Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности

Государственная инспекция труда в лице уполномоченных работников может осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства во всех организациях промышленности. Наряду с государственной инспекцией труда государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности призван осуществлять специально уполномоченный орган(ст.366 ТК РФ). До недавнего времени специально уполномоченными являлись органы горного и промышленного надзора. В соответствии с Указом Президента РФ N 314 от 9 марта 2004 года "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" данную функцию призвана выполнять Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, находящаяся в ведении Правительства РФ. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору(Ростехнадзор) осуществляет государственный контроль за соблюдением норм по охране труда в организациях угольной, горнорудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности(ст.366 ТК РФ).

Должностные лица Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору(Ростехнадзора) имеют право: 1) проводить беспрепятственно проверки подконтрольных объектов и организаций по вопросам, относящимся к их компетенции, а также привлекать по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, объединениями и организациями их специалистов для проведения указанных проверок, получать необходимые объяснения, справки и сведения; 2) выдавать обязательные для исполнения указания (предписания) об устранении выявленных нарушений, правил и норм по безопасному ведению работ, хранению и использованию взрывчатых материалов, а также по разработке, устройству, изготовлению и безопасной эксплуатации технологических процессов и оборудования, охране недр; 3) вносить на рассмотрение федерального органа исполнительной власти в области промышленности и энергетики проекты нормативно-технических документов, относящиеся к деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзору); 4) давать обязательные для исполнения предписания о приостановке работ, которые ведутся с нарушениями правил и норм безопасности и охраны недр, а также указания о выводе людей с рабочих мест, когда имеется угроза их жизни или возникновения аварии, в случае необходимости непосредственно приостанавливать работы и выводить людей с рабочих мест, опечатывать места проведения работ и оборудование; 5) приостанавливать действие или аннулировать выданные разрешения на ведение лицензионной деятельности в случаях, когда возникает угроза аварий, гибели людей или нанесения ущерба их здоровью; 6) привлекать в установленном законодательством порядке должностных лиц к административной ответственности за нарушение правил охраны труда; 7) передавать в необходимых случаях материалы в следственные органы для решения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности; 8) проверять в подконтрольных организациях и на объектах соблюдение установленного порядка допуска работников к работе, их инструктажа и обучения безопасным методам ведения работ, а также порядка аттестации и проверки знаний в области охраны труда; 9) проводить проверку знаний правил и норм безопасности, технологических регламентов специалистами, а также инструкций по охране труда и безопасному ведению работ другими работниками; 10) участвовать в проверке знаний правил и норм по охране труда у вновь назначенных руководителей организаций, объектов и в установленные сроки - у других специалистов; 11) вносить обязательные для исполнения представления в органы государственной власти и местного самоуправления, организации об освобождении в установленном законодательством порядке от занимаемой должности лиц систематически нарушающих правила и нормы по безопасному ведению работ и охране недр, самовольно возобновляющих работы, эксплуатацию оборудования и объектов, приостановленных законным распоряжением должностных лиц Ростехнадзора, нарушающих порядок хранения и использования взрывчатых веществ, не имеющих права руководить горными, буровыми, взрывными, маркшейдерскими, газоопасными, электротехническими работами, а также работами, связанными с изготовлением, монтажом, ремонтом и эксплуатацией объектов котлонадзора, подъемных сооружений и газового хозяйства, не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний правил и норм безопасности; 12) проводить в установленном законодательством порядке техническое расследование обстоятельств и причин аварий, случаев производственного травматизма, утраты взрывчатых материалов и принимать по результатам обязательные для исполнения решения по вопросам, относящимся к компетенции Ростехнадзора; 13) назначать проведение контрольных испытаний оборудования и материалов, анализов рабочей и окружающей природной среды, независимой экспертизы проектно-конструкторской документации; 14) давать организациям, ведущим разработку, изготовление и монтаж оборудования, обязательные для выполнения указания об устранении конструктивных недостатков, а также недостатков в изготовлении и монтаже оборудования, снижающих безопасность его эксплуатации; 15) проверять в необходимых случаях на заводах-изготовителях и ремонтных предприятиях соответствие требованиям безопасности оборудования для горнодобывающих отраслей промышленности, взрывозащитного электрооборудования поднадзорных производств и объектов, газового оборудования, специализированных вагонов и контейнеров для перевозки опасных грузов, подъемных сооружений, котлов и трубопроводов для пара и горячей воды, сосудов, предназначенных для работы под давлением, а также другого потенциально опасного оборудования, применяемого на поднадзорных производствах, приостанавливать выпуск и запрещать применение указанного оборудования и транспортных средств при их несоответствии требованиям безопасности и утвержденным техническим решениям; 16) привлекать по согласованию с заинтересованными организациями и органами специалистов для проведения независимых экспертиз и разработок, связанных с безопасностью производств, объектов и работ, рациональным использованием и охраной недр; 17) получать от органов государственной власти и работодателей информацию о состоянии безопасности, авариях и производственном травматизме, об использовании и охране недр, материалы, документы и иные сведения по вопросам, входящим в компетенцию Ростехнадзора; 18) проверять у должностных лиц и иных работников наличие документов, дающих право на техническое руководство работами и на их выполнение, а также соблюдение специальных требований, установленных для приема на работу, связанную с повышенной опасностью; 19) прекращать самовольное пользование недрами и самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых, а также ограничивать, приостанавливать или запрещать сброс в недра сточных вод, захоронение вредных веществ и отходов производства, подземное хранение веществ и материалов в нарушение требований действующего законодательства; 20) участвовать в установленном законодательством порядке в создании, реорганизации и ликвидации организаций по оказанию технических, экспертных и других видов услуг по вопросам обеспечения безопасности производства и охраны недр. Перечисленным правам должностных лиц Ростехнадзора корреспондируют обязанности должностных лиц, работодателей, их представителей, работников по выполнению законных требований в сфере осуществления государственного надзора за безопасным ведением работ в промышленности.





