного публичного строения или возврате лицу его вещи;
— предъявительный интердикт (exhibitoria) — требуют представить определенное лицо немедленно, так, чтобы претор это видел;
В классическом праве (Гай. 4. 138) интердикт претора стал условным приказом, которым начиналось особое интердиктное производство. Оно могло стать базой для последующего судебного разбирательства, перейти из области управления в область юрисдикции. Этот акт принимался магистратом для скорейшего разрешения частных споров по просьбе одной из сторон. От обычного искового порядка рассмотрения частных споров интердиктное производство отличалось тем, что судебный магистрат здесь выступает исключительно как носитель высшей власти, издающий приказы по отношению к гражданам.
В классическую эпоху интердиктное производство оставалось удобным и быстрым способом административной защиты интересов верхушки класса рабовладельцев, когда допущение судебного разбирательства явилось бы слишком медленным или почему-либо неудобным. Оно имело это преимущество даже в сравнении с преторскими исками, основанными на особо признанных фактах - actiones in factum
Эффект интердикта заключался в том, чтобы противник немедленно повиновался ему, не оспаривая фактов, указанных в интердикте, и не утверждая, что был нарушен запретительный интердикт.
Если лицо, против которого выдан интердикт, не выходя от претора, оспаривало интердикт и требовало назначения судьи (arbiter), это требование удовлетворялось. Судебное разбирательство могло привести или к подтверждению интердикта (и тогда он из условного приказа превращался в безусловный), или к оправданию ответчика. Если судья подтверждал интердикт, а ответчик все-таки не подчинялся, судья присуждал его к денежной сумме, определявшейся истцом под присягой. Если лицо, против которого выдан интердикт, уходило от претора, не потребовав назначения arbiter, а интердикту все же не повиновалось, тогда истец вызывал ответчика к заключению договора о том, что если ответчик окажется неправым, то он уплатит истцу штраф; со своей стороны и истец давал обязательство уплатить ответчику штраф в случае своей неправоты.
2) реституция (restitutio in integrum) — это возврат в первоначальное положение. Такой способ применялся претором, если нормы общего права применить было невозможно или если претор считал, что их применение будет несправедливым. Основаниями реституции были: несовершеннолетие одной из сторон, временное отсутствие одной из сторон (был в плену), совершение сделки под угрозой, т. е. те основания, которые хотя и не были указаны старым правом среди оснований для расторжения сделки, но являлись достаточными поводами и причинами для того, чтобы это сделать. Для применения реституции необходимо было наличие трех условий: причиненного ущерба, одного из вышеперечисленных оснований, своевременность прошения о реституции;
3) стипуляция (stipulationes praetoriae) — обещание лица в присутствии претора сделать что-либо (например, дать право собственности). Такие обещания, являющиеся по сути вербальным договором, заключались сторонами по указанию магистрата. Виды стипуляции:
— регулирование правильного проведения спора (stipulationes jiudiciales);
— внесудебные стипуляции (stipulationes cautionales);
— обеспечение процессу беспрепятственного проведения (stipulationes comunes);
4) введение во владение (missiones in possessionem) применялось в исках по наследственному праву. Претор «вводил наследника во владение», т. е. фактически объявлял его наследником.
Правовое положение рабов.
Это самая многочисленная часть населения римского государства не имела статус лица. Это были не субъекты, а объекты прав. Не несут они и публичных обязанностей - служба в римских войсках им недоступна; налогов они не платят, ибо они pro nullis habentur (не признаются лицами).
Способы установления рабства.
(1) Основным способом установления рабства был плен, захват чужеземца в войне с государством, к которому он принадлежал. Но такой же захват допускался и в отношении чужеземца, с государством которого Рим не состоял в войне, если у Рима в то же время не было договорных отношений с этим государством, ибо чужеземец, как уже сказано, был в принципе вне права и правовой охраны, и создать для него какой бы то ни было правовой режим мог только договор с его государством.
(2) Другим основанием возникновения рабского состояния было рождение от матери-рабыни: заключение брака с рабыней не допускалось, а ребенок, рожденный вне брака, следовал состоянию матери. При этом первоначально ребенок признавался рабом, если мать его была рабыней в момент родов, независимо от ее состояния с момента зачатия ребенка до его рождения. Однако в период империи, в силу приведенного выше правила infans conceptus pro nato habetur (п. 102), ребенок признавался свободным, если мать была свободна в какой бы то ни было момент беременности. Это было и одним из проявлений упомянутого уже favor libertatis.
(3) Человек, родившийся свободным, мог при определенных условиях быть обращен в раба.
