Место и время проведения учебной практики
Кировский филиал
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Для студентов, обучающихся
по направлению 40.03.01 "Юриспруденция"
(программа подготовки бакалавра)
Рекомендовано Учебно-методическим и редакционно-издательским советом КФ МФЮА
(протокол №10 от 10.09.2015 г.)
Киров 2015
ПРЕДИСЛОВИЕ
ЦЕЛЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Учебная практика является одной из форм самостоятельной работы студентов.
Целью учебной практики является получение первичных профессиональных умений и навыков выполнения должностных обязанностей юриста-специалиста.
ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Задачами учебной практики являются:
- обобщение и систематизация теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения;
- подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин;
- ознакомление с основами организации и деятельности правоохранительных и иных правоприменительных органов;
- приобретение первичных практических профессиональных умений и навыков;
- подготовка студентов к осознанному выбору области юридической специализации;
- закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения;
- формирование у студента правильного представления о будущей профессиональной деятельности;
- выработка умений правильно определять, толковать и применять нормы права в научных и практических целях;
- систематизация приобретенных правовых знаний.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебная практика является составной частью учебного процесса и обязательна для каждого студента. Данный вид практики входит в раздел «Б.4. Учебная и производственная практики» федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.
Учебная практика представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Учебная практика базируется на изучении гуманитарного, социального и экономического цикла: курсы дисциплин – «Безопасность жизнедеятельности», «Логика», «Психология и педагогика», «Русский язык и культура речи»; информационно-правового цикла: курс дисциплины – «Информационные технологии в юридической деятельности»; профессионального цикла: курсы дисциплин – «Теория государства и права», «Конституционное право», «История отечественного государства и права».
Знакомство с организационно-правовыми формами учреждений и организаций в уходе учебной практики должно закрепить полученные теоретические навыки основной образовательной программы высшего профессионального образования. Студенты по итогам прохождения учебной практики должны приобрести практические навыки, умения общекультурных и профессиональных компетенций. Также определиться с выбором будущего профиля.
Для прохождения учебной практики студент должен иметь представление о том, кто занимается нормотворческой деятельностью, знать историю возникновения права и государства, грамотно ориентироваться и использовать информационные технологии, уметь грамотно излагать свои мысли и логически выстраивать свои суждения.
По итогам учебной практики студент должен знать структуру организаций и учреждений, нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность организаций и учреждений, должностные обязанности сотрудников и требования к должностным регламентам.
Практика проводится после изучения учебных дисциплин: Теория государства и права, История государства и права зарубежных стран, История отечественного государства и права, Административное право, Правоохранительные органы, Конституционное право, Гражданское право, Уголовное право.
В ходе практической деятельности студент должен проявить общекультурные и профессиональные компетенции, усвоенные в процессе изучения учебных дисциплин гуманитарного, социального, экономического, информационно-правового и профессионального циклов:
1) Знает:
- социальную значимость своей будущей профессии;
- основы конституционного, административного, гражданского, уголовного права;
- сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознает опасности и угрозы, возникающие в этом процессе.
2) Умеет:
- добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;
- обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения;
- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
- анализировать социально значимые проблемы и процессы.
3) Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
- применения профессиональных знаний на практике;
- анализа правоприменительных актов и проблемной ситуации;
- кооперации выполнения задания в коллективе;
- нетерпимого отношения к коррупционному поведению, уважительного отношения к праву и закону;
- повышения своей квалификации и мастерства;
- работы по получению, хранению, переработки информации,
- работы с компьютером как средством управления информацией.
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
В ходе прохождения учебной практики студент должен приобрести следующие практические навыки, умения, общекультурные и профессиональные компетенции:
· осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
· владеть культурой мышления, способностью к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
· способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
· обладать культурой поведения, готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
· иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону (ОК-6);
· стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
· способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
· способностью понимать сущность и значение информации в развитии информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
· владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
· способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12):
· способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 зачетные единицы, 2 недели, 108 часов, в том числе самостоятельной работы студентов очного отделения 54 часа, студентов заочного отделения 96 часов.
