Обычай и закон как источники римского права.

Правовой обычай как источник права является общеобязательным правилом поведения, выработанным обществом без участия государства в результате многократного применения. По сути, совокупность правовых обычаев является первоначальной стадией развития любой правовой системы, в частности, законы 12-ти таблиц являются систематизированным сводом обычаев. Ульпиан определяет обычное право «как молчаливое согласие народа, которое оформилось в долгом привычном поведении». Юлий Павел придает обычаю больший авторитет, чем закону, и пишет: «Обычное право пользуется даже большим авторитетом, раз оно настолько одобрено народом, что нет необходимости придавать ему письменную форму». В классическую эпоху нормы писаного права постепенно вытесняют обычаи и они применяются только в тех случаях, когда при решении конкретных дел имеются пробелы в писаном законодательстве. К концу III в. н. э. большинство обычаев закрепляется в нормах законодательства.

В Республиканском Риме в доклассический период единственными законодательными органами являлись народные собрания – комиции. Принятие республиканского закона проходило в несколько стадий:

1. Компетентный магистрат, консул или трибун разрабатывал законопроект и вносил его в народное собрание.

2. Народное собрание могло принять или отвергнуть законопроект, не имея права его обсуждать.

3. Если народное собрание утверждало законопроект, то на 3-ей стадии закон одобрялся Сенатом.

Республиканский закон состоял из следующих частей:

1. Прескрипция – указывалось название закона, дата его принятия и обстоятельства принятия.

2. Номинация – указывалось имя магистрата, который вносил законопроект.

3. Гипотеза – содержалось указание на условия применения закона.

4. Диспозиция – содержалось указание на права и обязанности участников регулируемых отношений.

5. Санкция – указывались последствия нарушения закона.

В зависимости от санкции различали 4 вида республиканских законов:

1. Совершенные – в них в качестве последствий нарушения предписаний закона устанавливалась недействительность совершенных сделок, но других невыгодных последствий не возникало. Например, если завещание нарушало предписания закона, то оно просто считалось недействительным (не написанным).

2. Не вполне совершенные – в качестве санкции указывалось наказание, чаще всего, в виде штрафа. Например, по закону Фурия, нарушение правил о завещательном отказе влекло за собой штраф для наследника в размере 4-ых тысяч ассов.

3. Несовершенные законы – вовсе не имели санкций – содержали прямой запрет на совершение каких-либо действий. Например, по закону Цинция запрещалось дарение между супругами, «дабы под предлогом любви один не обобрал другого».

4. Более, чем совершенные – в таких законах одновременно устанавливалась недействительность совершенной сделки и предписывался штраф.

4. Эдикты магистратов и ответы юристов как источники римского права.

Одним из видов источников права являлись эдикты магистратов. Эдикты (программные объявления) преторов, курульных эдилов и других должностных лиц (магистратов) содержали правила деятельности этих должностных лиц.

Третий чисто римский источник права, перешедший от республиканского Рима, представляли эдикты магистратов (претора, курульного эдила, правителя провинции).

При вступлении в должность магистрат издавал эдикт, в котором объявлял программу своей деятельности, обязательную для него на время его службы. Особенно большое значение получили эдикты преторов (содержавшие указания, при каких обстоятельствах будет даваться судебная защита).

Эдикты преторов послужили источником образования особой системы преторского (или гонорарного, от honores, почетные должности) права.

Источником права была и разнообразная деятельность римских юристов. Ответы знатоков права. Юристы составляли формулы различных частноправовых актов, давали советы относительно предъявления иска и порядка ведения возбужденного дела. Благодаря своему авторитету и глубокому пониманию римского права, профессиональные юристы (Лабеон, Прокул, Сабин и др.) оказывали серьезное влияние на развитие римского права.

Кодификация Юстиниана.

Император Восточной Империи Юстиниан поставил перед собой задачу – систематизировать все Римское право, устранив противоречия между преторским правом, трудами классических юристов и императорским законодательством.

В феврале 528 года была создана кодификационная комиссия, возглавляемая Трибонианом. С 7 апреля 529 года комиссия обнародовала «кодекс первой редакции», куда вошли императорские конституции с I по VI века. В декабре 530 года состав комиссии был расширен за счет включения в нее константинопольских профессоров Теофила и Кратина и профессоров Бейрутской школы Дорофея и Анатолия. Перед этой комиссией была поставлена задача составления сборника научных трудов классических юристов. В 533 году был издан такой сборник, получивший название «Дигесты». Одновременно Трибониан, Теофил и Дорофей написали «Институции», то есть, элементарный учебник по гражданскому праву, который официально был утвержден в 533 году именно как закон. В основу его легли конституции Гайя. В 534 году был переработан и обновлен кодекс, который получил название «кодекс второй редакции». Уже после смерти Юстиниана были опубликованы «Новеллы» - неофициальный сборник конституций самого Юстиниана. Таким образом, свод гражданского права – Corpus Juris Civilis включает в себя Кодекс, Институции, Дигесты и Новеллы.

