Группа 4. Налоги на физических лиц.
В целях данного налога физическими лицами являются люди, мужчины и женщины от рождения, любого возраста, имеющие движимую собственность/транспорт, зарегистрированный в России, или недвижимую собственность на территории России.
4.1. Налог на имущество – налог на сверхнормативное недвижимое имущество превышающее норматив качества жизни населения (элемент социального стандарта жизни граждан России).
За норматив качества жизни принимается жилищный комплекс из 50 кв. метров жилой площади плюс 50 кв. метров не жилой площади плюс земельного участка 10 соток на одного собственника вне зависимости от количества составляющих данный норматив частей и количества долей в разных объектах собственности норматив считается по совокупности всех объектов собственности на конкретного собственника.
Налог платится в случае наличия у собственника:
А) объекта недвижимости (тип жилище) любого характера – квартира, часть квартиры, загородный дом с участком или без участка, часть дома с жилой площадью более 50 кв.м. на каждого собственника объекта. При наличии у собственника более одного жилища налогом облагается вся жилая площадь в его собственности за вычетом 50 кв. метров жилой площади норматива качества жизни.
Б) объекта недвижимости (тип нежилое помещение) любого характера кроме нежилого помещения входящего в состав объекта типа жилище (единого жилого/не жилого комплекса) при условии, что жилая площадь составляет не менее 50% от площади единого жилого/не жилого комплекса. Если нежилой объект физически не примыкает к общему комплексу, но находится на том же земельном участке, то нежилая площадь такого объекта учитывается при расчете соотношения жилой и не жилой площадей всего комплекса. Налогом облагается излишек нежилой площади из расчета вся не жилая площадь в собственности одного налогоплательщика (квартиры не учитываются) за вычетом размеров жилой площади в собственности одного налогоплательщика в единых комплексах на земельных участках (квартиры не учитываются) и за вычетом 50 кв. метров не жилого помещения по нормативу качества жизни.
В) объекта недвижимости (тип земля) – участка или его части без строений предназначенного для индивидуального жилищного строительства и приусадебного использования размером более 10 соток на одного собственника. Налог платится с площади земельного участка за вычетом 10 соток норматива качества жизни и за вычетом площади участка, застроенного жилищными комплексами из расчета 1 сотка за каждые 10 кв. метров жилой и не жилой площади жилищного комплекса на участках (квартиры не учитываются).
При наличии у одного собственника жилища в городе и участка земли на селе или жилища с землей на селе не более норматива – налог не платится. В любых иных комбинациях собственности налог начисляется на излишки жилых / не жилых кв. метров и излишки незастроенной земли на каждую сотку.
Расчет налога должен производиться из количества жилых и не жилых кв. метров и количества соток по единой для всех регионов РФ ставке и коэффициентам (жилой кв. метр / не жилой кв. метр / сотка земли) установленным Постановлением Правительства РФ. Расчет производится для каждого отдельного налогоплательщика (каждого ИНН) с учетом всех его прав собственности на все объекты типа жилище, типа земля, типа нежилое помещение. Коэффициенты на жилые и не жилые кв. метры и на сотки земли не должны быть кабальными. Соотношение коэффициентов должно стимулировать налогоплательщиков приобретать на имеющейся земле как минимум не жилые помещения, а как максимум жилище. Например, коэффициенты могут быть: 10 кв. метров жилого помещения = 1, 10 кв. метров не жилого помещения = 2, 1 сотка участка = 4.
Основной смысл налога – обложение излишков жилых и не жилых площадей и излишков незастроенных земельных участков сверх минимально необходимых для качественного проживания граждан РФ в городах и на селе, стимулирование постройки жилья достойной площади на селе и грамотного использования земельных участков под личное хозяйство.
Снижение или освобождение от налога может быть предоставлено собственнику в случае налоговой регистрации сверхнормативных объектов собственности в совместную собственность на ближайших родственников на основании регистрационных документов устанавливающих родство с собственником: отец и мать по свидетельству о рождении собственника, братья и сестры по соответствующим свидетельствам о рождении, дети собственника по свидетельствам о рождении детей, супруг/супруга по свидетельству о заключении брака. Или на полную передачу сверхнормативной собственности ближайшим родственникам как доли в собственности.
