Организация государственной власти. Принцип разделения властей в системе организации государственной власти.
1.1. Понятие государственной власти и ее источник
Государственная власть – это делегированная народом способность государства (государственного аппарата) осуществлять управленческие функции в отношении населения, граждан, общества. Согласно Конституции РФ (ст.3) носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной и муниципальной власти. Соответственно публичный характер власти народа проявляется в трех формах, используемых при ее реализации:
- непосредственная власть народа;
- государственная власть;
- муниципальная власть.
Народ как носитель публичной власти непосредственно ее реализует через референдум, участие в управлении делами государства, в выборах, в отправлении правосудия и т.д.
1.2. Принцип разделения государственной власти
Государственная власть обеспечивает государственное управление Российской Федерацией и осуществляется посредством разделения на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную (ст.10 Конституции РФ). Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, независимы и не подчиняются одна другой.
С учетом федерального устройства Российской Федерации, государственная власть реализуется в двух формах: федеральная государственная власть и государственная власть субъекта РФ (региональная государственная власть). При этом ст.5 Конституции РФ, закрепляя федеративное устройство РФ, гарантирует единство системы государственной власти на территории России. На каждом уровне реализации государственной власти действуют три ветви: законодательная, исполнительная и судебная власти.
1.3. Организация государственной федеральной власти
В пределах, определенных ст.71 Конституции РФ, Россия осуществляет свою исключительную, присущую только ей государственно-властную деятельность. Российская Федерация устанавливает и формирует систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности. В исключительном ведении Российской Федерации находятся судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство.
Федеральную государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и подчиненные ему органы исполнительной власти и федеральные суды.
1.4. Организация государственной региональной власти
По вопросам своего ведения, субъект Российской Федерации создает собственные государственные органы: законодательные, исполнительные и судебные. Региональную государственную власть осуществляют орган законодательной (представительной) власти субъекта РФ, орган исполнительной власти во главе с высшим должностным лицом субъекта РФ, а также Конституционный (Уставной) суд Субъекта РФ и мировые судьи.
1.5. Организация публичной власти по уровням и вертикалям управления
Согласно Конституции РФ, в Российской Федерации наряду с государственной властью, признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (ст.12). Соответственно, при построении модели государственного управления выделяется не два, а три уровня управления:
- государственный федеральный;
- государственный региональный;
- муниципальный.
Федеральные органы государственной власти располагаются преимущественно на федеральном уровне управления, исключение составляют территориальные органы федеральных органов государственной власти (ТО ФОИВ), а также органы судебной власти, располагающиеся на региональном и муниципальном уровнях управления. Региональные органы государственной власти сосредоточены на одноименном уровне управления, за исключением мирового суда, располагающегося вне системы административно-территориального деления. Мировой суд, как орган региональной судебной власти, создается и действует на территории судебного участка, определяемого по количеству проживающего на нем населения, независимо от административно-территориального деления территории.