№ п/п | Разделы учебной практики | Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в часах для студентов очного (заочного) отделения | Форма текущего контроля | ||
В вузе | На базе практики | СР | |||
Подготовительный этап: 1. вводный инструктаж по технике безопасности; 2. обзор организаций и предприятий, входящих в состав учебной практики, 3. основные документы, необходимые для прохождения учебной практики | 2(2) | 2(0) | Диференц. зачет | ||
Учебный этап: проведение лекций и экскурсий на предприятия и в организации | 50(10) | ||||
Обработка и анализ полученной информации, полученной в ходе учебной практики | 28(50) | ||||
Подготовка к зачету по учебной практике | 26(46) |
Суды общей юрисдикции
Ознакомиться:
● с организацией и содержанием работы суда, его технического персонала (канцелярия, секретари судебных заседаний), консультантов и помощников судей.
● с нормативными документами, регламентирующими деятельность;
● ознакомление с организацией работы суда I инстанции.
● ознакомление с организацией работы суда апелляционной инстанции.
● ознакомление с организацией работы суда по приёму граждан.
Мировые судьи
Ознакомиться:
● с организацией и содержанием работы мирового судьи, технического персонала, консультантов и помощников;
● с нормативными документами, регламентирующими;
● с полномочиями мировых судей; подсудностью по гражданским, уголовным и административным делам;
● ознакомление с организацией работы суда по приёму граждан.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Кировской области
Ознакомиться:
● с организацией и содержанием работы Федеральной службы судебных приставов;
● с нормативными документами, регламентирующими;
● с особенностями взаимодействия службы судебных приставов с судами, правоохранительными органами, юридическими и физическими лицами;
● с функциями судебных приставов-исполнителей, исполнительные действия, основные документы, издаваемые судебными приставами - исполнителями (постановление о возбуждении исполнительного производства)
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области
Ознакомиться:
● с организацией и содержанием работы Управления Министерства юстиции, его структурных подразделений;
● с нормативными документами, регламентирующими деятельность;
● с особенностями взаимодействия учреждения с юридическими и физическими лицами.
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области
Ознакомиться:
● с организацией и содержанием работы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области;
● с нормативными документами, регламентирующими деятельность;
● с особенностями взаимодействия учреждения с юридическими и физическими лицами;
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Кирову и Кировской области
Ознакомиться:
● с организацией и содержанием работы Управления внутренних дел Кировской области, районных органов внутренних дел;
● с компетенцией деятельности служб органов внутренних дел;
● с нормативными документами, регламентирующими деятельность;
● с особенностями взаимодействия с судами, прокуратурой, органами исполнения наказания, с иными правоохранительными органами и органами местного самоуправления;
● с особенностями рассмотрения обращений и заявлений физических и юридических лиц.
Адвокатская палата
Ознакомиться:
● с организацией и содержанием работы адвокатов, юридических консультаций;
● с нормативными документами, регламентирующими деятельность;
● с правовым статусом адвоката в уголовном, гражданском, арбитражном, административном судопроизводстве (в различных инстанциях);
● с общими положениями юридического консультирования (составление документов, устные советы, др.);
● с особенностями взаимодействия с судами, прокуратурой, с иными правоохранительными органами;
● с основами адвокатской этики.
Юридические службы учреждений и организаций
Ознакомиться:
● с организацией и содержанием работы юридической службы;
● с нормативными документами, регламентирующими деятельность;
● с порядком работы над составлением и заключением различных видов договоров;
● с практикой правовой пропаганды в учреждении, организации;
● с практикой представления интересов организации в уголовном, гражданском, арбитражном, административном судопроизводстве, др.
Управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Кировской области
Ознакомиться:
· с организацией и содержанием работы Управления федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Кировской области;
· с нормативными документами, регламентирующими деятельность Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Кировской области;
· с формами, направлениями и порядком осуществления работы;
· особенностями взаимодействия с судами, прокуратурой, с иными правоохранительными органами.