4.2. Налог на транспорт – налог на сверхнормативное движимое имущество в случае наличия у собственника-физического лица:
А) более одного объекта транспорта любого характера: автомобиль легковой (для перевозки не более 8 человек одновременно), водное ТС (моторная лодка, катер, яхта, иное судно водоизмещением не более 1 тонны), воздушное ТС (самолет или вертолет для перевозки не более 8 человек одновременно), то есть налог исчисляется на второй и последующий объекты транспорта,
Б) авто ТС (для перевозки более 8 человек одновременно), грузового ТС, водного ТС водоизмещением более 1 тонны, воздушного ТС (самолет или вертолет для перевозки более 8 человек одновременно)
Иные не поименованные транспортные средства налогом не облагаются.
Налог на транспорт должен стимулировать только желание собственника использовать лишний транспорт для целей транспортного бизнеса. В случае применения излишков транспорта для транспортного бизнеса (в том числе сдача транспорта в аренду без водителя) оплаченный налог на транспорт может быть возвращен как Грант из федерального бюджета. Размер такого Гранта не может быть больше размера оплаченного налога на транспорт и не может быть суммарно более 50% от налога на бизнес за аналогичный налоговый период в зависимости от того, что меньше по размеру. В случае владения собственником указанных транспортных средств, но не использования их, налог не должен приводить к немедленному банкротству собственника ТС. Финансирование строительства и ремонта транспортной инфраструктуры в стране не является целью данного транспортного налога. Источником финансирования строительства дорожной инфраструктуры должны быть средства из акциза на топливо. Источником ремонта платных федеральных дорог должны быть средства, оплачиваемые за использование платных дорог проезжающими по ним машинами из расчета тонн/км с повышающими коэффициентами для перегруженных машин, только на период окупаемости затрат на строительство данной платной дороги и проектной нормы прибыли подрядчика. После периода окупаемости платной дороги, дорога передается на обслуживание Федеральному Дорожному агентству за счет бюджета ФДА. Для местных и муниципальных трасс источником финансирования ремонта должны быть местные и муниципальные бюджеты, получающие трансферты из федерального бюджета на поддержание дорожной инфраструктуры.
4.3. Налог на социальное состояние – налог на физических лиц от 21 до 42 лет, не имеющих на воспитании одного собственного или одного приемного ребенка в возрасте до 21 года на каждого взрослого в семье или одного приемного ребенка-инвалида в возрасте до 21 года на двух взрослых граждан в семье. Данный налог не взимается с гражданина, не достигшего 42 лет, при условии достижения 21 года воспитанного им приемного ребенка.
Данный налог должен стимулировать увеличение рождаемости и социальной ответственности населения за наших детей.
2. МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕД НАЛОГОВОЙ СИСТЕМОЙ ВСЕМИ СУБЪЕКТАМИ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ
Основная идея, применяемая в построении вопросов ответственности, состоит в понимании реальной общественной опасности тех или иных деяний граждан и хозяйствующих субъектов и виде нанесенного ущерба (это ущерб, нанесенный личности/гражданину, и ущерб, нанесенный обществу/государству).
Ущерб личности – вопрос гражданского и уголовного законодательства.
Ущерб обществу/государству – или находится в сфере морали и тогда общество может порицать провинившегося для возмещения морального ущерба, или, в основном, носит гражданско-экономический характер, то есть подлежит восстановлению в натуре и/или может быть выражен в деньгах. К такому виду ущерба относится и ущерб в налоговой сфере, который всегда может быть выражен в деньгах и именно деньгами за него и должны отвечать граждане и хозяйствующие субъекты.
1. Налоги на бизнес. Ответственность за расчет и перечисление налога по данному пункту 1.1. снимается с налогоплательщика и целиком перекладывается на обслуживающий банк. Позволяя налогоплательщику больше заниматься своим бизнесом и использовать бухгалтеров-экономистов только для внутреннего учета и экономического обеспечения ведения эффективного бизнеса. А также для сбора необходимой документации для общения с налоговыми службами по вопросам начисления и оплаты Акциза или получения Гранта или по вопросам возврата удержанного налога в случае ошибочного зачисления средств на счет хозяйствующего субъекта (не в случае отмены сделки). При отмене сделки удержанный налог не возвращается – это стимулирует большую ответственность бизнес сообщества за производимые действия.
