Основные черты науки теории государства и права
ВОПРОС 1
Функции теории государства и права
Функции теории государства и права - это направления ее воздействия на сознание людей, другие науки и общественную практику.
Ее основными функциями являются гносеологическая (познавательная), онтологическая, эвристическая, прогностическая, методологическая, идеологическая (мировоззренческая), практически-прикладная и интеграционная.
Гносеологическая (познавательная) функция связана с получением нового объективного знания о государственной и правовой действительности.
В эвристической функции выражается сущность юридической науки, ее направленность на открытие (эврика!) закономерностей возникновения, развития и функционирования государственных и юридических явлений. “Истинное открытие, - писал Л.Д. Верещагин, - всегда неожиданно, непредсказуемо, оно опрокидывает сложившиеся представления, заново формирует наши научные взгляды...” /1. С. 203/.
Онтологическая функция науки выражается в обстоятельном и грамотном описании и изложении полученного знания.
Интерпретационная функция заключается в объяснении природы государства и права, их содержания и форм, функций, места и роли в политической и правовой системе общества и т.д.
Прогностическая функция выражается в том, что полученные теорией государства и права объективные знания позволяют предвидеть развитие тех или иных юридических явлений и процессов, их качественное и количественное изменение ( например, рост или снижение правонарушений в обществе, отдельном регионе).
Методологическая функция теории государства и права заключается в том, что весь арсенал науки (понятия, категории, теоретические конструкции, учения и пр.) служат средством познания различных сторон государственно-правовой действительности, приращения новых юридических знаний. В качестве методологической науки она выступает как для других юридических, так и для общественных наук, а также по отношению к социальной юридической практики.
Мировоззренческая функция науки заключается в том, что основные ее идеи, теории и знания органично входят в систему взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе. Совместно с другими общественными и юридическими науками теория государства и права формирует основные жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, установки, ценностные ориентиры, принципы познания и преобразования действительности. Пропаганда, популяризация правовых знаний, разъяснение основ государственной и юридической политики, содержания конкретных правовых актов всегда составляли и составляют важную задачу ученых-юристов.
Суть практически-прикладной функции заключается, во-первых, в том, что определенные выводы, предложения и рекомендации, сформулированные теорией государства и права служат основой для принятия государственных и иных решений, направленны на совершенствование конкретных сторон государства и правовой системы общества. Во-вторых, изучая материал юридической практики, теория государства и права указывает на ошибки, просчеты и другие погрешности, существующие в практической деятельности. В-третьих, ученые-юристы, в том числе и представители общей теории государства и права участвуют в подготовке конкретных проектов нормативных актов, предложений по их совершенствованию, систематизации и реализации.
Интегративная функция теории государства и права связана, во-первых, с обобщением материалов юридической и иной социальной практики, конкретных эмпирических данных; во-вторых, с систематизацией разнообразных теоретических знаний, выводов, положений, которые вырабатываются как юридическими, так и другими гуманитарными и естественными науками.
Система функций теории государства и права раскрывает разнообразные направления ее воздействия на сознание и поведение людей, ее место и роль среди других юридических наук, основные пути воздействия на юридическую и социальную практику.
ВОПРОС 2
ВОПРОС 3
ВОПРОС 4
ВОПРОС 5
Основные типы государства
ВОПРОС 6
Функции государства: понятия и виды
ВОПРОС 7
Государственный аппарат
ВОПРОС 8
Формы государства
Формы государства - это способы организации и осуществления государственной власти, включающие форму правления, форму национально-государственного устройства и государственный режим. Основными элементами формы государства таким образом являются: а) форма правления; б) форма национально-государственного устройства; в) государственный режим.
Форма правления характеризует организацию высших органов государственной власти в стране, их взаимоотношения друг с другом и населением.
По форме правления различают монархии и республики.
Монархия предполагает такую форму правления, когда во главе государства бессрочно стоит монарх (король, царь, император, султан и т.п.), власть которого передается по наследству.
К признакам монархической формы правления относятся следующие:
а) единовластие, зависимость других органов государственной власти от монарха;
б) бессрочное осуществление государственной власти;
в) передача государственной власти по наследству.
