Государственно-правовой механизм защиты прав и свобод человека и гражданина
Цель: Дать понятие государственно-правового механизма защиты прав и свобод человека и гражданина на основе юридическим гарантиям провозглашенных в Конституции РФ. Рассмотреть роль государства в формировании прав человека. дать характеристику видам государственных органов по обеспечению прав человека и гражданина. Подчеркнуть значение социальных и юридических гарантий, призванных обеспечивать реализацию важнейших личных, политических и экономических прав и свобод граждан. Охарактеризовать направления деятельности правоохранительных органов РФ, показать их значение для правовой системы РФ.
Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции или их части.В результате изучения темы студент должен
Знать:
- основные достижения классической и современной науки в области прав человека; ОК-4
- закономерности функционирования государства и права как социально-экономического явления, условия создания правового государства и гражданского общества; ОПК-6
- роль правовой культуры в деле формирования и поддержания общественной безопасности, особенности формирования правовой культуры в профессиональной сфере; ПК-20
Уметь:
- ориентироваться в потоке правовой информации, вырабатывая собственные убеждения и позиции, использовать правовые документы на практике; ОК-4
- анализировать социально-значимые проблемы и процессы, соблюдать законность и правопорядок; ОПК-6
- осуществлять правовое воспитание в сфере профессиональной деятельности; ПК-20
Владеть:
-способами и средствами получения и обработки правовой информации, в том числе, - посредством использования компьютеризированных баз правовых данных и глобальных компьютерных сетей; ОК-4
- навыками анализа состояния, структуры и динамики развития прав и свобод человека в исторической ретроспективе и на современном этапе; различных социальных, политических, правовых явлений прошлого и настоящего, выявления закономерностей становления правового государства, института прав и свобод человека и гражданина в различных странах и на международном уровне; ОПК-6
- основными методами правового воспитания; ПК-20
Актуальность темы.
Одно из главнейших предназначений Конституции РФ состоит в организации системы органов государственной власти, через которую государство осуществляет свои функции. Эта система включает в себя не только органы государственной власти, через которые осуществляются властные полномочия и наличие которых определено Конституцией, но и большое число других органов и учреждений, построенных по вертикали и горизонтали, отражающих различную степень соподчиненности. Совокупность этих органов и учреждений составляет государственный механизм, который должен действовать как единая и эффективная система властвования. Стоит рассмотреть функции государственных органов власти и управления: Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства, Конституционного суда, Верховного суда, Прокуратуры, органов власти субъектов федерации, правоохранительных органов. Необходимо проанализировать Федеральный закон от 21 апреля 2006 года № 59-ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации. Необходимо ознакомиться с ФЗ № 3 от 07.02.2011 «О полиции». Федеральным законом от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности). Необходимо проанализировать адвокатскую деятельность по обеспечению защиты прав и законных интересов на основе Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и содержание деятельности нотариусов в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I, стоит изучить принципы судебной власти в соответствии с ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», принятом 31 декабря 1996г., а также рассмотреть Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
Теоретическая часть.
Правозащитная деятельность правоохранительных органов. Место и роль суда в правовой системе
Вопросы и задания
Вопросы, выносимые на обсуждение
Базовый уровень
1.Конституционное право граждан защиту прав и свобод.
2.Виды государственных органов по обеспечению прав человека и гражданина.
3. Формы обращений граждан в государственные органы по вопросам защиты окружающей среды в результате её химического загрязнения.
4. Адвокатская и нотариальная деятельность по обеспечению защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц
Повышенный уровень
1. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина
2. Конституционное право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.
3. Общее понятие экологического права и его источники.
4. Экологические проблемы современного химического производства и пути их решения.
Задания для развития и владения компетенциями
Задание 1. Укажите, что из нижеперечисленного относится к правам человека, независимо от того, есть у него гражданство или нет:
1) право избирать;
2) право быть избранным;
3) право на выбор места жительства.
