По теме 16: Деловая оценка персонала
1. Деловая оценка персонала - это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места.
2. В процессе деловой оценки выделяют
- оценку труда (сопоставление реального содержания, качества и интенсивности труда персонала с планируемыми),
- оценку персонала (изучение степени подготовленности работника к выполнению определенного вида деятельности).
3. Оценку персоналаследует проводить соблюдая принципы: - гласности,
- демократизма,
- простоты,
- оперативности,
- конфиденциальности,
- результативности и др.
4. Разработка системы оценки персонала включает три основных этапа:
1. определение критериев оценки и составление методики их измерения;
2. разработка соответствующего вспомогательного материала для оценки персонала (опросные листы, тесты, анкеты);
3. проведение оценки, анализ ее результатов, представление выводов.
5. Различают несколько видов оценки персонала:
- при подборе кандидатов на вакантные должности,
- текущую деловую оценку,
- регулярную деловую оценку,
- оценку в процессе обучения,
- контрольную оценку работы сотрудника,
- аттестацию.
6. Центральным вопросом любой деловой оценки является установление ее критериев и показателей. Показатели деловой оценки можно классифицировать по трем основным категориям:
1.результативность труда,
2. профессиональное поведение,
3. личностные качества.
Различают также количественные показатели оценки персонала (количество произведенной продукции,объем продаж, размер прибыли) и качественные (надежность, инициативность,ответственность).
7. Выбор методов оценки персонала для каждой организации является уникальной задачей, решить которую может только руководство самой организации, возможно, с помощью профессиональных консультантов. При этом необходимо учитывать ряд факторов:
- стратегические цели организации,
- состояние внешней среды,
- организационную культуру и структуру,
- характеристики занятой в компании рабочей силы,
- предыдущий опыт проведения оценки.
8. Многочисленные методы оценки можно разделить на традиционные и нетрадиционные. К традиционным относятся методы: парных сравнений, классификаций, стандартных оценок и другие. Среди нетрадиционных выделяют: метод «360 градусов», управление по целям, метод программ, деловые игры, оценка на основе моделей компетентности. Кроме того, существует подразделение методов оценки на количественные и качественные методы.
9. В последние годы активно распространяется новый комплексный метод оценки работника - метод оценочных центров, синтезировавший отдельные элементы остальных методов и направлений оценки персонала.
10. В менеджменте персонала деловая оценка персонала - важный элемент диагностики человеческих ресурсов организации и в целом всей деятельности по управлению персоналом, эффективный механизм обеспечения управляемости и поддержания работоспособности персонала и его развития.
ПО ТЕМЕ 17: ОХРАНА ТРУДА
7. Охрана труда - это система правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мер и способов, направленных на сохранение жизни, здоровья и трудоспособности человека в процессе трудовой деятельности.
8. Гражданин при заключении трудового договора должен быть проинформирован собственником под расписку об условиях труда на предприятии, наличии на рабочем месте опасных и вредных производственных факторов, возможных последствиях их влияния на здоровье и его правах на льготы и компенсации за работу в таких условиях.
9. На время приостановления эксплуатации предприятия, отдельного производства или оборудования органом государственного надзора либо службой охраны труда работникам гарантируется сохранение места работы.
10. Согласно ст.14 Закона РФ об охране трудаи ст. 212 ТК РФсобственник обязан создать в каждом структурном подразделении и на рабочем месте условия труда в соответствии с требованиями нормативных актов, а также обеспечить соблюдение прав работников, гарантированных законодательством об охране труда.
11. Предприятия могут использовать средства фонда охраны труда только на мероприятия, обеспечивающие доведение условий и безопасности труда до нормативных требований или на повышение существующего уровня охраны труда на производстве.
12. Все работники при приеме на работу и в процессе работы проходят на предприятии инструктаж по вопросам охраны труда,оказания первой медицинской помощи потерпевшим от несчастных случаев,правилам поведения при возникновении аварий.
13. Ответственность за организацию обучения и проверку знаний об охране труда на предприятии возлагается на его руководителя. Контроль за обучением и периодичностью проверок знаний по вопросам охраны труда осуществляет служба охраны труда или работники, на которых руководителем предприятия возложены эти обязанности.
14. Законодательными актами в области охраны труда установлены специальные правила охраны труда, льготы и компенсации для работников, занятых на тяжелых работах, а также на работах с вредными или опасными условиями труда.
15. В случае травмирования работников, получения ими профессиональных заболеваний или аварий на производстве собственник или уполномоченный им орган должен провести расследование.
16. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда представляет собой деятельность специально уполномоченных органов, направленную на защиту трудовых прав
работников и пресечение нарушений этого законодательства.