При осуществлении деятельности по государственному надзору за безопасным ведением работ в промышленности должностные лица Ростехнадзора независимы и подчиняются закону. Основным нормативным правовым актом, регламентирующим и данный вид государственной деятельности, является ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". В связи с чем проверка деятельности работодателей по вопросам, относящимся к компетенции Ростехнадзора в сфере промышленной безопасности, проводится по тем же правилам, что и государственный контроль за соблюдением трудового законодательства, осуществляемый государственной инспекцией труда. Основные правила осуществления данного вида надзора рассмотрены нами в предыдущем параграфе.

Однако деятельность по государственному надзору за безопасным ведением работ в промышленности имеет свои особенности. Ведь данный вид контроля непосредственно связан с деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих. Поэтому для вступления в законную силу указаний (предписаний) должностных лиц Ростехнадзора могут быть применены особые правила. В частности, при возникновении угрозы аварии, жизни и здоровью людей указания и предписания должностных лиц Ростехнадзора подлежат немедленному исполнению. Но и в этом случае работодатель не лишен возможности их обжалования вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган, а также в судебном порядке. Однако данное обжалование не приостанавливает действие указания (предписания) должностного лица Ростехнадзора. Хотя лица и органы, полномочные рассматривать жалобы на указания (предписания) Ростехнадзора, могут своим решением приостановить действие указания или предписания.

При обжаловании действий (бездействия) должностных лиц Ростехнадзора на них лежит обязанность по доказыванию законности и обоснованности принятых решений, в том числе и по выдаче подлежащих немедленному исполнению указаний и предписаний. В свою очередь лицо, обжалующее решение должностных лиц Ростехнадзора, должно доказать, что принятым решением нарушены его права.

Таким образом, деятельность Ростехнадзора имеет свои особенности, которые обусловлены необходимостью оградить окружающих от воздействия факторов, создающих повышенную опасность.

Наши рекомендации