Монархии бывают неограниченные (абсолютные) и ограниченные. В абсолютных монархиях (Россия в 17-18 в.в., Саудовская Аравия и др.) носителем государственного суверенитета выступает единолично монарх. Вся верховная государственная власть сосредоточена в его руках.
В ограниченных монархиях (Великобритания, Бельгия, Япония и др.) государственная власть монарха ограничена либо особыми конституционными актами, либо выборным (представительным) органом государственной власти (парламентом).
В республике органы верховной государственной власти (парламент, президент и др.) выбираются на определенный срок и зависят от избирателей.
Признаки республики следующие:
а) выборность верховных органов государственной власти;
б) определенная их зависимость от населения (избирателей);
в) срочность в осуществлении власти органами государства.
Различают рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические, парламентарные и президентские республики.
В президентских республиках (США, Аргентина, Сирия и др.) президент избирается непосредственно населением, является главой государства и главой исполнительной власти, не имеет права роспуска парламента, формирует правительство, которое ответственно перед ним.
В парламентарных республиках (Италия, Германия и др.) глава государства (президент) избирается парламентом. Правительство формируется парламентом, ему подотчетно и несет ответственность перед ним. В случае выражения недоверия парламентом правительству следует отставка прежнего состава правительства и формирование нового кабинета.
Форма национально-государственного устройства - это национально-территориальное устройство государства, которое характеризует взаимоотношения между государством как целым образованием и его составными частями, “между центром” и “регионами”.
По форме национально-государственного устройства выделяют два вида государств: унитарные и федеративные.
Унитарное - это единое государство, в состав которого входят области, департаменты, районы и тому подобные образования в качестве административно-территориальных единиц (Италия, Франция, Япония и др.).
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
а) единым представительным органом государственной власти (парламент), главой государства ( президент и т.п.), правительством;
б) территория государства делится на административно-территориальные единицы (края, области, районы и т.п.);
в) существует единая правовая система общества (единое законодательство, судебная система и т.п.).
Федерация - союзное государство, субъекты которого обладают определенными свойствами государственного суверенитета и другими чертами государственности.
Она характеризуется следующими чертами:
а)представляет собой союз относительно суверенных государственных образований (штатов, земель, республик и т.п.);
б) в ней наряду с высшими федеральными органами государственной власти (например, Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ), существуют также высшие органы субъектов федерации (например, Президент Республики Татарстан, Государственная Дума Ярославской области);
в) наряду с общефедеральным законодательством (например, Конституция РФ, УК РФ), субъекты федерации имеют свое законодательство (например, Конституция республики Башкортостан, Устав Иркутской области).
ВОПРОС 9
ВОПРОС 11
4.1. Понятие и признаки правовой системы общества.
Правовая система общества - это единый комплекс взаимосвязанных юридических явлений, с помощью которых осуществляется воздействие на поведение людей, их коллективов и организаций.
Ей присущи такие основные свойства:
1. Правовая система представляет собой важнейший компонент любого гражданского общества. Это особая разновидность социальной (общественной) системы, возникновение, развитие и функционирование которой тесным образом связано с экономической и политической системами общества, его культурой и духовной средой в целом.
С одной стороны правовая система обусловлена (детерминирована) экономическими, политическими, национальными, нравственными и иными факторами общественной жизни, а с другой - правовая система сама активно воздействует на экономику, политику и все сферы жизни общества. Это воздействие может быть позитивным, когда, например, право, судебная и иные разновидности юридической практики служат удовлетворению законных интересов и потребностей граждан, их коллективов и организаций, либо негативным (например, при противоречиях в законодательстве, ошибках и конфликтах в процессе реализации права).
2. Это сложноорганизованная система. Правовая система любого общества состоит из следующих основных компонентов:
а) объективного права, взятого в единстве содержания и форм его выражения (указанное единство обозначается термином "система права");
б) юридической практики (правотворческой, правоприменительной, судебной, следственной и т.п.), осуществляемой в рамках правовых отношений;
в) правосознания (совокупности юридических идей, взглядов, представлений и т.п.), которое находит выражение в юридической практике и правоотношениях, праве и правовой культуре общества.