Места прохождения практики для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья определяются с учетом требований их доступности для данных обучающихся, рекомендаций медико-социальной экспертизы, отраженных в индивидуальной программе реабилитации инвалида.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОХОЖДЕНИЮ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Методические рекомендации для руководителя практики от вуза и руководителя практики от организации
Руководитель практики руководствуется «Положением об организации и проведении практик обучающихся, обучающихся по основным образовательным программам высшего и среднего профессионального образования на основе ФГОС» от 23.05.2013г. №397. Руководитель практики от организации курирует деятельность обучающегося в период прохождения практики, консультирует его по выполнению заданий практики и осуществляет текущий контроль.
По окончании практики оценивает уровень освоения компетенций, подтверждает записи обучающегося о выполненных работах в дневнике работы обучающегося в период учебной практики, составляет отзыв о работе обучающегося.
Руководитель практики от вуза:
1) до начала практики: проводит установочную конференцию, в ходе которой знакомит обучающегося с программой практики, системой оценки.
2) во время практики: - оказывает студенту консультационную помощь по выполнению заданий; - осуществляет текущий контроль; - поддерживает взаимосвязь с обучающимся посредством сети «Интернет», телефонной связи, личного общения; - оказывать студентам методическую и организационную помощь в выполнении программы практики, написании отчетов.
3) после завершения практики: - проводит промежуточную аттестацию; - оценивает уровень освоения компетенций обучающегося. По итогам практики руководитель от вуза проводит итоговую конференцию, на которой обсуждает результаты прохождения практики.
Методические рекомендации для обучающихся по подготовке и прохождению практики
До начала практики обучающийся:
1. Знакомится с содержанием программы практики
2. Выбирает базу практики.
Обучающийся может пройти практику на базе:
- организаций, заключивших коллективные договоры об организации и проведении практики с университетом.
- профильной организации, выбранной обучающимся самостоятельно, по согласованию с руководителем практики от университета, заключив с ней срочный договор.
3. В случае заключения договора предоставляет его руководителю практики от вуза.
4. Получает задания на практику, в том числе индивидуальное задание, у руководителя практики от вуза.
5. Участвует в установочной конференции.
В период прохождения практики:
Обучающийся руководствуется «Положением об организации и проведении практик обучающихся, обучающихся по основным образовательным программам высшего и среднего профессионального образования на основе ФГОС» от 23.05.2013г. №397.
Своевременно выполняет задания программы.
Ежедневно заполняет дневник работы обучающегося в период учебной практики. Выполняемая работа должна быть заверена подписью руководителя с места практики и печатью организации практики(при прохождении учебной практики внеаудиторно )
После прохождения практики обучающийся:
предоставляет на кафедру документы:
- отчет;
- дневник практики/журнал работы обучающегося в период учебной практики (при прохождении практики внеаудиторно);
- характеристика работы студента с места прохождения практики (при прохождении практики внеаудиторно).
Характеристика работы студента с места прохождения практики составляется по месту прохождения практики, подписывается руководителем практики и заверяется печатью соответствующего органа. Отсутствие печати не может быть оправдано выполнением характеристики на официальном бланке. В характеристике должны быть указаны: а) фамилия, имя, отчество студента, курс обучения; б) наименование органа (учреждения и его подразделения, в котором проходила практика; в) должность, фамилия и инициалы руководителя практики; г) вид практики, дата начала и дата окончания практики; д) краткое изложение работы студента, выполненной во время прохождения практики; е) оценка личных и деловых качеств студента, включая его теоретические знания, практические навыки и умения.
Отчет о прохождении учебной практики сдается студентом на кафедру в течение 7 дней со дня фактического окончания практики (для студентов заочной формы – в первый день экзаменационной сессии).
Деканатом назначается дата защиты отчетов по учебной практике. Студент защищает отчет о практике в форме аттестации с выставлением дифференцированной оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно.
Требования к написанию отчета по учебной практике
Отчет по практике составляется студентом в виде единого документа.
В отчете должны быть отражены все результаты выполнения заданий за период практики.
Структура отчета:
- титульный лист (образец – Приложение Б);
- введение
-содержание с указанием начальной страницы каждого структурного
элемента отчета;
-основная часть;
- заключение;
- список литературы и информационных ресурсов;
- приложения.
Во введении указываются цели, задачи практики, место, сроки прохождения практики и др.