Задание 2. Укажите, какое из нижеприведенных определений соответствует понятию «нарушение прав человека»:
1) создание препятствий в реализации человеком разрешенных возможностей;
2) арест;
3) содержание под стражей;
4) требование сотрудником правоохранительных органов о предъявлении документа, удостоверяющего личность;
5) обыск.
Задание 3. Укажите, что из нижеперечисленного является правозащитной деятельностью:
1) выявление и задержание преступников сотрудниками полиции;
2) наложение штрафа на собственника магазина за нарушение правил торговли алкогольной продукцией;
3) деятельность сотрудников ГИБДД по знакомству детей школьного возраста с Правилами дорожного движения;
4) деятельность отдельных государственных структур, соответствующих общественных организаций и отдельных граждан по устранению препятствий в реализации человеком и гражданином разрешенных возможностей.
Задание 4. В 30-40 - е гг. ХХ в. в СССР фактическое судопроизводство по уголовным дела, связанным с определёнными статьями УК в отношении ряда граждан осуществляли т.н. «двойки» и «тройки» НКВД и ОГПУ. Какое нарушение принципов судопроизводства здесь имело место? Какие права граждан нарушались?
Задание 5. Гражданин Иванов подал в Европейский Суд по правам человека судебный иск о защите чести и достоинства. Формулировка Европейского Суда при этом была такова: «Гражданин Иванов против России». Означает ли это, что гр. Иванов своим обращением в Европейский Суд совершает измену Родине? Что вообще означает указанная формулировка Европейского Суда?
Задание 6. Объясните, почему свобода средств массовой информации нередко оборачивается ситуацией, при которой СМИ оказываются ответчиками в судебных процессах?
Задание 7.В соответствии со ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии» (п. 1).
Может ли российский гражданин обратиться в международные контрольные органы с жалобой на российское Правительство, если считает, что зарплата, которую он получает, не обеспечивает достаточного жизненного уровня для него самого и членов его семьи?
Задание 8. В октябре 2002 г. свыше 800 зрителей и артистов в течение 60 часов насильственно удерживались в зрительном зале театрального центра «Норд-Ост» на Дубровке в Москве террористической группой.
Перечислите основные, вытекающие из содержания Конституции Российской Федерации и международно-правовых документов, права и свободы человека, попранные данными террористами в отношении ни в чем не повинных людей.
Задание 9. В ежегодном докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации упоминалось о злоупотреблениях и превышении должностных полномочий служащими одной из областных администраций. Основываясь на этой информации, группа граждан обратилась в прокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело по факту указанных злоупотреблений. Прокурор отказал в возбуждении уголовного дела, уведомив об этом главу областной администрации. Через 1,5 месяца глава администрации обратился в суд с иском против группы граждан, которые просили прокурора о возбуждении дела, требуя защиты чести, достоинства и деловой репутации, а также возмещения морального вреда, так как решения суда, подтверждающего виновность служащих, не выносилось.
Какое решение должен принять суд? Можно ли привлечь к участию в судебном разбирательстве самого Уполномоченного по правам человека в РФ? Каковы юридические последствия изложения в докладе Уполномоченного по правам человека о нарушениях прав граждан?
Задание 10. Ответьте на следующие тестовые задания:
1. Жалоба –
а) Это коллективное обращение граждан в органы местного самоуправления о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения местного законодательства.
б) Это обращение гражданина с требованием восстановления нарушенного действиями (бездействием) и решениями органов или должностных лиц, другими гражданами его прав, свобод или иных законных интересов. Жалобы гражданина имеют особый правовой статус.
в) Это письменное обращение граждан с просьбой о признании за физическими или юридическими лицами определенного статуса, прав, свобод.
2. Ходатайство –
а) Это письменное обращение граждан с просьбой о признании за физическими или юридическими лицами определенного статуса, прав, свобод.
б) Это обращение гражданина с требованием восстановления нарушенного действиями (бездействием) и решениями органов или должностных лиц, другими гражданами его прав, свобод или иных законных интересов. Жалобы гражданина имеют особый правовой статус.
в) Это коллективное обращение граждан в органы местного самоуправления о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения местного законодательства.
