Национальные механизмы реализации обеспечения прав и свобод человека и гражданина
Цель: Рассмотреть и проанализировать национальные механизмы реализации обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции или их части.В результате изучения темы студент должен
Знать:
- основные достижения классической и современной науки в области прав человека; ОК-4
- закономерности функционирования государства и права как социально-экономического явления, условия создания правового государства и гражданского общества; ОПК-6
- роль правовой культуры в деле формирования и поддержания общественной безопасности, особенности формирования правовой культуры в профессиональной сфере; ПК-20
Уметь:
- ориентироваться в потоке правовой информации, вырабатывая собственные убеждения и позиции, использовать правовые документы на практике; ОК-4
- анализировать социально-значимые проблемы и процессы, соблюдать законность и правопорядок; ОПК-6
- осуществлять правовое воспитание в сфере профессиональной деятельности; ПК-20
Владеть:
-способами и средствами получения и обработки правовой информации, в том числе, - посредством использования компьютеризированных баз правовых данных и глобальных компьютерных сетей; ОК-4
- навыками анализа состояния, структуры и динамики развития прав и свобод человека в исторической ретроспективе и на современном этапе; различных социальных, политических, правовых явлений прошлого и настоящего, выявления закономерностей становления правового государства, института прав и свобод человека и гражданина в различных странах и на международном уровне; ОПК-6
- основными методами правового воспитания; ПК-20
Актуальность темы.
Трудно переоценить влияние на общество и государство конституционной концепции прав человека и принципов правового статуса личности. В связи с чем необходимо изучить развитие концепции прав человека в конституционном законодательстве России. Необходимо осуществить освещение конституционного статуса личности (принципы гражданства Российской Федерации; основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации; прекращение гражданства Российской Федерации; порядок изменения гражданства детей; порядок решения дел о гражданстве Российской Федерации). Стоит уделить внимание конституционным правам и свободам человека и гражданина (понятие и классификация конституционных прав и свобод; личные права и свободы; политические права и свободы; социально-экономические права и свободы человека и гражданина; основные обязанности граждан; правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации; правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.
Теоретическая часть.
Конституционное право граждан на обращение в государственные органы. Правовая культура и основы государственной информационной политики и информационного общества. Роль институтов гражданского общества в защите прав и свобод человека и гражданина. Адвокатская и нотариальная деятельность как деятельность по обеспечению защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Вопросы и задания
Вопросы, выносимые на обсуждение
Базовый уровень
1. Раскройте понятие прав и свобод человека и гражданина.
2. Классифицируйте прав и свобод человека и гражданина.
3. Охарактеризуйте роль национального законодательства в обеспечении и защите прав и свобод человека и гражданина.
Повышенный уровень
1.Охарактеризуйте правомерные действия гражданина, решившего выступить в защиты своих конституционных прав и свобод. В качестве обоснований приведите ссылки на статьи Конституции РФ.
2. Опишите порядок обращения гражданина в соответствующий орган государственной власти в форме заявления или жалобы на нарушение одного из его конституционных прав и свобод со стороны другого лица или государства.
3. Опишите порядок коллективного обращения граждан в орган государственной власти по защите конституционных коллективных прав от неправомерных действий со стороны муниципального органа местного управления
Задания для развития и владения компетенциями
Задание 1. Подготовить в письменном виде три проблемные задачи с примерами нарушений прав граждан. К каждой задаче написать решение с указанием нормативно-правового акта, подлежащего применению.
Задание 2. Подготовить компьютерную презентацию «Классификация прав и свобод человекаи гражданина»
Задание 3. Кейс задача
Сюжет
Тракторист колхоза «Трудовой путь» А. Климченя в состоянии средней степени опьянения избил в своем доме до крови жену, ударил малолетних сына и дочь, бросившихся на защиту матери, в результате чего те убежали ксоседям. Когда на пороге появился участковый инспектор милиции Н.Рыбчинский с двумя понятыми, разбушевавшийся глава семьи схватил вилы и с криком «Не лезьте в мою личную жизнь!» стал преследовать выскочивших во двор сотрудника милиции и односельчан. Отступая перед надвигавшимся с вилами Климченей, участковый инспектор милиции достал из кобуры пистолет, щелкнул затвором и предупредил, что будет стрелять, если нарушитель подойдет на расстояние ближе двух метров. Вид обнаженного оружия и словесные предостережения сотрудника милиции еще больше разъярили пьяного главу семейства. «Я здесь хозяин, а вас вышвырну за забор!» – закричал он, продолжая движение. Сотрудник милиции сделал предупредительный выстрел вверх, но и это не охладило воинственного пыла буяна. Отступив еще на несколько шагов назад вглубь двора, Рыбчинский, однако, не заметил лежавшего сзади бревна, споткнулся о него и, падая, выстрелил в замахнувшегося на него вилами хозяина дома... Климченя был убит наповал.