Основная часть, отражает характеристику базы прохождения практики, результаты выполнения индивидуального задания:
● организацию и содержание работы данного органа или организации;
● нормативные документы, регламентирующие деятельность организации;
● порядок работы над составлением и заключением различных видов договоров, если это соответствует специфике деятельности данной организации;
● практика правовой пропаганды в учреждении или организации;
● практика представления интересов организации в уголовном, гражданском, арбитражном, административном судопроизводстве, др.
Основная часть должна содержать следующие разделы: Раздел 1. Характеристика места практики – отражается информация: - о месте практики; - о правовом статусе соответствующего органа (организации); - нормативно-правовые акты, регулирующие статус данного органа (организации); - правоспособность, цели, задачи деятельности, полномочия. Отдельно отражается анализ организации деятельности юридического отдела (службы) организации, либо деятельности организации (органа) в целом (положительные и отрицательные стороны). Раздел 2. Характеристика практической работы – отражается информация о конкретных действиях, совершаемых самим студентом в соответствии с заданием: - изучение структуры управления организацией, функций и методов управления, делопроизводства и документооборота в организации; - изучение и анализ должностных инструкций служащих аппарата; - изучение организации техники контроля, исполнение принятых решений. Здесь же студент должен указать на приобретенные в период практики навыки практической деятельности, затруднения, возникшие при выполнении отдельных поручений руководителя практики, порядок совершаемых действий. Подтверждается информация раздела приложениями.
Заключение – обобщаются результаты проделанной работы, делаются выводы и предложения по совершенствованию работы конкретного отдела, подразделения и т.п., отражается анализ соответствия нормативного регулирования потребностям правоприменительной деятельности (наличие пробелов, коллизий и т.п.), обоснованные выводы и предложения по вопросам организации и прохождения практики.
В отчете следует отразить:
- все вопросы, изучение студентом во время прохождения практики; - описание выполненной работы;
- анализ организации деятельности юридической службы (отдела), отдельного специалиста в организации – базе практики.
Студент должен также высказать свое мнение и сделать выводы о практике (практическая значимость, качество организации и трудности прохождения практики и написания отчета и др.).
Материал, собранный студентом во время прохождения практики прилагается к отчету в виде приложений. Приложения: - копия устава организации (или титульного листа) или иных правоустанавливающих документов; - копия должностной инструкции юриста или специалиста организации, который выполняет функции по юридическому сопровождению деятельности организации; - копия листа документа, в котором ведется контроль за выполнение принятых решений или результаты работы с обращениями граждан.
В основной части отчета по каждому приложению должно быть описание.
Работа по составлению отчета проводится студентом систематически на протяжении всего периода практики. После завершения работ по тому или иному заданию, студент обрабатывает накопленный материал, последовательно излагает его и предоставляет на проверку руководителю от базы практики, в конце практики окончательно оформляет отчет.
Требования к оформлению отчёта
I. Общие требования к оформлению работы
1.1. Согласно ГОСТу 7.32-2001 текст печатается на одной стороне листа белой бумаги формата A4 через полтора интервала. Работа брошюруется.
1.2. Цвет шрифта - черный. Размер шрифта (кегль) - 14. Тип шрифта - Times New Roman. Шрифт печати должен быть одинаковым по всему объему текста. Заголовки структурных частей курсовой работы (оглавление, введение, название глав, разделов, подразделов, заключение, приложение) выделяются полужирным шрифтом. Текст обязательно выравнивается по ширине.
1.3. Размер абзацного отступа - 1,5 см.
1.4. Страница с текстом должна иметь левое поле 30 мм (для прошива), правое — 10 мм, верхнее и нижнее 20 мм (ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»).
1.5. Страницы работы нумеруются арабскими цифрами (нумерация сквозная по всему тексту). Номер страницы ставится в правом нижнем углу листа без точки. Размер шрифта (кегль) – 11. Тип шрифта – Times New Roman. Титульный лист включается в общую нумерацию, номер на нем не ставится. Все страницы, начиная с 3-й (ВВЕДЕНИЕ), нумеруются.
1.6. В тексте используется «длинное тире», его клавиатурное сочетание в MS Word — Ctrl + Alt + минус на дополнительной клавиатуре.
2. Примерный объем работы – 10-15 страниц. В этот объем включается: титульный лист, оглавление, введение, основной текст, заключение. Приложения в общий объем не включаются.