1) Институции – систематизированное изложение основ права: общие начала правоприменения и систематическое изложение догматических принципов главным образом частного права. Подразделялись на 4 книги и 98 титулов. 1). Общее учение о праве и учение о субъектах права – лицах. 2) - 3) книги общие институты вещного и обязательственного права. 4) кн. Учение об исках и принципах правоприменения в суде.

2) Дигесты – отрывки из работ наиболее известных римских правоведов. в составе 7 частей и 50 книг, 432 титулов и 9123 отдельных фрагментов

3) Кодекс – систематизация 4600 императорских конституций с 117 г, в 12 кн. И 765 титулах.

4) Собрание новелл считают условно доп.4 частью, 68 новелл (новых законов), изданных Юстинианом после второй редакции Кодекса.

Система римского права.

Обозначению общего понятия права служило лат. слово – ius. Этимология не ясна. Ближайшие сопоставления, которые обычно делают, сводятся к аналогиям с iussum (приказ, повеление), и с именем верховного божества римского языческого пантеона Iupiter. И в то, и в другом случае – властная обязательность, опирающаяся на подчинение силе.

Необходимо в рамках римского права различать публичное право (ius publicum) и частное право (ius privatum).

Критерием деления является характер интересов, защищаемых правом. ПП – защищает интересы государства, ЧП – интересы частных лиц.

Классическое разграничение публичного и частного права, перешедшее в века, дает Ульпиан:

Публичное право – это то право, которое «ad statum rei Romanae spectat» (т.е. относится к положения Римского государства); частное право – это то право, которое относится «ad singulorum utilitatem» (т.е. касается выгоды, интересов отдельных лиц).

т.е. под публичным правом следует понимать те нормы, которые непосредственно охраняют интересы государства и определяют правовое положение государства и его органов. Сюда относятся: строй государственных органов, компетенция учреждений и должностных лиц, акты, выражающие властвование государства (наказание преступников, взимание налогов и т.п.). Ульпиан (в цитированном фрагменте) указывает, что в состав публичного права входят "святыни, жрецы, магистраты". Но этот перечень не является исчерпывающим. В ряде случаев "публичное право" понималось римскими юристами и в смысле вообще норм, имеющих безусловно обязательную силу и которые не могут быть изменены путем соглашений частных лиц.

Частное же право - это нормы права, защищающие интересы отдельного лица в его взаимоотношениях с другими людьми. В область частного права входят семейные отношения, собственность, наследование, обязательства и т.п.

Частное право противополагается публичному праву и является областью, непосредственное вмешательство в которую регулирующей деятельности государства является ограниченным. Оно предоставляет известный простор автономии отдельных лиц, т.е. глав семейств, товаропроизводителей, выступающих на рынке, и подобных им частных собственников, представителей класса рабовладельцев: человек волен защищать или не защищать свою собственность, волен предъявить иск или не предъявлять иска; содержание договора определяется соглашением сторон, - и договор защищается органами государства лишь в случае предъявления иска лицом, потерпевшим от неисполнения договора. Но эта частная автономия имеет свои пределы, определяемые публичным правом. Нормы публичного права должны быть соблюдаемы при всех условиях и не могут быть изменены отдельными лицами.

При этом древние римляне рассматривали правовую систему в единстве, выделяя различные аспекты юридических институтов в зависимости от соц.роли, в которой выступали субъекты и от того, какой общественный авторитет обеспечивал нормативный характер типичных связей между людьми. Если речь шла об отношениях между отдельными лицами, отстаивающими индивидуальные или семейные интересы, то такие отношения воспринимались как частные, а формализованная воля этих субъектов считалась частным законом (lex privata). Если же отношения затрагивали интересы римского народа квиритов (квириты – самоназвание римлян в древнейшую эпоху) как целого, то оно рассматривалось с точки зрения публичных интересов, а его нормативной основой выступала формализованная воля всего народа (Lex publica).

Право народов.

Торговый оборот между Римом и др.территориями римского государства требовал создания новых правовых норм, применимых для совершения сделок с участием иностранцев.

