Действие уголовного закона во времени и пространстве
Уголовный закон является разновидностью юридических законов и представляет собой нормативный правовой акт, принимаемый правомочным органом государственной власти.
Нормативный правовой акт служит формой выражения уголовного закона и его единственным источником. Приговоры, определения и постановления судов, принимаемые по конкретным уголовным делам, источником уголовного права не являются. Не являются также источником уголовного права разъяснения по вопросам судебной практики, даваемые Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь.
Уголовный закон представляет собой нормативный правовой акт, принятый Национальным собранием Республики Беларусь и закрепляющий принципы, задачи и общие положения уголовного права, определяющий, какие общественно опасные деяния являются преступлением, основания и условия уголовной ответственности, виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера, общие начала и условия их назначения, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания.
Уголовный закон Республики Беларусь выступает в виде систематизированного свода законов (кодекса). Нормы, принимаемые в целях совершенствования, касающиеся внесения изменений и дополнений в уголовное законодательство, могут содержаться в других законодательных актах, однако новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в уголовный кодекс.
Уголовный закон является юридической базой для осуществления правосудия по уголовным делам. Уголовный закон имеет большое предупредительное и воспитательное значение. Факт его существования является сдерживающим фактором от совершения преступления лиц, склонных к антиобщественному поведению, посредством угрозы применения уголовного наказания. Уголовный закон, его применение оказывают воспитательное воздействие на граждан, формируют у них отрицательное отношение к уголовным проступкам, вырабатывают у них стойкую привычку правомерного поведения.
Действующим на территории Республики Беларусь уголовным законом является Уголовный кодекс Республики Беларусь.
Уголовный кодекс Республики Беларусь, как и уголовное право, состоит из двух частей — Общей и Особенной.
В Общей части Уголовного кодекса содержатся задачи уголовного законодательства и его принципы, основания уголовной ответственности, определяется действие закона во времени и пространстве, дается определение преступления и выделяются категории преступлений, формы и виды вины, указываются такие общие условия уголовной ответственности, как возраст и вменяемость, устанавливается перечень обстоятельств, исключающих преступность деяния, определяется понятие и дается характеристика стадий совершения преступления, соучастия в преступлении, устанавливаются цели и система наказаний, определяется порядок назначения наказаний, порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания, а также устанавливаются принудительные меры безопасности и лечения в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния.
В Особенной части Уголовного кодекса содержатся нормы, классифицированные по разделам, которые в свою очередь классифицированы в главы, в которых описываются отдельные составы преступлений и установленные за их совершение наказания.
Каждая правовая норма имеет определенную структуру, т.е. внутреннее устройство, наличие в ней взаимосвязанных между собой и предполагающих друг у друга необходимых составных частей, элементов.
В структуру уголовно-правовой нормы входят диспозиция и санкция.
Диспозиция — часть нормы права, в которой называются или описываются признаки состава преступления.
Санкция — часть нормы права, в которой указывается мера ответственности за преступление, указанное в диспозиции.
Существуют следующие виды диспозиций:
—простая;
—описательная;
—бланкетная;
—ссылочная;
—с альтернативными действиями;
—смешанная.
Простая диспозиция — это диспозиция, в которой дается лишь наименование преступления.
Описательная диспозиция — это диспозиция, в которой содержится описание признаков того или иного преступления.
Бланкетная диспозиция — это диспозиция, в которой для определения признаков данного преступления делается ссылка на другие нормативные правовые акты.
Ссылочная диспозиция — это диспозиция, в которой для определения признаков данного преступления делается ссылка на другую статью или часть статьи УК, где называется преступление или дается описание его признаков.
Диспозиция с альтернативными действиями — это диспозиция, в которой указывается несколько видов общественно опасных деяний, каждое из которых образует преступление.
Смешанная диспозиция — это диспозиция, в которой содержатся признаки двух или более видов диспозиций.
Существуют следующие виды санкций:
—относительно определенная;
—альтернативная.
Относительно определенная санкция—такая санкция, в которой определен только один вид наказания и его низший и высший пределы или только высший предел.
Альтернативная санкция — такая санкция, в которой указываются два или более основных вида наказания.
В зависимости от содержания, целевого назначения и характера изложения нормы уголовного права классифицируются на:
а) нормы-определения (дефиниции), даются как в пределах тематических статей, так и путем закрепления нормативного значения понятий;
б) нормы-принципы, закрепляют нормативно ориентирующее значение основных начал организации и деятельности субъектов права;
в) нормы-цели, закрепляют как ближайшие, так и отдаленные цели и задачи в качестве обязательной нормативной ориентации видов деятельности;
г) нормы-запреты, признают общественно вредными и недопустимыми с правовой точки зрения определенные действия;
д) нормы-дозволения, содержат в себе разрешение (право) совершать те или иные действия, содержат права субъектов, участников тех или иных правовых отношений;
е) нормы-санкции, являются либо частью составов правонарушений, либо самостоятельной нормой;
ж) нормы-обязывания, содержат однозначные предписания и закрепляют обязанности государственных органов, учреждений, предприятий и граждан;
з) нормы-расчеты, содержат показатели, выраженные в количественном измерении.
Уголовный кодекс Республики Беларусь введен в действие с 1 января 2000 года.
Согласно ст. 9 УК преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Временем совершения деяния признается время осуществления общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.
Закон:
—устраняющий преступность деяния,
—смягчающий наказание или
—иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Со дня вступления в силу закона, устраняющего преступность деяния, соответствующее деяние, совершенное до его вступления в силу, не считается преступным.