Таким образом, понятия "право" ("система права") и "правовая система общества" соотносятся как часть и целое. Это крайне важно подчеркнуть, поскольку в некоторых, как правило, старых учебниках по теории государства и права, такого разграничения авторы не проводят, изначально отождествляя указанные явления и вводя в заблуждение своих читателей.
3. Правовой системе общества свойственны не только определенная дифференциация, т.е. расчленение на отдельные компоненты и элементы, но и единство. Это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих правовых явлений, процессов и состояний, составляющий органически целостное образование, систему. Право, правосознание и юридическая практика (правотворческая, правореализационная и т.п.) взаимодействуют между собой через правовые отношения и иные социальные и юридические связи.
4. Она является важнейшим элементом государственного суверенитета. С помощью права, юридической практики и идеологии государство делает свои веления обязательными, проводит внутреннюю и внешнюю политику в жизнь, осуществляет свои внутренние и внешние функции.
6. В любом обществе правовая система обладает определеннойстабильностью и динамизмом. Стабильность правовой системы в значительной степени обусловлена детерминирующими ее общественными отношениями, стабильностью экономики, политики, социальной и духовной сфер жизни общества. Динамизм правовой системы обусловлен интенсивностью развития и изменения указанных общественных отношений.
7. Правовая система - управляемая(со стороны государства, общества и т.п.) и управляющая система. В последнем случае речь идет об активном воздействии права, юридической практики и пр. на поведение людей, экономические, политические и иные процессы в жизни общества.
ВОПРОС 12
Типы правовых систем.
Типология - это группировка тех или иных правовых систем по определенным основаниям (сходным признакам, содержанию и формам выражения, уровню развития и т.п.).
В каждой стране (Россия, Франция и т.п.) имеется своя национальная правовая система, в которой отражаются конкретно-исторические особенности данного общества.
Все существующие национальные правовые системы современности можно сгруппировать по схожим признакам в определенные типы. В зависимости от того, к какой общественно-экономической формации они принадлежат, можно говорить о рабовладельческой, феодальной, буржуазнойисоциалистической правовых системах общества(подробно они изучаются в учебных курсах по истории государства и права).
В относительно самостоятельные типы группируются романо-германская, англо-саксонская, традиционно-религиозные (мусульманская, индусская, иудейская и т.п.)и иные правовые системы (подробнее о них можно узнать из книги Рене Давида "Основные правовые системы современности". М., 1988).
Нормы права в романо-германской семье (правовые системы Франции, Германии, Италии, Испании и т.п.) издаются, как правило, специально управомоченными на то правотворческими органами (парламентом, Генеральными кортесами, Государственной Думой и т.п.), закрепляются в кодифицированных и иных нормативно-правовых актах, занимают центральное место в правовом регулировании поведения людей. Судебная и иные виды практики не создают новых правовых норм, а нацелены на разъяснение и реализацию существующих уже норм права. В качестве первичного объекта правосознания выступают абстрактные нормы и закрепляющие их законы. Для граждан (подданных) и должностных лиц в рассматриваемой правовой семье нормы права - это абстрактные общеобязательные правила поведения. Например, в соответствии с п. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Но это не означает, что каждый имеет или будет иметь свое жилище (квартиру, дом и т.п.).
Специфика общей (англосаксонской) семьи права (национальные системы Англии, Австралии и т.п.) заключается в том, что суды обладают правотворческими полномочиями и создают нормы права. На первом месте в юридической практике и правосознании граждан и должностных лиц здесь выступают их индивидуальные права (например, право реального владения и распоряжения своим домом, квартирой и т.п.), которые защищены судом.
В основе традиционных религиозно-правовых семей (мусульманской, индусской, иудейской) лежат юридические, нравственные и религиозные нормы и идеалы (взгляды, представления, установки и т.п.). Основу, например, мусульманского права составляет ислам и соответствующие нормы права. Источниками права и юридической практики в данной правовой семье являются Коран (священная книга, состоящая из высказываний пророка Магомета), сунна (сборник священных преданий о жизни пророка Магомета) и иджма (сборники комментариев и толкований, составленные докторами ислама).
