Государственно-правовой механизм защиты личных прав и свобод граждан в Республики Беларусь

Мировая теория и практика прав человека и их защиты прошли долгий путь развития. Практика демократических государств выработала различные модели закрепления института прав человека в конституциях, текущем законодательстве исходя из особенностей исторического развития, соотношения интересов социальных групп, экономической основы общества, форм государственного устройства, характера политической системы, культуры общества и т.д.[12, с. 100].

Важнейшим институтом, призванным обеспечивать, гарантировать и защищать личных прав и свобод граждан, является государство. Согласно Конституции Республики Беларусь обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государств Государство гарантирует права и свободы граждан Республики Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами страны» [1].

Гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина в Республике Беларусь является глава государства. В обязанности Президента входит: гарантия реализации основных направлений внутренней и внешней политики; обеспечение политической и экономической стабильности; обеспечение преемственности и взаимодействия органов государственной власти; осуществление посредничества между органами государственной власти; осуществление посредничества между органами государственной власти; назначение республиканских референдумов; решение вопросов о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища; осуществление помилования заключенных; непосредственно или через создаваемые органы осуществление контроля за соблюдениям законодательства местными органами управления и самоуправления.

Органами законодательной власти постоянно осуществляется работа по совершенствованию ранее принятых, разработке и принятию новых законодательных актов, реализация которых должна способствовать созданию условия для обеспечения и защиты прав граждан. Также значительный вклад в совершенствование белорусского законодательства вносит Глава государства, обладающим правом законодательной инициативы, правом издавать указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на территории страны, а также декреты, имеющие силу законов [24, с. 153].

В системе обеспечения и защиты личных прав граждан необходимо особенно отметить роль Конституционного суда как органа судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов. Конституционный суд осуществляет специфическую форму защиты – через контроль за осуществлением законодательства [16, c. 104].

Права человека непосредственно связаны с правовой культурой отдельного человека и всего общества в целом. Под правовой культурой понимают «особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различны основаниям» [22, с. 150–151]: «выражение государственного опыта конкретных социальных общностей и индивидов в материальных и духовных продуктах жизнедеятельности, в навыках и ценностях, которые влияют на их юридически значимое поведение» [10, с. 13].

Более полную формулировку данного понятия дает Р.К. Русинов:«Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания в целом, в уровне правового развития субъекта [21, с. 149].

Необходимо учитывать, что характер личных прав и свобод человека определяется не только природой отдельного, конкретного государства, в котором они реализуются, но и развитием человеческой цивилизации, уровнем культуры международного сообщества в целом и правовой культуры в частности. Чем целостнее мир, тем значительнее влияние, оказываемое на права и свободы человека международными факторами.

Одним из условий защиты прав человека является социально-психологический перелом в отношении прав человека не только со стороны государственных чиновников, но и со стороны всего населения республики, независимо от национальных, расовых, религиозных, социальных различий. Преодоление пренебрежительного отношения к правам человека в обществе явится большим сдвигом в продвижении к подлинной демократии и устойчивой жизни к повышению культуры общества.

Таким образом, можно констатировать, что основным гарантом защиты прав человека в целом являются:

-состояние общей и правовой культуры общества;

-уровень образованности каждого гражданина;

-материальное и социальное благополучие жизни людей;

-стабильное экономическое, социально-культурное и политическое развитие общества с широким проявлением демократических тенденций, возвышающих человека до уровня личности.

ГЛАВА 3

Наши рекомендации