Деятельность менеджера по персоналу.

Профессиональная деятельность менеджера по персоналу многопрофильна и при ее построении необходимо учитывать: сохраняющиеся и предвидимые в будущем тенденции развития организации, которые могут повлиять на функциональные характеристики деятельности менеджера по персоналу; «зоны ответственности» менеджера по персоналу и наиболее важные задачи и результаты его работы; критерии эффективности деятельности по выполняемым функциям; основные способности, умения и навыки, необходимые для выполнения функций и достижения результата; специфичное поведение для деятельности менеджера по персоналу, в котором проявляется его компетентность.

При исполнении своих функциональных обязанностей менеджеру по персоналу характерны следующие ключевые роли: «кадровый стратег» отвечает за разработку и реализацию кадровой стратегии, а также организационные механизмы ее обеспечения; «руководитель службы управления персоналом» организует работу кадровых подразделений; «кадровый технолог» разрабатывает и реализует творческие подходы в специфических областях деятельности, привлекает внутренние и внешние ресурсы и эффективно их использует с учетом перспектив фирмы; «кадровый инноватор» разрабатывает экспериментальные, пилотные (пробные) проекты, требующие большого внимания и тщательной проработки; «исполнитель» осуществляет оперативную кадровую политику; «кадровый консультант» использует практические знания в области управления человеческими ресурсами и навыки эксперта для определения потребностей, возможностей и путей решения проблем, связанных с развитием организационно-кадрового потенциала.

Профессиональная деятельность любого менеджера, в том числе и менеджера по персоналу включает три блока ролей: межличностные роли, информационные роли, роли по принятию решений, каждый из которых содержит основной набор ролевых функций.

Межличностные роли: представитель организации – менеджер, представляющий свою организацию в официальных кругах; функционер по связям – менеджер, организующий внутренние и внешние коммуникации организации; формальный лидер – менеджер, который мотивирует, организует своих подчиненных.

Информационные роли: накопитель информации – менеджер, постоянно следящий за накоплением информации; распространитель информации – менеджер, распространяющий информацию внутри своей организации; оратор – менеджер, распространяющий информацию об организации в устных выступлениях за ее пределами.

Роли по принятию решений: интрапренер – осуществляющий инновации, вносящий изменения, предлагающий проекты; стабилизатор – принимающий необходимые меры в условиях осложнений, затруднений и напряжений; распорядитель ресурсов – принимающий решения о приоритетных направлениях развития организации, о наиболее предпочтительном распределении ресурсов; посредник – содействующий установлению деловых контактов.

Выделяют 11 областей компетентности менеджера по персоналу, объединенных в три группы. 1. Личная порядочность: этичность – уважение прав личности, ответственность за взятые обещания, надежность, честность, справедливость; добросовестность – высокие требования к результатам своей работы; рассудительность – способность принимать разумные, реалистичные и обоснованные решения. 2. Целеустремленность и продуктивность: результативность – ориентация на конечный результат; настойчивость – способность преодолевать ограничения, накладываемые сложившейся ситуацией; преданность организации и деловая ориентация – готовность следовать нормам организации, увлеченность работой и ответственность за качество своей работы; уверенность в себе – готовность и умение решать неординарные задачи. 3. Навыки командной работы: командная ориентация – понимание необходимости совместной деятельности и умение работать во взаимодействии с другими; контактность – умение устанавливать деловые и творческие отношения с партнерами; коммуникабельность – умение использовать устную и письменную речь, стилистические и иные выразительные средства для воздействия на партнеров и достижения взаимопонимания; умение слушать – способность воспринимать, усваивать и использовать информацию, извлекаемую из устной коммуникации.

Наши рекомендации