Виды органов исполнительной власти (по различным критериям)
В зависимости от финансирования:
· федеральные органы исполнительной власти;
· органы исполнительной власти субъектов РФ;
· местные органы исполнительной власти.
По характеру компетенции различают органы исполнительной власти:
· общей компетенции (Правительство РФ);
· отраслевой компетенции (Министерства);
· межотраслевой компетенции (Комитеты);
· специальной компетенции (службы).
По порядку разрешения дел различают:
· коллегиальные (Правительство РФ).
· единоличные (Министр).
Высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации – Правительство РФ. Оно осуществляет исполнительную власть Российской Федерации, является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Правовую основу деятельности Правительства РФ устанавливает Конституция РФ и ФЗ от 17.12.1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.
В соответствии со ст. 13 ФЗ Правительство РФ в пределах своих полномочий:
· организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
· осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
· обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;
· формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
· реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.
Правительство РФ состоит из членов Правительства Российской Федерации – Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в России.
Формирование системы и структуры федеральных органов исполнительной власти производится на основе Указа Президента РФ от 09.03.2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с данным Указом в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр (федеральный министр).
Федеральная служба (служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.
Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.
Система исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и ФЗ 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».
В соответствии с Конституцией РФ деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:
а) государственная и территориальная целостность РФ;
б) распространение суверенитета РФ на всю ее территорию;
в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;
г) единство системы государственной власти;
д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
ж) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;
з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.
Согласно ст. 1 ФЗ от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан РФ обеспечению исполнения полномочий:
· Российской Федерации;
· федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
· субъектов РФ;
· органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ;
· лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
· лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.
Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
· государственная гражданская служба;
· военная служба;
· правоохранительная служба.
Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.
Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:
· федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;
· законность;
· приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
· равный доступ граждан к государственной службе;
· единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
· взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
· открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
· профессионализм и компетентность государственных служащих;
· защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
Государственная гражданская служба – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ регулирует ФЗ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Военная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооруженных силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы осуществляет ФЗ от 28.03.1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.
Акт управления – основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственного управления.
Признаки актов управления:
· принимаются при осуществлении исполнительной власти ее субъектами;
· должны соответствовать действующему законодательству и актам вышестоящих организаций;
· устанавливают правила поведения в сфере государственного управления;
· обязательны для исполнения адресатами;
· издаются в форме письменного документа, принятого с соблюдением специальных правил и процедур оформления актов;
· ограничиваются сферой управления издавшего их органа.
Акты управления могут быть обжалованы вышестоящему субъекту исполнительной власти либо оспорены в суде.