Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)

Объективная сторона преступления –использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Злоупотреблениеммогут быть признаны такие действия должностного лица, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности. Нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства может выражаться в подрыве авторитета органов власти, государственных и общественных организаций, создании помех и сбоев в их работе, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т. п.

При решении вопроса о том, являются ли нарушения существенными,необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, характер и размер понесенного ими материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда и т. п.

Субъективная сторонавыражается в умысле (прямом или косвенном) и мотиве – корыстной или иной личной заинтересованности.

Субъект– специальный (должностное лицо), по ч. 2 ст. 285 УК РФ лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, глава органа местного самоуправления.

Превышение должностных полномочий. Соотношение со злоупотреблением должностными полномочиями.

Объективная сторона –совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

При отграничении злоупотребления властью или служебным положением от превышения власти или служебных полномочийследует исходить из того, что в первом случае должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия, а во втором – совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции (которые относятся к полномочиям другого должностного лица либо могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте, а также действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить).

Субъективная сторона– прямой или косвенный умысел и, в отличие от злоупотребления должностными полномочиями, нет мотива.

Субъект– должностное лицо.

Получение взятки.

Обязательный признакполучения взятки – предмет преступления. Это взятка, которая может быть выражена в деньгах, ценных бумагах, ином имуществе или выгодах имущественного характера.

Предметпреступления составляют также выгоды имущественного характера, т. е. оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате легальные услуги имущественного характера.

С объективной стороныпреступление выражается в одном из следующих действий:

1) принятии взятки самим должностным лицом;

2) принятии взятки его родными и близкими с его согласия, или если оно не возражало против этого;

3) фактическом принятии взятки посредником должностного лица с последующей передачей ее лицу.

Взятка получается за определенное и конкретное действие (бездействие) по службе или за общее благоприятствование в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. В основном составе получения взятки такое поведение виновного может быть выражено:

1) совершении действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица;

2) способствовании в силу занимаемого должностного положения совершению действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия виновного, а входят в полномочия другого должностного лица;

3) общем покровительстве, т. е. действиях, связанных с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением иных действий, не вызываемых необходимостью;

4) попустительстве по службе. Это непринятие должностным лицом мер реагирования на упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, подчиненных по службе взяткополучателю. Получение взяткиявляется оконченным преступлением в момент получения хотя бы части обусловленной взятки.

Субъективная сторонаполучения взятки характеризуется прямым умыслом и корыстным мотивом.

Субъектпреступления специальный – должностное лицо.

Наши рекомендации