В описываемой системе банки получают роль налогового агента по удержанию налога в пользу государства и им придется делать лишнюю работу, с одной стороны, но с другой стороны, получают возможность увеличить свою ликвидность за счет средств уже удержанных, но еще не отправленных в бюджет. Доходы самих банков облагаются единым налогом (п. 1.1.) в той части средств, которая соответствует принципу смены собственника средств, то есть при удержании и переводе комиссий и процентов со счета клиента банка на счет самого банка. При этом нужно отметить, что банков значительно меньше, чем их клиентов и ими легче управлять и администрировать сбор налогов. Регулировать доходность банковского сектора экономики нужно через ставку рефинансирования, ставку обязательного резервирования и фонд страхования вкладов, которые Центральный Банк РФ должен устанавливать по распоряжению Правительства РФ.
Основной задачей налоговых органов – контроль за своевременностью и полнотой перевода налоговых средств в бюджет. Ответственность банков и санкции за нарушения содержатся в текущем банковском законодательстве. Вопросы коррупции при такой системе налогообложения в разы меньше и более выявляемы. Уход от налога теряет смысл, так как налог взимается автоматически без участия налогоплательщика в процессе оплаты. А создание длинных цепочек посредников моментально удорожает товар/услугу, что приводит к ее конкурентному проигрышу. Существующие посредники будут вынуждены составлять договора и раскрывать конечному плательщику реальных производителей товара/услуги с просьбой платить стоимость договора частями часть посреднику, часть реальному производителю товара/услуги. При этом конечный потребитель будет видеть, какое количество посредников на нем наживается и у кого в следующий раз покупать напрямую. Таким образом посредничество, ничего реально не производящее, кроме движения денег отомрет и останутся только посредники, реально производящие часть услуги/товара и гарантирующие свое участи в сделке реально производимой работой – то есть один раз свел продавца и покупателя – заработал. Дальше они разберутся без посредника – ищи новую пару.
2. Сборы. Так как данный раздел налоговой системы полностью базируется на текущем НК РФ, то и ответственность налогоплательщика описана в текущем законодательстве.
Безусловно необходима ревизия составов, принципов и размеров, взимаемых на настоящий момент штрафов и иных аналогичных санкций, для приведения их в соответствие с изменениями в Налоговом кодексе и исключенными из него положениями, в том числе любая ответственность за ведение бухгалтерского учета в негосударственных компаниях, не связанных с организацией и исполнением администрирования налогов и сборов. Естественно за исключением государственных и полугосударственных организаций и учреждений, так как все что связано с государством должно быть подотчетно и подконтрольно.
3. Налоги на внешнюю экономическую деятельность. Ответственность участников ВЭД должна быть только экономической, при экономических разногласиях с таможенными органами, в случае несоответствия товара правилам перемещения через границу РФ товар должен быть возвращен из места таможенного оформления при экспорте в любое место на таможенной территории РФ, при импорте в любое место за пределами территории РФ за счет участника ВЭД пытавшегося оформить груз. Получатель груза не должен подвергаться никакому преследованию за несоответствие содержания груза декларируемому товару, за содержание груза отвечает только отправитель по законам государства отправления. Государство прибытия груза или принимает его к обработке при отсутствии запрещенных к ввозу товаров или выдворяет его из страны за счет участника ВЭД пытавшегося оформить груз.
Ответственность сотрудников таможни должна быть только экономической, при экономических разногласиях с контролирующими таможню государственными органами с применением денежной компенсации вреда государству из-за недобора пошлин, в том числе через конфискацию личного имущества или принудительную отработку долга на государственных работах исправительного назначения.
Все решения при таможенном оформлении грузов сотрудники таможни должны принимать не по своему усмотрению, а строго по инструкции и алгоритму работы. Ситуации при обработке грузов должны иметь однозначную трактовку и не допускать двойного толкования.
Уголовная ответственность должна наступать только за контрабанду запрещенных или специально ограниченных видов товаров из соответствующего перечня у отправителя груза и контролирующего сотрудника таможни, не проявившего бдительность и не выдворившего данный товар из страны.