На ранних этапах римской истории рабы жили в семье хозяина на правах «младших», т.е. наиболее зависимых членов семьи (не будучи, однако, субъектами права).
Но в классический период положение рабов ухудшилось. Раб принадлежал к одной из категорий вещей; господин мог продать, убить раба. Раб не мог вступать в брак; союз раба и рабыни (контуберниум) не считался браком. Дети, рожденные в таком союзе, были рабами. Однако, если мать ребенка была свободная, а отец раб, то ребенок рождался свободным. Наоборот, если отец был свободным, а мать рабыней, то ребенок рождался рабом.
В Римской империи, однако, рабский труд становится невыгодным, неэффективным. Поэтому хозяева начинают предоставлять рабам некоторую самостоятельность, чтобы достичь нужного экономического эффекта. Возник институт рабского пекулия. Так называлось имущество, предоставляемое господином под управление раба. Однако все доходы, полученные рабом от этого имущества, поступали господину. Тем не менее, появление рабского пекулия свидетельствует о фактической трансформации римского рабства в правовое состояние, близкое к крепостничеству.
Освобождение из рабства.
До конца республики раб мог быть освобожден из рабства только по воле господина (manumissio). Древнее время знало три способа такого освобождения:
1). Освобождение раба путем включения господином соответствующего распоряжения в завещание.
2). Внесение раба в списки граждан с ведома господина освобождало из рабства. Этот способ освобождения из рабства отпал ко времени принципата с прекращением ценза.
3). мнимый процесс о свободе. Господин, раб и третье лицо по соглашению с господином являлись к магистрату (консулу, претору), и здесь третье лицо, assertor in libertatem, разыгрывая роль истца, накладывал на раба vindicta и утверждал, что раб свободен. На это заявление господин отвечал молчанием, как думают одни юристы (Жирар и некоторые другие), или изъявлением воли освободить раба, как полагают другие (Зом и другие). Затем магистрат объявлял раба свободным. Эта сложная процедура упростилась с течением временив протокол заносилось заявление господина об освобождении раба.
Во второй половине республики развиваются и новые неформальные способы освобождения из рабства: путем заявления господина об освобождении в присутствии свидетелей (manumissio inter amicos), путем составления господином отпускного письма (manumissio per epistolam). Однако отпущенный таким образом раб не становился свободным iure civili. Лишь преторские средства охраны его свободы обеспечивали ему своеобразное состояние - "пребывание в состоянии свободы", in libertate morari. В таком же положении находились и рабы, отпущенные на свободу не цивильным, а преторским, бонитарным собственником.
неформальное заявление или отпускное письмо сообщают вольноотпущенным римское гражданство, если они были совершены в присутствии пяти свидетелей.
Начиная со времени принципата появляется и ряд случаев освобождения из рабства в силу закона: так, освобождаются из рабства раб, открывший убийцу господина, раб, в течение 20 лет живший как свободный человек - своеобразное освобождение по давности и др. (D. 40. 8; C. 7. 22); больной раб, брошенный господином.
В IV в. н.э. возникает церковная форма освобождения рабов путем соответствующего заявления господина в церкви.
Таким образом, через историю римского права проходит процесс увеличения числа способов освобождения из рабства.
Опека и попечительство.
Опекой и попечительством назывались правовые конструкции, при помощи которых восполнялась недостающая, по той или иной причине, дееспособность отдельных лиц. В этих целях назначалось лицо, которое обязано было способствовать недееспособным или лицам с ограниченной дееспособностью в осуществлении сделок и защите прав и интересов лиц, находящихся на их попечении.
Существовало два критерия разграничения опеки и попечительства. Первый критерий касался категории лиц, в отношении которых применялись эти средства, а второй – порядка деятельности опекуна и попечителя.
В соответствии с первым критерием, опека устанавливалась над лицами в возрасте до 12 (14) лет и над женщинами, а попечительство над подростками в возрасте от 12 (14) лет, расточителями и душевнобольными.
В соответствии со вторым критерием, опекун сам совершал юридические действия за опекаемого, либо давал согласие на совершение действий опекаемому непосредственно в момент их совершения. Попечитель же мог дать согласие опекаемому на совершение юридического действия как до, так и после его совершения.
Опека и попечительство могли назначаться либо по завещанию, либо по закону. Опекуны и попечители должны были действовать строго в интересах опекаемых и несли за это ответственность, обеспеченную соответствующими исками.
Брак и приданое.
Брак (nuptiae). Брак, как социально значимый союз мужчи<