Государственный режим - это комплекс взаимосвязанных средств и методов осуществления государственной власти. в котором отражается внутренняя и внешняя политика государства.
Ни в коей мере нельзя путать понятия “политический режим” и “государственный режим”. Государственный режим характеризует средства и методы осуществления государственной власти. “Политический режим” более широкое понятие, оно кроме государственного режима включает также средства и методы деятельности других субъектов политической системы общества, а именно: средства и методы, характерные для политических партий и движений, общественных объединений и т.п.
Различают демократический и недемократический государственные режимы.
Признаки демократического режима:
а) реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
б) политический и идеологический плюрализм, в том числе многопартийность;
в) признание и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
г) выборность и сменяемость органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
д) широкая гласность в деятельности органов государства;
е) прочная законность и правопорядок в обществе;
ж) равенство всех перед законом и судом;
з) доминирование методов убеждения, поощрения, согласования, стимулирования.
Антидемократический государственный режим (фашистский, расистский и т.п.) характеризуется следующими чертами:
а) отказ от разделения властей выражается в превращении представительных учреждений в фиктивные органы и передачи всей государственной власти “вождю” и бюрократическому исполнительному аппарату;
б)абсолютной беззащитностью личности;
в)господством одной политической (военной) силы и единой официальной идеологии;
г) ликвидацией или ограничением деятельности оппозиционных партий и движений;
д) использованием принудительных и насильственных средств и методов осуществления государственной власти.
ВОПРОС 9
Основные черты правового государства
В ст.1 Конституции РФ говорится, что “Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления”. Российскую Федерацию в настоящее время никак нельзя признать правовым государством. Приведенное выше конституционное положение следует рассматривать лишь как цель, к которой нужно стремиться.
Какими же чертами должно обладать любое государство, чтобы его можно было считать правовым.
На мой взгляд правовое государство обладает следующими призниками.
Во-первых, оно предполагает наличие развитого гражданского общества (мощной экономики, развитой демократии и политической системы общества, высокой культуры и духовности).
Во-вторых, в правовом государстве должно реально существовать разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечиваться их равновесие и сотрудничество.
В-третьих, для правового государства характерно максимальное наделение личности правами и свободами, надежная судебная и иная юридическая защищенность человека и гражданина.
В-четвертых, государство здесь несет ответственность перед личностью, а личность - перед государством.
В-пятых, все законы государства должны быть правовыми, т.е. отражать идеи свободы и ответственности, гуманизма и справедливости, народовластия и личной (общественной) безопасности. Законы в данном государстве обладают верховенством среди других нормативных актов, Конституция и конституционные законы действуют прямо и непосредственно. Национальное законодательство соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. В стране эффективно действует достаточно развитое и качественное законодательство.
В-шестых, высокий уровень правосознания и правовой культуры должностных лиц и граждан (подданных) обеспечивают высокой уровень законности и стабильный правопорядок в обществе.
В-седьмых, правовая система общества в правовом государстве не только закрепляет, но и гарантирует (обеспечивает) государственный и народный суверенитет, личную и общественную безопасность граждан (подданных), их коллективов и организаций, хозяйствующих субъектов и должностных лиц от преступлений и правонарушений.
Эти и иные признаки позволяют создать идеальную модель государства, построение которого представляется весьма сложным и длительным процессом.
ВОПРОС 11
4.1. Понятие и признаки правовой системы общества.
Правовая система общества - это единый комплекс взаимосвязанных юридических явлений, с помощью которых осуществляется воздействие на поведение людей, их коллективов и организаций.
Ей присущи такие основные свойства:
1. Правовая система представляет собой важнейший компонент любого гражданского общества. Это особая разновидность социальной (общественной) системы, возникновение, развитие и функционирование которой тесным образом связано с экономической и политической системами общества, его культурой и духовной средой в целом.
С одной стороны правовая система обусловлена (детерминирована) экономическими, политическими, национальными, нравственными и иными факторами общественной жизни, а с другой - правовая система сама активно воздействует на экономику, политику и все сферы жизни общества. Это воздействие может быть позитивным, когда, например, право, судебная и иные разновидности юридической практики служат удовлетворению законных интересов и потребностей граждан, их коллективов и организаций, либо негативным (например, при противоречиях в законодательстве, ошибках и конфликтах в процессе реализации права).
2. Это сложноорганизованная система. Правовая система любого общества состоит из следующих основных компонентов:
а) объективного права, взятого в единстве содержания и форм его выражения (указанное единство обозначается термином "система права");
б) юридической практики (правотворческой, правоприменительной, судебной, следственной и т.п.), осуществляемой в рамках правовых отношений;
в) правосознания (совокупности юридических идей, взглядов, представлений и т.п.), которое находит выражение в юридической практике и правоотношениях, праве и правовой культуре общества.
Таким образом, понятия "право" ("система права") и "правовая система общества" соотносятся как часть и целое. Это крайне важно подчеркнуть, поскольку в некоторых, как правило, старых учебниках по теории государства и права, такого разграничения авторы не проводят, изначально отождествляя указанные явления и вводя в заблуждение своих читателей.
3. Правовой системе общества свойственны не только определенная дифференциация, т.е. расчленение на отдельные компоненты и элементы, но и единство. Это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих правовых явлений, процессов и состояний, составляющий органически целостное образование, систему. Право, правосознание и юридическая практика (правотворческая, правореализационная и т.п.) взаимодействуют между собой через правовые отношения и иные социальные и юридические связи.
4. Она является важнейшим элементом государственного суверенитета. С помощью права, юридической практики и идеологии государство делает свои веления обязательными, проводит внутреннюю и внешнюю политику в жизнь, осуществляет свои внутренние и внешние функции.
6. В любом обществе правовая система обладает определеннойстабильностью и динамизмом. Стабильность правовой системы в значительной степени обусловлена детерминирующими ее общественными отношениями, стабильностью экономики, политики, социальной и духовной сфер жизни общества. Динамизм правовой системы обусловлен интенсивностью развития и изменения указанных общественных отношений.
7. Правовая система - управляемая(со стороны государства, общества и т.п.) и управляющая система. В последнем случае речь идет об активном воздействии права, юридической практики и пр. на поведение людей, экономические, политические и иные процессы в жизни общества.