Российская правовая система по основным своим характеристикам (правотворчеством занимаются компетентные на то органы, существует кодифицированное законодательство, суды обязаны только толковать и применять право и т.п.) относится к романо-германской правовой семье. В российском правосознании (системе взглядов, представлений, установок и т.п.) довольно заметное место занимают славянские "мотивы" (проявления правового нигилизма, недооценка роли права в общественной жизни, настороженное отношение к судебным и иным юрисдикционным органам, представление о них прежде всего как о карательных учреждениях и т.п.).
Основная тенденция в развитии общей (англо-саксонской) и традиционных религиозно-правовых семей в настоящее время выражается в усилении значения специальных правотворческих органов, роли законов и иных нормативных актов в регулировании общественных отношений. Для романо-германской правовой семьи (в том числе и России) характерным в этом плане представляется возрастание правотворческой роли судов в процессе воздействия на поведение людей, их коллективов и организаций.
Существенным недостатком разделения на правовые семьи является то, что в данном случае недооцениваются экономические и социальные основы права, воздействие базиса и всей общественно-экономической формации на сущность, содержание и функции права.
Огромная роль сегодня отводится международной правовой системе, которая включает международное право, правосознание и юридическую практику компетентных субъектов (ООН, международного суда и т.п.).
Проблемы типологии играют существенную роль как в познавательной, так и в практической деятельности. Данный подход создает важную методологическую базу для выяснения отношений между различными типами правовых систем и семей, выделения их общих черт и признаков различия, форм взаимодействия и взаимовлияния друг на друга, позволяет значительно расширить наши представления о правовой географии (картине) мира, способствует сближению различных стран и народов, процессам экономической, политической и юридической интеграции в целом.
ВОПРОС 13
5.1. Понятие и основные признаки права
Право - это система общеобязательных, охраняемых государством нормативно-правовых предписаний, регулирующая поведение людей, их коллективов и организаций.
Основные признаки права следующие:
1. Содержание права составляют определенные нормативно-правовые предписания, т.е. правила поведения, распоряжения, веления, требования. Например, в ст. 57 Конституции РФ записано: "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы".
2. Данные веления внешне выражены в нормативных актах и иных формах права. Так, приведенное выше положение записано в Основном Законе государства.
3. Нормативно-правовые предписания и закрепляющие их юридические источники (формы) права тесно взаимосвязаны между собой, образуют единую систему. Например, право собственности закрепляется (охраняется и т.п.) конституционным (ст. 8, 35 и др.), гражданским, семейным (гл. 7 СК РФ), уголовным (гл. 21 УК РФ) и другими отраслями права.
4. Право носит общийхарактер. Это означает, что оно, во-первых, адресуется персонально-неопределенным субъектам (lex uno ore omnes alloguitur -закон говорит со всеми одинаково); во-вторых, отражает (закрепляет, охраняет и т.п.) наиболее типичные социальные ситуации, рассчитано на конкретно-неопределенное число жизненных случаев. Например, "по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой" (ст. 567 ГК РФ).
5. Право обязательно для всех членов общества. Obedientia est legis essentia -послушание есть сущность права".
6. Обязательность права обеспечиваетсяразнообразными материальными и духовными, поощрительными и принудительными, организационными и иными мерами, в том числе и средствами государственного воздействия. Еще римские юристы говорили о том, что “где право, там и средства его защиты" (ibi jus, ibi remedium).
7. Издавна в России считалось, что право - это правда(праведность) жизни, "истина на деле" (В. Даль). "Jus est norma ricti" - "право есть мерило правильного". Оно призвано верно отражать реальную действительность.
8. Право представляет собою такую систему общеобязательных и охраняемых государством предписаний, которая отражает (должна отражать) идеи и состояния свободы и ответственности, справедливости и равенства, гуманизма и общественного порядка (безопасности).
9. Право - особый социальный регулятор поведения. Специфическое его регулятивное начало выражает все перечисленные выше признаки права, которые позволяют ему выступать в качестве особого мерила (меры) свободы и справедливости, поведения и ответственности, специального инструмента достижения общественной солидарности, согласия и компромисса.
