Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных происшествий
Автотранспортное средство является одним из видов техногенных источников повышенной опасности. Резкий скачок автомобилизации и совершенствование механических транспортных средств привели не только к существенному улучшению жизнедеятельности общества, но и к негативному социальному явлению - дорожно-транспортной аварийности. Такое положение дел отрицательно сказывается даже на демографической ситуации в стране. Рост дорожно-транспортных происшествий (ДТП) происходит на фоне снижения качества их расследования.
Дорожно-транспортное происшествие (с позиций криминалистики) - это уголовно-релевантное событие, связанное с рассогласованием целесообразного и безопасного порядка дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, содержащее признаки преступления или выражающееся в факте обнаружения общественно опасного вреда и следов, которые воспринимаются как последствия транспортного преступления.
Различают следующие виды дорожно-транспортных происшествий:
а) столкновение движущихся автотранспортных средств между собой или с подвижным составом железных дорог;
б) опрокидывание движущегося автотранспортного средства;
в) наезд движущегося автотранспортного средства на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп;
г) наезд движущегося транспортного средства на неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.);
д) наезд на пешехода или велосипедиста;
е) падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др.;
ж) падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.
К элементам криминалистической характеристики преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, интерпретирующим обстоятельства предмета доказывания, обычно относят: механизм происшествия, непосредственные (ближайшие) и основные причины ДТП, обстановку совершения преступления, особенности следообразования, личность правонарушителя.
Механизм ДТП следует рассматривать как длящийся многоэтапный процесс, каким бы скоротечным он ни был. При таком подходе механизм происшествия может анализироваться как система взаимосвязанных элементов, каждый из которых "участвовал" в возникновении и развитии преступного деяния. Это способствует более глубокому и полному расследованию этого преступного деяния. В криминалистической литературе выделяют семь основных стадий развития дорожно-транспортного происшествия:
1) исходная стадия, позволяющая устанавливать первоначальное состояние автомобиля, водителя и окружающей среды;
2) начальная стадия ДТП, которая определяется появлением в процессе движения транспорта объективного фактора, требующего ответного реагирования водителя и других участников движения в целях поддержания безопасности;
3) возникновение опасной дорожной ситуации, особенность которой заключается в появлении реальной угрозы наступления ДТП со всеми возможными общественно опасными последствиями;
4) ответное реагирование системы дорожного движения на опасность, которое предопределяет варианты развития аварийной обстановки;
5) управляемая аварийная обстановка, при которой водитель еще имеет какую-то возможность повлиять на развитие опасного процесса и наступление вредных последствий ДТП;
6) неуправляемая аварийная обстановка, в которой водитель или иной участник движения полностью лишен возможности повлиять своими целенаправленными действиями на наступление финальных последствий;
7) финальная стадия с прямыми или отклоненными последствиями дорожно-транспортного происшествия.
Познание механизма ДТП способствует установлению его причинно-следственных связей. Данные происшествия могут происходить по вине участников дорожного движения (водителя, пешехода, пассажира транспортного средства), лиц, ответственных за техническое состояние транспортных средств и дорог, а также вследствие случайного стечения обстоятельств, непреодолимой силы природы (наводнение, обильный снегопад, землетрясение и т.п.).
Для установления истины по делу, возбужденному в связи с обнаружением дорожно-транспортного происшествия, основополагающее значение имеет получение доказательного знания относительно двух видов причин: а) о причинах, повлекших причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть; б) о причинах, обусловивших само происшествие, т.е. о том, что привело к нему, в результате чего оно стало возможным.
Получению данного знания способствует последовательное решение задач по: собиранию информации, характеризующей место, время, механизм развития и другие обстоятельства общественно опасного происшествия; установлению непосредственной, а также основной причины этого события (т.е. действий или бездействия, обусловивших возможность реализации непосредственной причины); установлению личности виновного (виновных), мотива, цели и других обстоятельств содеянного.
Ключевое значение для выяснения истины по делу имеет выявление непосредственной причины ДТП. Чаще всего дорожно-транспортные происшествия возникают в результате нарушения правил дорожного движения (ПДД) водителями и пешеходами.
К наиболее распространенным нарушения ПДД водителями относятся: превышение установленной скорости движения; несоблюдение очередности проезда транспортных средств на перекрестках; нарушение правил маневрирования при обгоне, перестроении, поворотах и т.д.; управление водителем транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного).
Нарушения ПДД пешеходами обычно состоят в неожиданном появлении из-за препятствия (например, из-за стоящего на остановке автобуса, автомобиля, припаркованного у тротуара или обочины); выходе на проезжую часть дороги в запрещенном месте или из неосвещенной зоны; непредсказуемом поведении, при котором водитель ошибочно уверен во взаимопонимании с пешеходом (например, пешеход, явно пережидавший проезд транспортного средства, вдруг бежит наперерез ему).
Обстановка ДТП представляет собой комплекс условий, при которых возник источник опасности, сложилась аварийная ситуация и наступили вредные последствия. Важными элементами обстановки являются:
1) дорожные условия, связанные с конструктивными параметрами и качественным состоянием участка дороги, на котором произошло ДТП;
2) условия видимости, которые зависят от времени суток, погодных условий, искусственного освещения и т.п.;
3) интенсивность движения транспортных средств и пешеходов, наличие средств регулирования движения (светофоры, линии разметки и т.д.).
Характерные следы дорожно-транспортных происшествий могут оставаться:
1) на дороге: а) следы транспортного средства: ходовой части; неходовой части (кузова, бампера, крыльев и др.); отделившиеся при столкновении с препятствием вещества, материалы и изделия (горюче-смазочные материалы, осколки стекла, части, детали узлов и агрегатов, осыпи перевозимого груза и т.д.); б) следы, оставленные пострадавшими: отпечатки и следы скольжения обуви (хорошо обнаруживаются на снегу и влажном грунте); волочения (пятна крови, волосы, фрагменты тканей человеческого тела, наслоения материалов одежды, царапины, оставляемые ее фурнитурой, и др.); личные вещи и т.д.;
2) на транспортном средстве: следы и повреждения, образовавшиеся при столкновении с преградой или в результате наезда на неподвижные объекты и пешеходов (следы, отображающие макро- и микрорельеф следообразующего объекта; наслоения различных материалов и веществ, принадлежащих другому транспортному средству либо объекту, на который был совершен наезд, и др.);
3) на объектах окружающей обстановки: следы воздействия транспортного средства и пострадавшего на опоры мостов и путепроводов, осветительные устройства и столбы электропередачи, придорожные сооружения и т.д. (наслоения лакокрасочных материалов и покрытий, нефтепродуктов, горюче-смазочных материалов и др.; отделившиеся от транспортного средства осколки фар и стекол, частей декоративной решетки, бампера и др.);
4) на одежде, обуви и теле пострадавшего: следы при наезде и переезде тела транспортным средством (отпечатки рисунка протектора шин и частей транспортного средства, наслоения горюче-смазочных и лакокрасочных материалов и др.); следы контакта с частями салона (кабины) автомобиля (отпечатки рисунка накладок педалей на подошвах обуви водителя; повреждения материала одежды в результате контакта с рулевым колесом, ручками дверей, рычагом переключения передач и др.; частицы ткани, из которой сшиты чехлы, обивки сидений, и т.д.).