Управленческая форма внесудебной защиты нарушенных прав в сфере социального и пенсионного обеспечения
Защита прав граждан в области социального обеспечения при помощи управленческой формы основывается на более серьезной нормативной базе, предопределяющей соответственную процессуальную работу данных органов и служебных лиц. Помимо этого, обозначенный метод защиты обладает долголетней историей.
Главным методом защиты прав граждан в области социального обеспечения выступают их обращения. Федеральный закон "О последовательности рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" зафиксировал 3 варианта обращений: предложение, заявление, жалоба. Этот Закон заключает определения понятий данных вариаций обращений (ст. 4).
В функционирующих нормативных правовых документах и специализированной литературе детально изучена последовательность разбора обращений граждан. Исходя из этого основной целью выступает лишь обнаружение особенностей, которые свойственны для употребления норм права социального обеспечения в ходе разбора обращений в органах, организациях и учреждениях, реализовывающих социальное обеспечение населения, а также в прочих органах, разбирающих обращения населения по обозначенным вопросам.
Здесь говорится о последующих главных учреждениях и органах[30]:
1) вышестоящих учреждениях ФСС РФ, ПФР, ФФОМС и ТФОМС;
2) вышестоящих учреждениях и органах общественной защиты населения;
3) органах прокуратуры;
4) вышестоящих органах правоохранительной системы и органах военного управления;
5) Уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации, уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ;
6) Уполномоченном по нравам человека в Российской Федерации, Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ;
7) Управлении Президента РФ по работе с обращениями населения и учреждений.
Главная нагрузка по разбору обращений населения в структуре ПФР возлагается на отделения фонда по субъектам РФ. Они выступают вышестоящими организациями по отношению к управлениям ПФР в городах и регионах.
В структуре социальной защиты граждан спорные вопросы и жалобы разбираются органами социальной защиты населения субъектов РФ, а также Минздравсоцразвития России.
На федеральном уровне в структуре социальной защиты общества обращения населения анализирует Минтруд России.
Деятельность с обращениями населения в Минтруде России реализовывается согласно Административному регламенту Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по реализации государственной услуги "Организация приема граждан, своевременного и совершенного разбора их обращений, обращенных в письменном или устном формате, вынесение по ним постановлений и отправка ответов в определенный законодательством Российской Федерации срок", ратифицированным приказом Минздравсоцразвития России от 26 декабря 2011 г. № 6143н.
Согласно Порядку организации и работы федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, ратифицированным приказом Минздравсоцразвития России от 17 ноября 2009 г. № 906н, жалобы граждан, которые проходят освидетельствование, на решения бюро медико-социальной экспертизы разбирает главное бюро. При условии принятия жалоб аргументированными главное бюро меняет либо аннулирует постановление бюро. Помимо этого, главное бюро осуществляет освидетельствование населения, которые обжаловали постановления бюро[31].
Жалобы граждан на постановления главных бюро разбирает Федеральное бюро медико-социальной экспертизы. При условии утверждения жалоб аргументированными Федеральное бюро меняет или аннулирует решения главных бюро и осуществляет освидетельствование граждан, которые обжаловали постановления главных бюро.
Имеются отдельные особенности обжалования заключений военно-врачебных комиссий.
Деятельность с обращениями населения в Минздравсоцразвитии России реализовывается согласно Административному регламенту Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по реализации государственной функции "Организация приема граждан, своевременного и совершенного разбора их обращений, обращенных в письменном или устном формате, вынесение по ним решений и направление ответов в определенный законодательством Российской Федерации срок", ратифицированным приказом Минздравсоцразвития России от 11 апреля 2011 г. № 293н. Этот Административный регламент заключает в себе сорок три пункта, систематизированных в пять разделов. Данные разделы отражают общие положения, требования к последовательности осуществления государственной функции, административным процессам, последовательности и формам контроля над реализацией государственной функции, последовательности обжалования действий (бездействия) и постановлений, исполняемых (принимаемых) в процессе реализации государственной функции.