Типы права
Типология правовых систем общества позволяет более правильно подойти и к характеристике основных типов права. В мире существует множество национальных систем права. Категория “тип права” призвана отразить общие, существенные черты, присущие сходным системам права тех или иных стран.
В отечественной литературе традиционно преобладает формационный подход, согласно которому выделяются четыре исторических типа права: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.
Исторический тип права - это взятые в единстве существенные черты права, соответствующие определенной общественно-экономической формации. Исторические типы права, во-первых, соответствуют историческим типам государства (рабовладельческое право предполагает наличие рабовладельческого государства и т.п.). Во-вторых, основанием группировки разнообразных национальных систем права в названные типы является конкретная общественно-экономическая формация (рабовладельческая, феодальная и т.п.). В-третьих, типы права в данном случае обусловлены в первую очередь типом производственных общественных отношений, особенностью экономического базиса. В-четвертых, анализ того или иного исторического типа права позволяет выяснить, волю какого класса (блока классов) выражает (закрепляет) данная система права, а также какой тип экономических отношений защищает это право.
Рабовладельческое право было характерно для рабовладельческой общественно-экономической формации. Оно закрепляло и охраняло прежде всего экономический базис рабовладельческого общества, а именно: частную собственность на орудия и средства производства и раба. Раб был не субъектом, а объектом права частной собственности, которого можно было купить, продать и даже убить. По своей сущности рабовладельческое право выражало государственную волю рабовладельцев. Оно оформляло (закрепляло) не только экономическое, но и политическое господство рабовладельцев в обществе.
Феодальное право было характерным для феодальной общественно-экономической формации. Оно закрепляло частную собственность феодалов на землю, средства производства и личную зависимость крестьян от феодалов, а также частную собственность крестьян на мелкие сельскохозяйственные орудия труда. Феодальное право выражало государственную волю феодалов.
Значительную роль в правовом регулировании брачно-семейных и иных общественных отношений в этот период принадлежит церковному (каноническому) праву. В период феодальной раздробленности основными формами права служили местные обычаи и судебная практика. Все это позволяет говорить об отсутствии единой системы права в условиях феодального общества, о партикулярном характере права. В период абсолютизма существенную роль приобретают акты центральной власти, что постепенно способствует централизации феодального государства.
Наказания в феодальном праве были весьма жестокими. Отрубание рук, выкалывание глаз и другие членовредительские наказания; смертная казнь предусматривалась даже за самые незначительные правонарушения.
Буржуазное государство и право приходят на смену феодальному государству и праву. Буржуазное право характерно для буржуазной общественно-экономической формации. Оно закрепляет и охраняет буржуазную частную собственность, провозглашает демократические свободы, формальное равенство всех перед законом и судом, принципы верховенства закона в системе нормативных актов, разделение властей и т.д.
Безусловно, что имущие классы и слои населения имеют в буржуазном обществе большую возможность для реализации и защиты своих прав и законных интересов.
Особенности социалистического типа права заключаются в том, что оно должно, во-первых, выражать государственную волю трудящихся во главе с рабочим классом, во-вторых, закреплять новые производственные отношения, основанные на социалистической (государственной) форме собственности на средства производства; в-третьих, быть направлено на ликвидацию эксплуатации и угнетения, построение коммунистического общества.
Недостатком формационного подхода к типологии права является то, что здесь не всегда учитываются специфическая природа права, особенности его содержания, форм, функций и т.п.
В зависимости от принадлежности права к той или иной правовой системе общества можно выделять национальную систему права, романо-германское право, общее (англо-саксонское) право, мусульманское право, международное право и т.д.
Типы права можно также группировать в хронологическом порядке (древнее право, средневековое, современное право и т.п.), по уровню развития (высокоразвитые системы права, слаборазвитые и т.п.), по связи с государством (право демократического и тоталитарного государства).
Анализ различных типов права позволяет более глубоко и всесторонне рассмотреть разнообразные аспекты его природы, место и роль в правовой системе общества.
ВОПРОС 14
Понятие принципов права.