3. Заявление-
а) Это обращение гражданина с требованием восстановления нарушенного действиями (бездействием) и решениями органов или должностных лиц, другими гражданами его прав, свобод или иных законных интересов. Жалобы гражданина имеют особый правовой статус.
б) Это обращение граждан по поводу реализации прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации. Заявление гражданина содержит обычно просьбы об удовлетворении его личных прав, законных интересов, оказания помощи материальными или иными способами, вступлении в общественное объединение и т.д.
в) Это письменное обращение граждан с просьбой о признании за физическими или юридическими лицами определенного статуса, прав, свобод.
4. Петиция это-
а) Это коллективное обращение граждан в органы местного самоуправления о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения местного законодательства
б) Это обращение граждан по поводу реализации прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации. Заявление гражданина содержит обычно просьбы об удовлетворении его личных прав, законных интересов, оказания помощи материальными или иными способами, вступлении в общественное объединение и т.д.
в) Это коллективное обращение граждан в органы местного самоуправления о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения местного законодательства
5. Обращения граждан рассматриваются в течении –
а) семи дней
б) тридцати дней
в) четырнадцати дней
6. Принцип независимости адвокатуры включает в себя-
а) что адвокатура (в том числе адвокатские образования) не может быть создана, управляема или ликвидирована государственными или иными органами, организациями или лицами, не являющимися адвокатами.
б) что адвокатура не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.
в) законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции РФ и состоит из самого Закона об адвокатуре, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами иных нормативных правовых актов.
7. К какому виду судопроизводства относится подача в суд искового заявления от имени истца-доверителя;
а) административное
б) гражданское
в) конституционное
8. Предметом нотариальной деятельности выступают
а) бесспорные гражданские права и юридические факты.
б) представительство граждан в суде
в) приём жалоб от граждан
9. Конечной инстанцией по обжалованию действий нотариуса является
а) суд.
б) нотариальная палата
в) прокуратура
10. К правовому статусу судьи не относится –
а) несменяемость
б) неприкосновенность
в) неподсудность
Список литературы
Основная
1. Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизации: ценностно-нормативное измерение: монография. – М.: Норма, 2014 // Университетская библиотека: [портал]. URL: http://www.biblioclub.ru
2. Малько А.В., Субочев В.В., Шериев А.М. Права, свободы и законные интересы: проблемы юридического обеспечения: монография. – М.: Норма, 2014.
3. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник для вузов. – М.: Норма, 2014.
Дополнительная
1. Алексеев, С. С. Философия права. - М., - 1998.
2. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. – М.: Норма, 2008. – 210 с. // Университетская библиотека: [портал]. URL: http://www.biblioclub.ru
3. Ларин А.Ю. Теория государства и права. Учебник. – М.: Книжный мир, 2011.
4. Лукашева Е.А. Право человека – индикатор национальной безопасности // Право человека и национальная безопасность. – 2013. - № 1. – С. 3-7.
5. Малько А.В., Субочев В.В., Шериев А.М. Права, свободы и законные интересы: проблемы юридического обеспечения: монография.– М., 2010.
6. Мордовец А.С. Социально – юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. под ред . Н.И.Матузова, Саратов 1996 г..286 с.
7. Права человека в международном и внутригосударственном праве / под ред. Р. М. Валеева. - Казань, - 2005.
Интернет-ресурсы
1. http://www.garant.ru/ СПС «Гарант»
2. http://www.consultant.ru/ СПС «Консультант Плюс»
3. http://www.alleng.ru Общероссийский образовательный портал
4. http://law.edu.ru Юридическая Россия. Федеральный правовой портал
5. http://www.jurisprudence-media.ru Журнал «Правоведение»
6. http://www.igpran.ru сайт Института государства и права Российской академии наук
7. http://pressa-lex.ru «Законность» Ежемесячный правовой научно-практический журнал
8. http://pravo.gov.ru/ Официальный интернет-портал правовой информации
Практическое занятие № 9.