Согласно ст. 65 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих разногласия по вопросам установления и выплаты пенсий военнослужащим, работникам правоохранительных органов и их родственникам, взимание чрезмерно осуществленных сумм разрешаются вышестоящими органами в последовательности подчиненности[32]. В Минобороны России таким органом выступает Комиссия Минобороны, заключающаяся из лиц структурных подразделений Министерства. В МВД России споры и жалобы решает Финансово-экономический департамент, в ФСБ России - Комиссия по спорным вопросам, в судебной структуре - Комиссия, заключающаяся из представителей Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Спорные вопросы пенсионного обеспечения в структуре прокуратуры РФ разрешаются Комиссией Генеральной прокуратуры.
В структуре ФСИН России разногласия по аспектам социального обеспечения анализируются разнообразными органами. Разногласия по исчислению выслуги лет в последовательности обжалования разбирает Центральная аттестационная комиссия, по исчислению денежного довольствия - Финансово-экономическое управление ФСИН, а прочие споры - также Финансово-экономическое управление.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры рассматриваются заявления, жалобы и прочие обращения, заключающие информацию о преступлении законов. Последовательность разрешения обращений населения регулируется Инструкцией о последовательности разбора и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры РФ, которая ратифицирована приказом Генерального прокурора РФ от 15 января 2003 г. № 3.
По каждому обращению в органе прокуратуры осуществляется одно из последующих действий: принятие к производству; передача на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; направление в иные органы; приобщение к ранее зачислившейся жалобе. Обращения населения считаются разрешенными и отстраняются с контроля, если изучены обозначенные в них вопросы, выполнены нужные меры, получены полные ответы согласно действующему законодательству и направлен письменный ответ[33].
Если по жалобе вынесен протест, предъявлен иск или употреблено другое средство прокурорского реагирования, заявителю говорится о том, где в дальнейшем он вправе приобрести сведения об итогах рассмотрения.
В Генеральной прокуратуре РФ, прокуратурах субъектов РФ, прокуратурах городов и районов осуществляется также прием граждан. Помимо этого, в каждой прокуратуре устанавливается ящик для заявлений и обращений, который располагается в приемной или в открытом для заявителей месте.
Следует отметить, что пенсионное законодательство может быть признано эффективным при определенных условиях: если оно распространяется на всех нуждающихся, социально уязвимых граждан; если в нем соблюдаются принципы равноправия и справедливости; если государство выполняет по отношению к гражданам взятые на себя обязательства, не допускает снижения уже достигнутого уровня социальных гарантий, обеспечивает уровень жизни нетрудоспособных, соответствующий прожиточному минимуму.
Конституция РФ гарантирует каждому гражданину право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом. Право на пенсионное обеспечение является одним из основных социально-экономических прав граждан и не должно нарушаться[34].
В случае нарушения прав пенсионного и социального обеспечения граждане Республики Крым граждане могут обращаться за внесудебной помощью в решении споров относительно нарушенных прав в сфере социального и пенсионного обеспечения, например к Уполномоченному по правам человека по Республике Крым. Так, в соответствии с Законом Республики Крым от 02.07.2014г.№ 25-ЗРК «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Крым», одной из основных задач Уполномоченного в его деятельности является содействие беспрепятственной реализации основных прав и свобод человека и гражданина, и всемерное содействие их восстановлению в случае нарушения государственными органами Республики Крым, органами местного самоуправления.
В 2016 году в Республике Крым продолжился рост количества обращений в защиту социальных прав граждан, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, пенсионеров, малоимущих и других граждан, нуждающихся в социальной поддержке государства. Представляется, что в такой ситуации чрезвычайно важна роль Уполномоченного по правам человека, профессионально осуществляющего защиту прав граждан от нарушений со стороны органов власти и местного самоуправления и их должностных лиц, одного из немногих институтов гражданского общества, оказывающего бесплатно правовую помощь.
