По теме 2: Функции менеджера по персоналу
1. Специалист по персоналу появляется в организации, когда возникает необходимость поиска человеческих ресурсов. В зависимости от размеров организации она может называться по-разному:
-менеджер по кадрам и заработной плате,
-менеджер по персоналу,
- менеджер по человеческим ресурсам.
2. Возможны три основных местоположения менеджера по персоналу в структуре организации:
1) подчинение непосредственно директору (небольшие фирмы);
2) нахождение в составе отдела кадров (средние фирмы);
3) принадлежность к службе управления персоналом (для крупных корпораций).
Кроме размеров организации, на это также оказывают влияние ее цели, кадровая политика, корпоративная культура.
3. Маркетинг персонала в широком смысле – философия и стратегия управления человеческими ресурсами. При этом персонал рассматривается в качестве внешних и внутренних клиентов фирмы.
Маркетинг персонала в узком смысле – особая функция службы управления персоналом, включающая изучение внешнего и внутреннего рынка рабочей силы с целью удовлетворения потребности организации в персонале.
4. Основными направлениями маркетинга персонала выступают:
1) разработка требований к персоналу;
2) определение потребности в персонале;
3) расчет затрат на его приобретение и дальнейшее использование;
4) выбор путей покрытия потребности в персонале.
5. Аналитическая деятельность менеджера по персоналу заключается в изучении причин ситуации, определении факторов, на нее влияющих, сборе и оценке необходимой информации, и формулировании выводов, на основе которых будет затем приниматься то или иное кадровое решение.
6. Разновидностями аналитической деятельности менеджера по персоналу являются кадровый аудит и разработка задач.
Кадровый аудит – оценка соответствия структурного и кадрового потенциала организации ее целям и стратегии развития. Разработка задач – определение на основе анализа кадровой проблемы приоритетов и сроков реализации задач по ее решению.
7. Коммуникативная функция менеджера по персоналу связана с передачей информации между подразделениями в структуре организации. Его коммуникативные контакты делятся на вертикальные и горизонтальные (с руководителем организации, с руководителями среднего звена, с подчиненными).
8. В профессиональной деятельности кадрового менеджера взаимодействие с персоналом может осуществляться поканалам формальных и неформальных коммуникаций. Формальные каналы
задает структура управления организацией, а неформальные возникают на основе взаимных интересов и увлечений, личной симпатии, возраста, стиля жизни.
9. Основные функции, обязанности, права и ответственность менеджера по персоналу изложены в должностной инструкции. В дополнение к ней могут разрабатываться профессиональные компетенции и личностный профиль – перечень деловых и личных качеств, необходимых для успешного выполнения соответствующих функций.
10. Ключевыми мотивационными стимулами для менеджера по персоналуявляются:
1) работа с людьми;
2) решение сложных задач;
3) деньги;
4) профессиональный рост;
5) стремление самореализоваться в профессии;
6) карьерный рост.
Теме 4: Кадровая политика
1. Кадровая политика- это система правил, норм и принципов, определяющих основные направления работы с персоналом, ее формы и методы. Основная цель кадровой политики – обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранение численного и
качественного состава кадров в соответствии с потребностями организации, требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда.
2. Кадровая политика должна отвечать определенным требованиям:
1) соответствовать стратегии организации;
2) быть гибкой;
3) экономичной, учитывать индивидуальные особенности персонала.
3.Структура кадровой политики включает:
1) политику занятости;
2) политику обучения;
3) политику оплаты труда;
4) политику благосостояния;
5) политику трудовых отношений.
4. Этапами проектирования кадровой политики являются:
1) нормирование;
2) программирование;
3) мониторинг.
5. Кадровые политики могут быть сгруппированы в определенные виды в зависимости от двух оснований: от уровня осознанности правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий, а также от степени открытости организации по отношению к внешней среде при формировании кадрового состава.
6. По уровню осознанности правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий, выделяют такие виды кадровой политики, как:
1) пассивная;
2) реактивная;
3) превентивная;
4) активная рациональная;
5) активная авантюристическая;
7. По степени открытости организации к внешней среде при формировании кадровых мероприятий кадровая политика делится на два вида: открытую кадровую политику («купи кадры») и закрытую кадровую политику («сделай кадры»).
8. Основные факторы, влияющие на выбор кадровой политики, это:
-стратегия развития организации,
-особенности рынка труда,
-специфика бизнеса и риски,
-финансовые возможности,
-конкурентный спрос на рабочую силу,
-требования трудового законодательства.
9. Существенное влияние на кадровую политику организаций оказывают национальные особенности. Для американских организаций, в основном, характерна открытая кадровая политика, для японских – закрытая. Формирование преобладающего типа российской кадровой политики находится пока на стадии становления.
10. Необходимость изменения кадровой политики определяется
- несоответствием характеристик человеческих ресурсов предприятия,
- его организационной культуры и тем уровнем, на котором они должны находиться в связи с изменением внешней или внутренней среды,
- а также невозможностью восстановить баланс, используя традиционные методы действующей кадровой политики.
По теме 5: Кадровый процесс
1. Задачи кадровой службы:
-помощь предприятию в достижении его целей,
- эффективное использование мастерства и возможностей работников,
- обеспечение компании высококвалифицированным персоналом,
- стремление к наиболее полному удовлетворению служащих своей работой, их самовыражению,
- помощь в сохранении хорошего морального климата.
2. Кадровые службы выполняют функции, соответствующие содержанию этапов кадрового процесса. Чтобы создать кадровую службу, необходимо
- оценить перспективы развития организации,
- провести аудит кадровых потребностей, ресурсов и потенциала,
- определить масштаб полномочий руководителя службы и ее численность.
3. Кадровый процесс состоит из таких этапов,как:
1) планирование ресурсов;
2) набор и отбор кадров;
3) определение форм, систем и величины оплаты труда и льгот;
4) профориентация и адаптация;
5) обучение, оценка трудовой деятельности;
6) перемещение персонала;
7) подготовка руководящих кадров;
8) управление продвижением по службе.
4. Основные задачи кадрового планирования:
1) разработка процедуры кадрового планирования, его увязка с планированием организации в целом;
2) организация эффективного взаимодействия между кадровой службой и другими отделами организации;
3) улучшение обмена информацией по персоналу между всеми подразделениями организации
5. Кадровое планирование включает:
- прогнозирование перспективных потребностей организации в персонале,
- изучение рынка труда,
- анализ системы рабочих мест организации,
- разработку программ и мероприятий по развитию персонала.
6. Методы управления человеческими ресурсами –это способы воздействия работодателей на работников с целью осуществления координации их деятельности:
1. Административные,
2. Экономические;
3. Социально-психологические.
7. Административные методы управленияперсоналом
- организованные воздействия,
- распорядительные воздействия,
- материальная ответственность и взыскания,
- дисциплинарная ответственность и взыскания,
- административная ответственность и взыскания.
8. Экономические методы управленияперсоналом– это система мотивов и стимулов, побуждающих всех работников плодотворно трудиться на общее благо. К ним относятся:
- технико-экономическое планирование,
- оплата труда,
- материальное поощрение,
- материальное стимулирование,
- компенсации и льготы.
9.Социально-психологические методы управленияперсоналомоснованы на использовании моральных стимулов к труду и оказания воздействия на личность и коллектив. В зависимости от объекта воздействия их можно разделить на два вида:
- социологические методы (направленные на группы)
- психологические методы (воздействующие на конкретную личность).
10.Существует также классификация методов управления персоналом по признаку принадлежности к конкретной его функции.