В силу этого появилась еще одна система частного права- право народов. Оно отличалось простотой, отсутствием формализма и гибкостью. Оно включало в себя институты римского права, нормы права египта, греции и др.государств.

Право народов - система правовых обычаев, которые были заимствованы римлянами из правовых систем, покоренных и присоединенных народов.

На рубеже II – I вв. до н. э. Рим осуществляет экспансию в бассейн Средиземного моря. К моменту завоеваний римляне становятся национальным меньшинством в собственном государстве. Подавляющее большинство населения римской республики не являлось римскими гражданами и не обладало юридическими правами. В целях сохранения стабильности и социального мира учреждается должность претора перегрина. В этом качестве выступали проконсулы провинций и прокураторы крупных провинциальных городов. Основная цель деятельность преторов перегринов - разрешение споров между провинциалами, а также между провинциалами и римскими гражданами. Поскольку в этом случае преторы не могли применять цивильное право, они использовали местные обычаи, выбирая те из них, которые наилучшим образом способствовали оформлению товарно-денежного оборота. Каждое решение претора в силу принципа казуистичности становилось прецедентом и могло быть использовано преторами других провинций в сходных ситуациях.

К середине I н. э. в результате действий преторов перегринов была выработана система права народов, основанная на следующих принципах:

1. Формальное равенство участников регулируемых отношений.

2. Свобода договора.

3. Полное возмещение убытков.

4. «Добрая совесть и справедливость».

В тот же период благодаря деятельности городских преторов происходит взаимное слияние цивильного права и права народов и уже к концу I в. н. э. возникает единая система частного права.

Квиритское право.

Цивильное право - это исторически первая система частного права. Являлась узконациональной системой права, которая регулировала отношения внутри римской гражданской общины. Нормативным источником цивильного права являлся систематизированный свод обычаев «Законы 12-ти таблиц», который был утвержден народным собранием в 451 г. до н. э. Содержание этого свода охватывало все области правового регулирования: право собственности, семейное и наследственное право, обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда.

На рубеже II – I вв. до н. э. в состав цивильного права дополнительно включались республиканские законы и акты Сената.

Признаки цивильного права

1. Формализм – господствовал принцип «что записано, то записано». Проявления формализма. Во-первых, исчерпывающий перечень сделок и иных юридически значимых действий, которые могли совершать римские граждане. Сделки, совершенные за пределами этого перечня, считались юридически ничтожными, то есть, не порождали правовых последствий. Во-вторых, исчерпывающий перечень юридических санкций в виде штрафов. В-третьих, исчерпывающий перечень исков, которые могли быть предоставлены римским гражданам. Если возникшая спорная ситуация не регулировалась законами 12-ти таблиц, то стороны не получали правовой защиты.

2. Ритуализм и обрядность. Доклассическая юриспруденция являлась частью официального культа Бога Юпитера. При этом первоначально судопроизводство осуществлялось жрецами этого культа, так называемыми понтификами. Каждое судебное действие являлось строго закрепленным ритуалом.

3. Ограниченный субъектный состав участников регулируемых отношений. Цивильное право защищало интересы исключительно римских граждан. Не граждане, жители провинций, так называемые перегрины, не подлежали правовой защите. Перегрины иначе - враги.

Преторское право.

Наряду с этой системой цивильного права постепенно сложилась другая система права - право преторское (ius praetorium или honorarium, от слова "honores" - почетная должность). Расширение торговли, развитие с/х, ремесел, частных имущественных отношений, в целом рабовладельческой системы вызвали дальнейшее развитие частного права. Нормы квиритские права уже не в состоянии регулировать товарно-денежные отношения.

Все эти новые социально-экономические условия делали старые постановления цивильного права недостаточными и с количественной, и с качественной стороны. Эти постановления нужно было пополнять и даже исправлять. Эта работа легла на судебных магистратов, главным образом - преторов. Она совершалась постепенно.

В ходе судебной деятельности преторы не отменяли и не изменяли нормы квиритского права, а лишь придавали нормам старых законов новое значение. С помощью эдиктов они стали заполнять пробелы цивильного права. Позднее преторские эдикты стали включать формулы, которые были направлены на изменение норм цивильного права. Преторский эдикт указывал пути для признания новых отношений. Нормы преторского права регулировали отношения между римскими гражданами. Нормы преторского права были освобождены от формализма, религиозной обрядности и символики. Основой преторского права являлся принцип доброй совести, справедливости, гуманности.

Наши рекомендации