Место трудового права в системе российского права

В наибольшей степени ТП связано с правом социального обеспечения, гражданским и административным правом. Компенсацию морального вреда как способ защиты прав возможно использовать в гражданском и трудовом праве. Включение такого способа защиты в трудоправовую сферу связано с тем, что в данной области законодатель вслед за практикой признает необходимость защиты нематериальных благ. Легализация в ТК самозащиты. è совпадение целей правового регулирования: организация правовой защиты личности и в гражданском, и в трудовом праве. Возникает правовая общность – совокупность норм о компенсации (возмещении) морального вреда и самозащите в гражданском и трудовом праве.

Исследование взаимодействия трудового права со смежными отраслями позволит выработать рекомендации законодателю по устранению существующих правовых коллизий межотраслевого характера.

В науке высказывалось мнение, что трудовое право выделилось из гражданского. В ТК однозначно закреплено положение о верховенстве норм трудового права, содержащихся в ТК относительно аналогичных норм, содержащихся в других законах. Нормы трудового права, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать ТК, в случаях противоречий применяются нормы Трудового кодекса (ст. 5). Когда в судебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения, к ним применяются положения трудового законодательства (ст. 11). è допускаемое ГК РФ применение его норм к трудовым отношениям не находит отражение в ТК.

Участники трудового отношения не являются участниками гражданского оборота, их не связывают имущественные или обязательственные (в чистом виде) отношения. Между ними нет равенства (работодатель экономически сильнее, обладает работодательской властью), их воля неавтономна (работодатель не может обойтись без наемного труда, работник вынужден вступать в трудовые отношения, в противном случае он лишится источника существования), не имеют имущественной самостоятельности (орудия труда представляет работодатель, заработная плата является единственным источником существования работника).

Социальная ценность труда, невозможность сравнения его с любым другим видом товаров, принципиальная необходимость активного вмешательства государства в трудовые, нежели в гражданские, отношения. Степень такого вмешательства в трудовые отношения устанавливается законодательно.

ТК основан на единстве нормативного и договорного регулирования трудовых отношений. Регулирование трудовых отношений государственных чиновников традиционно относилось к предмету административного права. Природа управления в государственной сфере и в сфере труда различна: государственное управление жестче, в сфере труда управляющий и управляемый связаны договорными отношениями, работники в установленных пределах участвуют в управлении производством. Поэтому управленческие отношения в процессе труда выходят за пределы административного права и регулируются трудовым. В ст. 11 ТК появилась норма «Об основах государственной службы РФ», о том, что на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами о государственной гражданской и муниципальной службе è включение названных отношений в предмет отрасли трудового права, их регулирование на основании принципа единства и дифференциации в правовом регулировании трудовых отношений.

Административисты эту коллизию ТК и ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» разрешают в пользу последнего – особый характер служебных правоотношений, принципиально отличный от трудовых. В системе государственной службы преобладающими должны являться нормы административного права и императивный метод правового регулирования; право гражданина на равный доступ к государственной службе не является формой реализации конституционного права на труд, а самостоятельная форма реализации конституционного права гражданина на участие в государственном управлении.

В пограничных сферах действия трудового, гражданского или административного законодательства, не укладываются в рамки юридической конструкции «типичного» трудового договора. Трудовым законодательством предусматриваются особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников на основе принципа единства и дифференциации правового регулирования труда (договоры о заемном труде, трудовые договоры с мигрантами, договоры с руководителями организаций и др.). В этом случае регулируемые отношения останутся в предмете трудового права, а нормы других отраслей к ним будут применяться только субсидиарно, в случаях, предусмотренных федеральными законами и допускаемых ТК. Отношения по применению труда регулируются гражданским (договоры подряда, на оказание услуг и т.д.) или административным (служебные контракты с государственными служащими) законодательством. Трудовое законодательство применяется к этим отношениям в субсидиарном порядке в случаях, предусмотренных федеральным законом и (или) договором. В этой связи служебное право может стать подотраслью административного права, но с широким субсидиарным применением норм трудового права.



Наши рекомендации