Количество граждан, получающих пенсионные выплаты в органах Пенсионного фонда Республики Крым на 01 января 2017 года составляет 605 487 человек (на 40 107 получателя пенсии больше чем в 2016 г.). После проведенных индексаций средний размер пенсии по Республике Крым на 01.01.2017 г. – 11 460,49 руб., что на 313,30 руб. (2,8%) больше по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. – 11 147,19 руб. Однако размеры государственных пенсий растут медленнее, чем цены на продукты питания и услуги ЖКХ. Многим пенсионерам все еще не хватает средств на существование. Все это «толкает» пенсионеров на продолжение трудовой деятельность и после выхода на пенсию. Так, на 01 января 2017 года 125 557 пенсионеров продолжали работать. За 2016 год к Уполномоченному поступило 708 обращений по пенсионным вопроса, что составляет 15 % от общего количества обращений. Граждан волнуют различные вопросы, касающимися сферы пенсионного обеспечения. Главные из них: назначение льготных пенсий, несогласие с размерами начисленных пенсий, начисление пенсии не в полном объеме из-за отсутствия документов, подтверждающих страховой стаж граждан, жалобы из-за нерадивости чиновников органов пенсионного фонда[35].
Анализ обращений, поступающих Уполномоченному, результаты личных приемов населения позволили выявить проблемы пенсионного обеспечения граждан. К Уполномоченному неоднократно поступали обращения от граждан, которые не имели возможности получить пенсионные выплаты, из-за длительного ожидания пенсионного дела из Украины.
Например, к Уполномоченному за помощью обратилась жительница города Ялта, которая долгое время проживала в Крыму, но пенсию получала в Черкасской области. В связи с отсутствием ее выплатного дела, которое было затребовано более полутора лет назад и не поступило в органы пенсионного фонда, ей не выплачивали пенсию. После вмешательства Уполномоченного ей назначили социальную пенсию, до поступления дела, а после произвели перерасчет пенсионной выплаты на основании поступивших документов.
К Уполномоченному продолжают поступать обращения граждан с жалобами на отказ территориальных органов ГУ отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, в оформлении ЕДВ (ежемесячной денежной выплаты по инвалидности). Одним из оснований для отказа в начислении указанной выплаты, является временная регистрация на территории Республики Крым.
Так, заявитель Ч. в своем обращении указал, что сотрудниками территориального органа пенсионного фонда ему отказано в оформлении
данной выплаты в связи с тем, что в его паспорте гражданина РФ отсутствует штамп постоянной регистрации (заявитель имеет временную регистрацию).
Посчитав отказ необоснованным, Уполномоченный обратился в ГУ отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, в ходе проведенной проверки, был подтверждена необоснованность и незаконность отказа в удовлетворении заявления о назначении ЕДВ. Уполномоченным было рекомендовано ГУ отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым наладить взаимодействие с территориальными органами для оказания им консультативной помощи с целью повышения уровня их правовых знаний. В соответствии с п. 4 ст. 6.3 Федерального Закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» гражданин имеет право на выбор услуг в натуральном или денежном виде либо отказаться от них, подав соответствующее заявление до 1 октября текущего года[36].
В переходный период пенсионное обеспечение крымчан осуществлял Пенсионный Фонд Республики Крым, который был ликвидирован по окончанию указанного периода. При этом граждане, которым пенсионные выплаты были назначены, но по каким-либо причинам не были им выплачены до конца 2015 года, утратили возможность получить или взыскать в судебном порядке образовавшуюся задолженность в связи с отсутствием правопреемника у ликвидированного Пенсионного Фонда Республики Крым.