4. Налоги на физических лиц. Данная группа налогов предназначена для решения задачи социальной справедливости, стимулирования бизнеса и улучшения демографической обстановки в России. При этом данная группа налогов не мешает осуществлению поставленной Президентом задачи по формированию широкого среднего класса, так как наличие у одного гражданина одной машины и одного объекта недвижимости на каждого члена его семьи, в том числе и на несовершеннолетних детей, без обложения налогом приведет к естественному накоплению движимого и недвижимого имущества. При этом государство не мешает такому накоплению, а накопление рано или поздно приведет собственника имущества на рынок сдачи этого имущества в аренду, тем самым увеличив предложение на сдаваемое в аренду жилье и добавляя рентные доходы к благосостоянию собственника имущества. При достижении определенного размера благосостояния средства частного собственника непременно перетекут в тот или иной бизнес и сразу создадут объект налогообложения. Помимо этого, любые затраты частного собственника на необходимые ему товары и услуги, в том числе для поддержания имущества в должном состоянии, автоматически облагаются налогом по пункту 1.1. у получателя платежа. Необходимость документов о регистрации актов гражданского состояния для получения налоговой льготы будет способствовать большей устойчивости семей и регистрации браков, ранее бывших гражданскими.
Данные налоги на имущество распространяются только на имущество физических лиц, что приведет к спокойному накоплению имущества у предприятий и возможной передаче сверхнормативного имущества физических лиц в собственность организаций, что рано или поздно закончится использованием этого имущества в бизнесе и позволит бизнесу развиться. Естественно, что передача своего имущества не своему предприятию в собственность несет риск, который стимулирует создание своих предприятий, которые рано или поздно будут задействованы для бизнеса, как уже имеющаяся инфраструктура и автоматически попадут под обложение налогом по пункту 1.1.
Налог на социальное состояние вместе с выплатами родительского капитала, уже существующими на текущий момент, должен стимулировать рождаемость и процессы усыновления детей в семьи не способные иметь своих детей по здоровью. Причем налог рассчитан на стимулирование полного воспроизводства народонаселения России, когда количество детей не менее количества взрослых в предыдущем поколении
Размеры налогов этой группы должны быть рассчитаны таким образом, чтобы эффективно стимулировать решение поставленных задач, на основании предварительных социологических исследований населения разных возрастных групп, но при этом не дискриминировать или унижать людей с проблемами здоровья, но стимулировать их становиться приемными родителями. От данного налога логично освободить не по факту неспособности иметь детей, а по только факту наличия официальной инвалидности, особенно препятствующей воспитывать детей.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
При использовании описанной налоговой системы вакханалия псевдо деятельности по «постоянному придумыванию налогов и сборов» должна закончится (должен быть установлен законодательный запрет, кроме случаев действия чрезвычайного права), так как система имеет необходимое и достаточное количество регуляторов процесса сбора и размера налогов. Но любая некомпетентность власти при формировании бюджета и его исполнении немедленно будет видна обществу при дефиците или профиците бюджета, за что законодатель обязан предусмотреть ответственность представителей исполнительной власти вплоть до поражения в правах на занятие управленческой государственной деятельностью.
При условии отмены НДС, налога на прибыль, налога на доходы по УСН, ЕНВД/патентов, подоходного налога и налогов с ФОТ все перечисленные группы налогов не зависят друг от друга и могут вводиться постепенно. Группа 4 налогов на социальное состояние должна вводиться путем замещения имеющихся аналогичных или похожих по смыслу налогов новыми социально-ориентированными налогами.
Естественно при отмене налогов с ФОТ все государственные социальные фонды должны быть реорганизованы на работу непосредственно по распределению и направлению средств соответствующим группам общества (пенсионеры – оплата пенсий, больные – оплата медицинских услуг, соц. незащищенные – оплата и предоставление социальной помощи). По данным вопросам должны быть сформированы и приняты стандарты пенсионного, медицинского и социального обеспечения государством своих граждан. Показатели данных стандартов и их исполнение будет отражать реальное положение вещей в стране и качество работы власти. Например, одними из таких показателей стандарта социальной жизни являются МРОТ и Размер прожиточного минимума («потребительская корзина»).
В рамках таможенного, дела для ввозимых товаров НДС можно не отменять или включить его размер внутрь ввозной таможенной пошлины. Это зависит от условий и их трактовки международных договоров России, в том числе и о вступлении в ВТО, и о членстве в Таможенном союзе и т.п.