Слово “принцип” в переводе с латинского означает буквально основу, первоначало, руководящую идею, исходное положение какого-либо явления (учения, организации, деятельности и т.п.). Еще древние обращали внимание на то, что “принцип есть важнейшая часть всего”
Во-вторых, в виде относительно самостоятельных элементов в системе права обособляется принципы права, под которыми следует понимать исходные нормативно-руководящие начала (императивные требования ), определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений. О них в основном и пойдет речь в дальнейшем.
На уровне национальных правовых систем принципы права чаще всего закрепляются в конституциях, конституционных или иных фундаментальных законах. “Все равны перед законом и судом”, - записано, например, в п. 1 ст. 19 Конституции РФ. Содержание принципов законности, справедливости и гуманизма в уголовном праве раскрывается соответственно в ст. 3, 6 и 7 УК РФ.
Наряду с нормами права исходные фундаментальные положения составляют важнейший элемент содержания права. Поэтому принципам права присущи многие черты, характерные для права в целом (см. главу 5 ). От норм права они отличаются тем, что не содержат санкций, а нередко и других элементов структуры нормы (гипотезу или диспозицию). Они имеют весьма высокий уровень обобщения и абстрагирования нормативных предписаний, и, как правило, требуют конкретизации и детализации в процессе воздействия на поведение людей.
В отличии от норм принципы права обладают значительной устойчивостью и стабильностью, носят фундаментальный характер. Они выражаются, как правило, в максимально общих и универсальных нормативных предписаниях. Вместе с предметом и методом правового регулирования они играют таким образом важную системообразующую роль в системе права и правовой системе общества.
Исходные нормативно-руководящие начала обеспечивают существенную, устойчивую, регулярную и необходимую связь между разнообразными нормами права и иными нормативно-правовыми предписаниями, выступают важными ориентирами в правотворчестве и систематизации, толковании и реализации права.
Принципы, как и право в целом, обладают объективно-субъективными качествами. Они объективны в силу обусловленности их реально существующими экономическими и социальными, национальными и пр. общественными отношениями. Но поскольку принципы права и закрепляющие их формально-юридические источники (законы и т.п.) являются результатом сознательно волевой деятельности, правотворчества, то в этом плане они субъективны. Для того, чтобы быть реально действующими нормативно-правовыми предписаниями, а не благими пожеланиями и лозунгами, принципы права должны достаточно полно, правильно и всесторонне отражать существующую действительность и основные закономерности развития общества.
Вместе с правовыми нормами принципы права оказывают значительное информационное, ориентационное и регулятивное воздействие на сознание и поведение людей. Так, принцип вины в уголовном праве ориентирует органы дознания, следствия, прокуратуры и суда на то, что лицо подлежит уголовной ответственности только за такие общественно-опасные действия (бездействия) и наступившие общественно-опасные последствия, в отношении которых установлена его вина в форме прямого или косвенного умысла, преступного легкомыслия или небрежности (ст. 5, 24-28 УК РФ).
От грамотного использования принципов права в значительной степени зависит качество и эффективность правотворческой и правоприменительной, судебной и других разновидностей юридической практики. Они в данном случае служат не только определенным ориентиром для законодателей и правоприменителей, других субъектов права, но и критерием оценки их деятельности. Нарушение, например, принципов состязательности, равноправия сторон, гласности и др. при разбирательстве гражданских дел могут служить основаниями к отмене решения суда.
Существенную роль играют принципы в процессе восполнения пробелов в праве. Необходимость их использования в случае применения аналогии права закреплена как в материальном праве (ст. 6 ГК РФ, ст. 5 СК РФ), так и процессуальных отраслях права (ст. 10 ГПК РСФСР, ст. 11 АПК РФ). В ст. 5 СК РФ, например, говорится: “В случае, если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон и при отсутствии норм гражданского права, прямо регулирующих указанные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). При отсутствии таких норм права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости” (выделено нами - В.К.).
ВОПРОС 15
5. Функции права: понятие и виды. Функции права - это относительно обособленные направления воздействия права на сознание и поведение людей, в которых проявляется его роль в жизни общества.
Признаки функций следующие.