Отметим, что именно безответственность некоторых сотрудников Пенсионного Фонда Республики Крым привела к недостаточному информированию крымских пенсионеров о последствиях неполучения ими начисленной, но не выплаченной суммы пенсии. После единственной возможностью для граждан, не дополучивших пенсионные выплаты, являлось установление вины конкретных должностных лиц в административном или судебном порядке и последующее взыскание задолженности путем подачи в суд соответствующего иска о взыскании имущественного ущерба.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В итоге стоит отметить, что актуальность проводимого исследования раскрыта и поставленные задачи решены. В ходе работы выявлено, что особую значимость приобретает исследование особенностей правового регулирования отношений по оказанию государственной социальной помощи.
В трудных обстоятельствах перехода к рыночной экономике в особенности острыми выступают проблемы уровня жизни всего общества и социальной защиты граждан пожилого возраста, инвалидов, лиц оказавшихся в сложной жизненной ситуации, то есть тех слоев, которые не способны самостоятельно гарантировать себе достойный уровень жизни.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации – Российская Федерация является социальным государством. Данный факт говорит о том, что при любых структурных и системных реорганизациях экономики страны, главной целью ее политики выступает гарантирование значительных жизненных стандартов для большинства населения страны. Социальное государство призвано заботиться об образовании условий, гарантирующих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из главных направлений социальной политики государства выступает обеспечение социально гарантированных условий для жизнедеятельности граждан, то есть социальная защита общества и в особенности более уязвимых его слоев от отрицательного влияния рыночных отношений в экономике.
Социальное обеспечение – это один из методов разделения части государственных средств посредством предоставления гражданам материальных благ, для выравнивания их собственных доходов при условии наступления социальных рисков за счёт средств целевых финансовых источников. В объёме и на условиях жестко нормируемых социумом, государством для сохранения их полноценного общественного статуса.
Социальное обеспечение на протяжении долгого времени занимало и занимает одно из главных, обусловливающих мест в жизни государства и общества. Оно напрямую зависит от совершенствования экономики и теснейшим образом объединено с политикой и социальным благополучием населения труда и неработающих слоев общества.
Основным средством социальной защиты населения от бедности служит государственная социальная помощь. В настоящее время происходит ее становление в качестве обособленного, внутренне организованного образования в рамках государственной системы социального обеспечения.
За распространенностью преступности в области социального и пенсионного обеспечения стоят немалые просчеты в управлении делами государства и общества, малоразвитая экономическая и организаторская основы функционирования государственной и муниципальной службы, распространение психологии вседозволенности и допустимости применения любых средств для гарантирования своего благополучия, правовой нигилизм и нравственный цинизм. Положение дел во многом определено основательными моральными издержками в обществе. Серьезность преступности в области социального и пенсионного обеспечения бесспорна, ее размеры приобрели беспрецедентный характер и по количеству торгующих своими должностными полномочиями служащих и по количеству подкупающих их лиц и, в особенности, по пораженности коррупцией руководителей.
Поэтому внесудебные формы защиты нарушенных прав социального и пенсионного обеспечения особо актуальны, поскольку за счет них можно добиться более оперативного результата, чем через суд. Форма защиты является видом юридической деятельности, в которой протекают охранительные правоотношения. Среди внесудебных форм защиты нарушенных прав, выделяются непосредственная, общественная, управленческая и международная формы зашиты прав граждан. Во второй главе данного исследования был проведен более подробный анализ каждой из них.
Так же в итоге проведенного исследования, стоит отметить, что внесудебная защита социальных и пенсионных прав действительно работает в Российской Федерации и является эффективной, так изучив работу Уполномоченного по правам человека в Республики Крым было выявлено, что за прошедший год было решено более 1475 споров относительно нарушенных прав в сфере социального и пенсионного обеспечения, граждане получали оперативную и бесплатную помощь без судебного разбирательства. Данный факт подтверждает особую важность работы муниципальных и государственных органов в сфере внесудебного решения споров нарушенных прав социального и пенсионного обеспечения.