Если новый уголовный закон смягчает наказуемость деяния, за которое лицо отбывает наказание, суд назначает наказание в соответствии с санкцией нового уголовного закона, руководствуясь ст. 62 УК.
Закон:
—устанавливающий преступность деяния,
—усиливающий наказание или
—иным образом ухудшающий положение лица, совершившего это деяние, обратной силы не имеет.
Если действовавший во время совершения преступления уголовный закон был отменен или изменен уголовным законом, устраняющим преступность деяния, смягчающим наказание или иным образом улучшающим положение лица, совершившего преступление, но ко времени расследования уголовного дела или рассмотрения дела в суде вступил в силу иной, более строгий уголовный закон, применению подлежит наиболее мягкий промежуточный закон.
В силу ст. 5 УК лицо, совершившее преступление на территории Республики Беларусь, подлежит ответственности по Уголовному кодексу Республики Беларусь.
Преступление признается совершенным на территории Республики Беларусь, если оно:
—начато, или продолжалось, или было окончено на ее территории,или
—совершено в пределах Республики Беларусь в соучастии с лицом, совершившим преступление на территории иностранного государства.
Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Республики Беларусь, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Республики Беларусь, подлежит уголовной ответственности по Уголовному кодексу Республики Беларусь, если иное не предусмотрено международным договором, подписанном Республикой Беларусь. По УК республики уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Республики Беларусь независимо от места его нахождения.
Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые согласно действующим законам и международным договорам Республики Беларусь неподсудны по уголовным делам судам Республики Беларусь, в случае совершения этими лицами преступлений на территории Республики Беларусь разрешается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права.
Толкование — это деятельность органов государства, должностных лиц, отдельных граждан по установлению содержания норм права, раскрытию в них воли законодателя.
По приемам уяснения толкование нормы права делится на текстовое (грамматическое), систематическое и историко-политическое.
При текстовом толковании анализируются внешняя форма изучаемой нормы права, ее текст.
Систематическое толкование направлено на установление связей и взаимозависимости нормы q другими близкими по содержанию нормами, на определение места, которое занимает она в структуре нормативного правового акта.
Историко-политическое толкование заключается в исследовании социального значения нормы, ее цели, намерений законодателя, общественно-политической обстановки, обусловившей ее издание.
В процессе толкования смысл нормы объясняется в подавляющем большинстве буквально, т.е. в точном соответствии с текстом нормативного правового акта (буквальное толкование), что служит необходимым условием укрепления законности. Однако в отдельных, исключительных случаях может возникнуть некоторое несоответствие между действительным содержанием нормы и ее внешним оформлением. В таких случаях используется либо распространительное толкование, когда действительное содержание нормы понимается несколько шире, чем ее словесное выражение, либо ограничительное толкование, когда смысл нормы понимается уже, чем это прямо выражено в формулировке нормы.
Разъяснение норм права — вторая сторона толкования нормы права.
В зависимости от юридических последствий, к которым приводит разъяснение, выделяют:
—официальное толкование, которое дается уполномоченными на то органами, формулируется в специальном акте, формально обязательно для определенного крута исполнителей и является официальной директивой о том, как правильно понимать конкретную норму;
—неофициальное толкование, даваемое общественными организациями, научными учреждениями, учеными, практическими работниками и другими лицами в форме рекомендаций и советов.
Официальное толкование в свою очередь разделяется на нормативное и казуальное.
Нормативное толкование обязательно для всех лиц и органов, подведомственных органу, производящему толкование, и распространяется на весь круг случаев, предусмотренных толкуемой нормой, обеспечивая тем самым единообразие и правильное проведение в жизнь ее предписаний.
В ряде случаев нормативный правовой акт, вызывающий неясности на практике или противоречиво применяющийся, официально разъясняет сам орган, издавший этот акт (аутентическое толкование).
Официальное нормативное толкование может даваться также особыми органами в силу установленных в законе специальных полномочий (легальное толкование), например Верховным Судом, Министерством финансов и т.д. Для судебной практики особенно важны разъяснения нормативных правовых актов, даваемые Пленумом Верховного Суда по вопросам применения законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Казуальное толкование — такое официальное разъяснение смысла нормы, которое дается судебным или иным компетентным органом в связи и по поводу рассмотрения конкретного дела и формально обязательно лишь при его рассмотрении. Оно имеет большое значение для улучшения работы судов и других органов, для унификации правоприменительной практики.
Важным видом неофициального толкования является доктринальное толкование, даваемое наукой права в статьях, монографиях, комментариях и так далее, практическими работниками, если оно не носит официального характера (лекции, выступления в печати и т.д.). При толковании норм права необходимо учитывать, что в случае коллизии между нормативными правовыми актами субъекты правоотношений обязаны руководствоваться нормой акта, обладающего более высокой юридической силой.
В случае коллизии между нормативными правовыми актами, обладающими равной силой, и если ни один из них не противоречит акту с более высокой юридической силой, действуют положения акта, принятого позднее.
При выявлении пробелов в нормативных правовых актах нормотворческие органы (должностные лица), принявшие (издавшие) эти акты, обязаны внести в них соответствующие дополнения или изменения, устраняющие пробелы.
До внесения соответствующих изменений и (или) дополнений устранение пробелов может осуществляться путем использования институтов аналогии закона и аналогии права.
Аналогия закона — решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данные, а на сходные отношения.
Аналогия права — решение конкретного юридического дела на основе общих принципов права при отсутствии нормы, регулирующей сходные общественные отношения.
Вместе с тем применение институтов аналогии закона и аналогии права в случаях привлечения к уголовной ответственности в Республике Беларусь запрещается.