1. В функциях выражается активная, динамичная роль права в регулировании (закреплении, охране и т.п.) общественных отношений.
2. О функционировании права можно говорить лишь в том случае, если иметь в виду действующих субъектов и участников правоотношений. Именно через действия конкретных людей, их коллективов и организаций выражается творчески преобразующий и конструктивный характер права в правовой системе общества.
3. Функции - относительно обособленные направления более или менее однородного воздействия права (карательное, компенсационное и т.п.) на те или иные сферы (экономическую, политическую, духовную и пр.) общественной жизни.
4. Функция - это всегда целенаправленное воздействие права. Она непосредственно связана с задачами, стоящими перед обществом, государством и иными субъектами права.
5. В функциях предметно конкретизируются свойства права (обязательность, гарантированность, формальная определенность и др.), его содержание (нормы и принципы права) и формы (законы и подзаконные акты).
6. В функциях права отражается его общесоциальное и специально-юридическое назначение в жизни общества. Это особенно заметно проявляется при характеристике конкретных функций права, к классификации которых мы и переходим.
Одним из объективных критериев классификации функций служит та или иная сфера общественной жизни, которая подвергается правовому воздействию. По этому основанию все его функции можно разграничить на экономическую, политическую, социальную, воспитательную, экологическую, демографическую, функцию социального контроля и установления компромиссов. Кратко рассмотрим содержание основных общесоциальных функций права.
Экономическая функция отражает активную роль права по отношению к экономической системе общества. Она проявляется, например, при издании и реализации ГК РФ, законов о банках, банкротстве, приватизации, конкуренции и т.п. Право обеспечивает таким образом свободу экономической деятельности.
Суть политической функции заключается в том, что право закрепляет и охраняет политическую систему общества, основные политические институты, регулирует деятельность различных участников политических отношений (политических партий, общественных объединений и т.п.). Так, гл. 1 Конституции РФ закрепляет основы конституционного строя и политической системы России, а Закон "Об общественных объединениях" - место указанных субъектов в политической системе и гражданском обществе в целом.
В социальной функции проявляется сама сущность права, поскольку право должно отражать идеи социальной справедливости и гуманизма. Государственные пенсии и социальные пособия, - говорится в ст. 39 Конституции РФ, - устанавливаются законом. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Экология природы (почвы, атмосферы и т.п.), человека, культуры и пр. в настоящее время - первостепенный объект правового регулирования. Поэтому экологическая функция стала одной из главных не только для права каждой страны (внутренней системы права), но и для международного права, всех правовых систем современности.
К числу основных в системе общесоциальных относится воспитательная функция права. Она связана с формированием законопослушного поведения граждан и должностных лиц, повышением уровня их правовой культуры и правовой активности в жизни общества.
Конкретное содержание демографической функции права в различных демографических ситуациях может быть диаметрально противоположно. В странах с огромной численностью населения и высокими темпами рождаемости (Китай и др.) осуществляются регулятивно-запретительные юридические меры, направленные на ограничение рождаемости; в странах, где по различным причинам снижается прирост населения (Россия и др.), право призвано существенно стимулировать позитивные сдвиги в неблагоприятной демографической ситуации (конечно, было бы наивно думать, что все эти вопросы можно решать с помощью правовых средств).
Функция социального контроля и установления компромиссов нацелена на разрешение юридических споров (трудовых, семейных и т.п.) и конфликтов (между гражданами, должностными лицами и т.п.). Осуществляется она судами и иными компетентными органами.
Наиболее ярко сущность, особая природа права, его место и роль в обществе проявляются в специально-юридических функциях - регулятивной и охранительной. Регулятивная функция рассчитана на правомерное поведение. Она осуществляется путем наделения субъектов правами и обязанностями, установления определенных юридических рамок их поведения. Так, в п. 1 ст. 886 ГК РФ записано: "По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности".
Правоохранительную функцию наглядней всего можно раскрыть через ее подфункции - превентивную, правовосстановительную, компенсационную, карательную и др.
Превентивная подфункция права связана с предупреждением преступлений и иных правонарушений компетентными на то органами. Правовосстановительная подфункция направлена на отмену незаконных решений,