Таким образом, возникают вопросы при прочтении положений новой налоговой системы: а что будет с наличными деньгами? Ведь под налогообложение не попадают сделки за наличный расчет? Это сделано намеренно по следующим причинам:
1. Доля наличной денежной массы мала по сравнению с безналичной денежной массой;
2. Наличный оборот обслуживает в основном мелкие торговые сделки, производимые частными лицами, и отсутствие налога в таких сделках даст возможность мелким предпринимателям ускоренно развиваться, что рано или поздно приведет к накоплению и вхождению предпринимателя в зону безналичных расчетов.
В случае возникновения дефицита наличности возникнет стимул для ускоренного всеобщего продвижения платежей посредством пластиковых карточек. Что неминуемо будет отслеживаться через банковскую систему.
Бартерные сделки необходимо запретить совсем и перевести их все в режим банковского посредничества, когда между сторонами бартерной сделки должен стоять банк, выдающий кредит сторонам сделки, на покупку товара/услуги. (В случае, если государство хочет поставить всех в равные условия. При этом запрет может быть наложен не сразу, а в развитие системы описанной выше, постепенно переводя бартер натурального обмена в цивилизованную форму).
Попытки проведения крупных сделок за наличный расчет при необходимости можно будет пресечь, либо по жесткому варианту путем конфискации перевозимых наличных денег сверх установленного министерством финансов максимума, либо по мягкому варианту путем принудительного вложения данных средств в банк на специальный счет контролирующего органа и последующего безналичного перечисления денег их владельцу естественно с налогообложением поступившей суммы.
Сумма временного удержания налога (перечисляемого в бюджет) в банке за выдачу наличных средств со счета юридического лица через кассу банка, должна быть равна размеру налога по пункту 1.1. В случае дальнейшего зачисления данных наличных средств на банковский счет другого юридического или физического лица (на котором естественно будет взят налог по п.1.1.) или на свой банковский счет в другом банке юридическое лицо, оплатившее наличными, может подать подтверждающие документы в налоговые органы для возврата сумм временного удержания налога, соответствующих размерам такой наличной оплаты. Другие наличные оплаты, не зачисленные на налогооблагаемый банковский счет получателя (например, положенные как вклад на имя физического лица или просто оплаченные без документов) основанием для возврата временно удержанного налога не являются.
За изменением налоговой системы государства неминуемо может появиться социальная напряженность, особенно при высвобождении огромной массы чиновников, стимулируя ускоренный переход высвободившихся людей в реальный сектор экономики. Основа регулирования реформы в этой области лежит в грамотном применении государственного плана развития экономики России и государственного заказа на переобучение кадров направленного на обеспечение кадрами приоритетных областей экономики. Обязательно с сохранением средней заработной платы чиновника на период переобучения и, возможно, некоторого периода еще, на время адаптации чиновника к работе в реальном секторе. Задача кадровой политики государства в данном случае не покарать увольнением и переобучением, а перенаправить и мотивировать трудовой потенциал высвобождающегося количества людей.
Литература
1. Основной закон:Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
2. Федеральный закон:Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
3. Федеральный закон:Налоговый кодекс РФ: ч.1 от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
4. Федеральный закон:Налоговый кодекс РФ: ч.2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
5. Учебное пособие:Комментарий к части первой Налогового кодекса РФ (постатейный): учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. / составитель и автор комментариев С. Д. Шаталов. — М.: МЦФЭР, 2009.
6. Учебное пособие:Комментарий к части второй Налогового кодекса РФ (постатейный): учеб. пособие: / составитель и автор комментариев С.Д. Шаталов.— М.: МЦФЭР, 2009.
7. Электронный ресурс: «Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013–2015 годах» опубликованное 28.06.2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/15786 (дата обращения – 01.02.2014).
8. Глава в монографии: Опокин А.Б. Развитие налогового законодательства в России: история и современность. // Государственно-правовое регулирование: Коллективная монография / под ред. С.Г. Киселева – МАКС Пресс, 2016 – С. 32-47.
[1] «Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013–2015 годах» опубликованное 28.06.2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/15786 (дата обращения - 01.02.2014 г.)
[2] А.Б. Опокин Развитие налогового законодательства в России: история и современность. // Государственно-правовое регулирование: Коллективная монография / под ред. С.Г. Киселева – МАКС Пресс, 2016 – С. 34.