3. Первым листомработы является титульный лист, оформляемый в соответствии с прилагаемым образцом.
Оформление заголовков
Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.
Заголовки структурных элементов работы (оглавление, введение, заключение) располагают в середине строки (выравнивание по центру), без точки в конце, выделяются жирным шрифтом. Каждую новую главу, а также введение и заключение следует начинать с новой страницы.
Шрифт заголовков — Times New Roman, размер шрифта — 14
Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются. Заголовок, состоящий из 2 и более строк, печатается через 1 межстрочный интервал. Расстояние между заголовками раздела и подраздела, а также между заголовком и текстом – 2 интервала.
Главы нумеруют. Главы могут делиться на разделы и подразделы. Номер раздела состоит из номеров главы и номера раздела в главе (например: 1.2 (1 - номер главы, 2 - номер раздела), 2.5 (2 - номер главы, 5 - номер раздела) и т.д.), разделенных точкой. В конце номера точка не ставится. Аналогичным образом нумеруются и подразделы (например: 2.4.2 Анализ результатов). В нумерации после цифр идет пробел, а не табуляция. Заголовки разделов и подразделов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы, без точки в конце, не подчеркивая.
Оформление оглавления
На втором листе помещается оглавление, где указываются основные разделы работы и соответствующие им страницы. Заголовок ОГЛАВЛЕНИЕ пишется заглавными буквами посередине строки. Оглавление включает введение, наименование всех глав, разделов и подразделов, заключение, список использованных источников и литературы, наименование приложений, с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы. По ГОСТ 2.105-95 наименования, включенные в оглавление, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы, допускается набор заголовков первого уровня заглавными буквами. Желательно, чтобы оглавление помещалось на одной странице. Текст должен соответствовать оглавлению, как по оглавлению, так и по форме.
Оформление перечислений
По ГОСТ 7.32-2001 перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, й, о, ч, ь, ы, ъ). Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа.
а) ___________
б) ___________
1) _____
2) _____
в) ___________
Оформление рисунков
К рисункам относятся все графические изображения (схемы, графики, фотографии, рисунки). На все рисунки в тексте должны быть даны ссылки. Рисунки должны располагаться непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Рисунки нумеруются арабскими цифрами, при этом нумерация сквозная, но допускается нумеровать и в пределах раздела (главы). В последнем случае номер рисунка состоит из номера главы и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой (например: Рисунок 1.1). Название пишется под рисунком по центру, как и рисунок, форматирование — как и у обычного текста. Слово «Рисунок» пишется полностью. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Допускается не нумеровать мелкие иллюстрации (мелкие рисунки), размещенные непосредственно в тексте и на которые в дальнейшем нет ссылок. При ссылках на иллюстрацию следует писать «... в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «... в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела, или (Рисунок 1.). После слово «Рисунок 2» пишется название. В этом случае подпись должна выглядеть так: «Рисунок 2 — Название». Точка в конце названия не ставится. Если в работе есть приложения, то рисунки каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением впереди обозначение приложения (например: Рисунок А.З).
Пример оформления рисунка
Рисунок 1 - Зависимость …
Оформление таблиц
На все таблицы в тексте должны быть ссылки. Таблица должна располагаться непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Все таблицы нумеруются (нумерация сквозная, либо в пределах раздела — в последнем случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера внутри раздела, разделенных точкой (например: Таблица 1.2). Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением впереди обозначения приложения (например: Таблица В.2). Слово «Таблица» пишется полностью. Наличие у таблицы собственного названия обязательно. Название состоит из «Таблицы», номера, тире и названия. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире (например: «Таблица 3 — Название»). Точка в конце названия не ставится.
Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента и номера, обозначение марок материалов и типоразмеров изделий, обозначения нормативных документов не допускается.
При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (тире).
При переносе таблицы на следующую страницу название помещают только над первой частью, при этом нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую первую часть таблицы, не проводят. Над другими частями также слева пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы (например, Продолжение таблицы 1).
Заголовки столбцов и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки столбцов - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков столбцов и строк точки не ставят. Заголовки столбцов, как правило, записывают параллельно строкам таблицы, но при необходимости допускается их перпендикулярное расположение.
Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Но головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.
Таблица 2 — Расчет отклонений затрат предприятия «АВС», руб.
Наименование | План, ед. | Факт., ед. | Отклонение, ед. | Отклонение, % |
Материальные затраты | +292 | 49,0 | ||
Условно-постоянные затраты | -100 | -20,0 | ||
Итого | 1 100 | +192 | 17,45 |
Оформление приложений
В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте.
Каждое приложение должно иметь содержательный заголовок. При необходимости текст приложений может быть разбит на разделы, подразделы пункты, которые следует нумеровать в пределах каждого приложения. Имеющиеся в тексте приложения рисунки, таблицы, формулы и уравнения также следует нумеровать в пределах каждого приложения (например: таблица А1, рисунок Б1).
Если в качестве приложения используется конкретный документ или бланк формы документа, имеющий самостоятельное значение, его вкладывают без изменений по сравнению с оригиналом. На титульном листе документа в центре печатают слово «Приложение» и проставляют его номер, а страницы, на которых размещен документ, включают в общую нумерацию страниц.
В случае если приложение занимает несколько листов, то на втором и последующих (кроме последнего) листах приложения, в центре первой строки пишут «Продолжение приложения...». На последнем листе приложения пишут «Окончание приложения...».
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его обозначения. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность (например: ПРИЛОЖЕНИЕ Б). Если в работе одно приложение, оно обозначается «ПРИЛОЖЕНИЕ А»
Нумерация страниц приложений и основного текста должна быть сквозная.
Пример оформления приложения приведен в Приложении А
Оформление списка используемых источников
Библиографическое оформление работы (ссылки, список использованных источников и литературы) выполняется в соответствии с едиными стандартами по библиографическому описанию документов - ГОСТ 7.1-2003 "Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления"; ГОСТ 7.12-77 "Сокращение русских слов и словосочетаний в библиографическом описании"; ГОСТ 7.11-78 "Сокращение слов и словосочетаний на иностранных языках в библиографическом описании"; ГОСТ 7.80-2000 "Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления"; ГОСТ 7.82-2001 "Библиографическое описание электронных ресурсов: общие требования и правила составления"; ГОСТ 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления ».
Каждая библиографическая запись в списке получает порядковый номер и начинается с красной строки. Нумерация источников в списке сквозная.
Структура списка
Список использованных источников следует составлять в следующем порядке:
1. Нормативно-правовые акты:
Ø Международно-правовые акты (общепризнанные)
Ø Конституция Российской Федерации
Ø Федеральные конституционные законы РФ
Ø Кодексы
Ø Федеральные законы РФ
Ø Законы РФ
Ø Законы субъектов Федерации
Ø Акты президента
Ø Акты палат парламента
Ø Акты правительства
Ø Акты федеральных органов
Ø Акты региональных органов
Ø Акты органов местного самоуправления
Ø Материалы судебной практики
Расположение документов внутри каждой выделенной группы в обратнохронологическом порядке: вначале новые, затем принятые ранее.
Юридическими источниками для нормативно-правовых актов являются официальные издания «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета» и региональные издания. Не допускается ссылка на электронные ресурсы. В некоторых случаях в качестве источников могут быть официальные сайты судов и ведомств.
Сначала указываем опубликованные материалы, а затем архивные материалы судебной практики. Расположение документов в обратнохронологическом порядке.
2. Научная и учебная литература(учебные пособия, монографии, статьи из сборников, статьи из журналов, авторефераты диссертаций). Расположение документов - в порядке алфавита фамилий авторов или названий документов. Не следует отделять книги от статей. Сведения о произведениях одного автора должны быть собраны вместе.
3. Справочная литература (энциклопедии, словари, словари-справочники)
4. Иностранная литература. Описание дается на языке оригинала. Расположение документов - в порядке алфавита.
5. Описание электронных ресурсов
В первую очередь оформляются судебные документы, взятые с официальных сайтов судов, затем научные издания. Допускается использование электронных ресурсов, имеющих аналог печатного издания.
Образцы библиографического описания документов даны в Приложении В.
Ссылки и сноски
При написании работы студенту часто приходи