Взяточничество, его разграничение с коммерческим подкупом.
Термин "взяточничество" в широком смысле этого слова объединяет собой два самостоятельных, но тесно связанных друг с другом состава преступления - получение взятки (ст. 290 УК) и дачу взятки (ст. 291 УК)
Статья 290. Получение взятки
Получение взятки является одним из тяжких преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Его общественная опасность обуславливается тем, что получение взятки подрывает в глазах населения авторитет органов государственной власти, дискредитирует их деятельность.
В связи с вопросами, возникающими у судов при рассмотрении уголовных дел о взяточничестве, Пленум Верховного Суда РФ принял постановление № 24 от 9 июля 2013 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».
Непосредственным объектом рассматриваемого состава преступления выступают интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления, а также законные интересы граждан или организаций. По смыслу уголовного закона предмет взятки составляют: а) деньги; б) ценные бумаги; в) иное имущество; г) услуги имущественного характера, которые оказываются незаконно; д) иные имущественные права, предоставляемые взяткополучателю.
Получение должностным лицом различного рода услуг нематериального характера взяточничеством не признается. В соответствующих случаях такие действия можно оценивать как злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ).
Объективная сторона состава преступления состоит в получении должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника предмета взятки за один из следующих вариантов служебного поведения:
1) за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, входящие в служебные полномочия должностного лица (ч. 1 ст. 290 УК РФ);
2) за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но последний, в силу своего должностного положения, может способствовать таким действиям (бездействию) (ч. 1 ст. 290 УК РФ);
3) за общее покровительство или попустительство по службе должностным лицом взяткодателю или представляемых им лиц (ч. 1 ст. 290 УК РФ);
4) за незаконные действия (бездействие) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц (ч. 3 ст. 290 УК РФ).
В первом случае имеются в виду правомерные действия (бездействие) должностного лица, не нарушающие его служебных обязанностей, не выходящие за рамки его должностной компетенции, то есть деяния, на совершение (несовершение) которых в данном случае он имел право или обязанность.
Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны указанных должностных лиц, следует понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя. При этом судам следует иметь в виду, что использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.
Третьей формой использования служебного положения взяткополучателем является общее покровительство или попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью.
К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, не реагирование на его неправомерные действия.
Незаконные действия (бездействие) должностного лица, о которых говорится в ч. 3 ст. 290 УК РФ, выражаются в неправомерном поведении, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения. В этом случае действия (бездействие) должностного лица, совершенные за вознаграждение, находятся за пределом состава получения взятки и требуют самостоятельной правовой оценки. Если незаконные действия, совершаемые за взятку, являются преступными, то они должны квалифицироваться по совокупности с ч. 3 ст. 290 УК РФ и соответствующей статье УК РФ (например, злоупотребление должностными полномочиями, незаконное освобождение от уголовной ответственности, фальсификация доказательств).
Получение должностным лицом денег, ценных бумаг или других материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействие), которое оно не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество (ст. 159 УК РФ). Владелец ценностей в таких случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки, если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействие).
Если лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь это делать, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежит квалификации как покушение на дачу взятки.
По времени вручения выделяют два вида взяток:
а) взятка-подкуп, вручаемая до совершения должностным лицом желаемого для передающего определенные ценности деяния;
б) взятка-благодарность, которая передается после выполнения обусловленных действий.
Если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо он не возражал против этого и использовал служебные полномочия в пользу взяткодателя, то действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки.
Взятка может быть получена должностным лицом лично или через посредника, каковым признается лицо, которое, действуя по поручению взяткодателя или взяткополучателя, непосредственно передает предмет взятки. За посредничество во взяточничестве уголовная ответственность наступает по ст. 291¹ УК РФ.
Практике известны следующие завуалированные способы дачи и получения взятки: продажа дорогостоящего имущества за бесценок, преднамеренный проигрыш в карты, фиктивное зачисление на должность и систематическая выплата взяткополучателю зарплаты без фактического выполнения соответствующей работы. Если под видом должностного оклада за якобы выполненную работу должностному лицу выплачиваются государственные денежные средства, то содеянное требует дополнительной квалификации по ч. 2 ст. 160 УК РФ, как в отношении взяткодателя, так и взяткополучателя.
Получение взятки по законодательной конструкции сформулировано по типу формальных составов преступлений. Преступление признается оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки.
С субъективной сторонысостав получения взятки совершается умышленной виной, в виде прямого умысла. Уголовный закон не относит мотив и цель получения взятки к числу обязательных признаков, однако очевидно, что мотив совершения данного преступления корыстный.
Субъектом исследуемого состава преступления может быть:
1) должностное лицо;
2) иностранное должностное лицо. Под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия;
3) должностное лицо публичной международной организации. Под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.
Следует иметь в виду, что должностное лицо может и не обладать полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения может способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом либо получило взятку за общее покровительство или попустительство по службе. В приговоре необходимо указать, в чем конкретно выразились такие действия (бездействие).
Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере образует квалифицированный состав рассматриваемого преступления, ответственность за которое установлена в ч. 2 ст. 290 УК РФ.В соответствии с примечанием 1 к ст. 290 УК РФ значительным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей.
Особо квалифицированный состав рассматриваемого преступления (ч. 4 ст. 290 УК РФ) образует получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно должность главы органа местного самоуправления.
В ч. 5 ст. 290 УК РФ установлен уголовно-правовой запрет на совершение деяний, предусмотренных ч. 1-3 ст. 290 УК РФ, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Взятку надлежит считать полученной группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовало два и более должностных лица, заранее договорившихся о совместном совершении данного преступления. Если в получении взятки группой лиц по предварительному сговору участвует частное лицо либо государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, содеянное этими лицами рассматривается как соучастие в получении взятки.
Под организованной группой понимается устойчивая группа как минимум из двух должностных лиц, созданная для многократного получения взятки. В нее могут входить лица, не являющиеся должностными; их действия должны квалифицироваться по ст. 33 и п. «а» ч. 4 ст. 290 УК РФ;
б) с вымогательством взятки. Под вымогательством взятки понимается требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий (бездействия), которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина. Вымогательство может быть выражено в завуалированной форме, когда виновный прямо не требует дать взятку, но умышленно ставит гражданина в условия, когда тот вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его интересов. Если должностное лицо угрожает совершением законных действий, вымогательства взятки не будет (например, не является вымогательством взятки требование следователя дать взятку под угрозой возбуждения уголовного дела по факту действительно имевшего место преступления);
в) в крупном размере. В соответствии с примечанием 1 к ст. 290 УК РФ крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающиесто пятьдесят тысяч рублей.
По ч. 6 ст. 290 УК РФ наступает уголовная ответственность за совершение деяний, предусмотренных ч. 1-4 ст. 290 УК РФ, если они совершены в особо крупном размере (когда сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав превышает один миллион рублей).
Статья 291. Дача взятки
Непосредственным объектом заявленного состава преступления выступают интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления, а также законные интересы граждан или организаций. Предмет преступления составляют: а) деньги; б) ценные бумаги; в) иное имущество; г) услуги имущественного характера, которые оказываются безвозмездно, но подлежат оплате; д) иные имущественные права, предоставляемые взяткополучателю. В качестве адресата взятки выступают: 1) должностное лицо; 2) иностранное должностное лицо; 3) должностное лицо публичной международной организации.
Объективная сторонаисследуемого состава преступления заключается в общественно опасных действиях по передаче взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника.
Взятка может быть передана не только лично, но и через посредника. При этом следует различать действия взяткодателя, представляющего интересы физического либо юридического лица, от посредничества во взяточничестве (ст. 291¹ УК РФ). Отличие состоит в том, что посредник передает взятку, действуя от имени и за счет имущества взяткодателя, тогда как взяткодатель, передающий незаконное вознаграждение в пользу представляемого им лица, использует в качестве взятки принадлежащее ему или незаконно приобретенное им имущество.
По законодательной конструкции состав дачи взятки сконструирован как формальный. Преступление признается оконченным в момент принятия соответствующим должностным лицом хотя бы части взятки. Если передача ценностей не состоялась по причинам, не зависящим от взяткодателя (например, должностное лицо отказалось взять деньги), содеянное образует покушение на дачу взятки.
С субъективной сторонысостав дачи взятки совершается умышленной формой вины, в виде прямого умысла. Мотивы и цели совершения преступления могут быть различными.
В качестве субъекта состава дачи взятки может оказаться любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Квалифицированный состав рассматриваемого преступления образует дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере (ч. 2 ст. 291 УК РФ). Значительным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей.
В ч. 3 ст. 291 УК РФ установлен уголовно-правовой запрет на дачу взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника за совершение заведомо незаконных действий (бездействие). Под незаконными действиями взяткополучателя понимаются неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершаются вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения.
При склонении должностного лица к использованию своих служебных полномочий для совершения преступления, действия взяткодателя квалифицируются по совокупности преступлений как дача взятки (ч. 3 ст. 291 УК РФ) и соучастие (чаще всего подстрекательство) в преступлении, которое совершил взяткополучатель. Так, следователь прокуратуры К. получил 500 долларов США от отца Б., привлеченного к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 162 УК РФ, за уничтожение некоторых доказательств, подтверждающих вину Б. Взяткодатель был привлечен к ответственности по ч. 3 ст. 291, ст. 33 и ч. 3 ст. 303 УК РФ (фальсификация доказательств по уголовному делу об особо тяжком преступлении).
В ч. 4 ст. 291 УК РФ установлен уголовно-правовой запрет на совершение деяний, предусмотренных ч. 1-3 ст. 291 УК РФ, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в крупном размере. В соответствии с примечанием 1 к ст. 290 УК РФ крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающиесто пятьдесят тысяч рублей.
По ч. 6 ст. 290 УК РФ наступает уголовная ответственность за совершение деяний, предусмотренных ч. 1-4 ст. 291 УК РФ, если они совершены в особо крупном размере (когда сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав превышает один миллион рублей).
В соответствии с примечанием к ст. 291 УК РФ лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если:
1) оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления;
2) имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица;
3) лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
Решая вопрос об освобождении от уголовной ответственности лица, сообщившего органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки должностному лицу, следует иметь в виду, что сообщение должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. Не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о даче взятки стало известно органам власти. Освобождение взяткодателя от уголовной ответственности по мотивам добровольного сообщения им о совершении преступления не означает отсутствие в действиях этих лиц признаков состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки. Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства.
Не образуют состав преступления, предусмотренный ст. 291 УК РФ, действия лица, в отношении которого были заявлены требования о даче взятки, если до передачи ценностей оно добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело либо осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Передача имущества, предоставление имущественных прав, оказание услуг имущественного характера в этом случае производились под контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В таких случаях деньги и другие ценности, переданные в качестве взятки, подлежат возвращению их владельцу.