Административный процесс: понятие, особенности.

Любая юридическая деятельность государственного органа неза­ висимо от его вида характеризуется определенным порядком, уста­ навливаемым правовыми предписаниями, и реализуется в различного рода действиях. Это обусловливает наличие у данного вида государст­ венной деятельности процессуальной формы. Российское законодательство регулирует несколько видов юриди­ ческого процесса: конституционный, гражданский, уголовный, адми­ нистративный, бюджетный и др. Вместе с тем в российском праве от­ сутствует легальное определение административного процесса. Нет единообразной концепции административного процесса и в правовой литературе. Обобщая имеющиеся в науке взгляды, можно выделить широкое и узкое понимание административного процесса. Узкое, или «юрисдикционное», понимание административного процесса рассматривает его как порядок разрешения административ­ но­деликтных споров, применения различного рода мер администра­ тивного принуждения, включая меры административной ответствен­ ности. Такое понимание административного процесса отождествляет его с административно­юрисдикционным процессом. 194 Раздел III. Реализация компетенции субъектами исполнительной власти Широкое понимание, или так называемая управленческая (про‑ цедурная) концепция, состоит в определении административного процесса в качестве порядка осуществления всего государственного управления. В этом случае административный процесс представляет собой урегулированную административно­правовыми нормами дея­ тельность органов (должностных лиц) исполнительной и судебной (по отдельным категориям дел) власти. Широкий подход к понятию административного процесса разде­ ляется в настоящее время большинством российских исследователей. Понимая административный процесс в широком аспекте, можно выделитьследующие его особенности:

1) административный процесс представляет собой вид юридиче­ ского процесса, закрепляющего порядок реализации материальных административно­правовых норм, а также норм иных отраслей права;

2) являясьюридической формой реализации преимущественно исполнительной власти, административный процесс характеризуется управленческой природой;

3) административный процесс представляет собой правопримени­ тельную деятельность органов и должностных лиц исполнительной власти и судебную деятельность по рассмотрению отдельных катего­ рий административных дел и дел об административных правонаруше­ ниях;

4) в отличие от других видов юридического процесса администра­ тивный процесс охватывает более широкий круг отношений. Если уголовный и гражданский процессы регулируют судебный порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел, то административный процесс наряду с судебным порядком рассмотрения отдельных кате­ горий административных дел регулирует также внесудебный порядок рассмотрения индивидуальных дел органами и должностными лица­ ми органов исполнительной власти; 5) структура административного процесса включает три вида про­ изводств — административно­процедурный процесс; административ­ но­юрисдикционный процесс; административное судопроизводство;

6) административный процесс реализуется различными субъекта­ ми административно­процессуальной деятельности, к которым отно­ сятся все субъекты административного права: физические лица и ор­ ганизации;

7) административный процесс включает как процедурную (пози­ тивную) деятельность, так и юрисдикционную (негативную).

Проце­ дурная деятельность — это порядок позитивного управления, осуще­ ствляемого органами государственной власти и местного самоуправ­ ления, заключающийся в обеспечении реализации законных прав и интересов граждан и юридических лиц. Юрисдикционная деятель­ ность представляет собой процессуальную деятельность по примене­ нию различных мер административного принуждения;

8) в отличие от иных видов процессуальных отношений (уголов­ но­процессуальных, гражданско­процессуальных, регулируемых со­ ответственно УПК РФ и ГПК РФ) регулирование административно­ процессуальных отношений осуществляется нормативными правовы­ ми актами разного уровня, включая федеральные нормативные акты, нормативные акты субъектов Федерации и органов местного само­ управления;

9) административный процесс основан на ряде основопологаю­ щих положений — принципов, среди которых можно выделитьта­ кие, как законность; гласность; ведение дела на национальном язы­ ке; презумпция достоверности; равенство всех перед законом и орга­ ном, разрешающим дело; беспристрастностьи обоснованность; запрет злоупотребления правом; экономичностьи эффективность процесса и др

Можно выделить следующие специфические признаки административного процесса.

1. Административный процесс — вид юридического процесса, обладающий всеми признаками, присущими последнему (властный характер деятельности; регламентация деятельности юридическими процессуальными нормами; деятельность целевая, сознательная, направленная на достижение определенных юридических результатов и оформля­емая в документах).

2. Представляет собой часть управленческой (исполнительно-распорядительной) деятельности, подлежащей правовой регламентации.

3. Является нормативно установленной формой упорядочения правовых документов (актов субъектов публичной власти: государственных и муниципальных органов исполнительной власти, Банка России). Понятие управленческого (исполнительно-распорядительного) процесса значительно шире понятия административного процесса и включает в себя наряду с правовыми и неправовые (организационные, материально-технические) отношения. Многие правовые управленческие отношения не подвергаются процессуальному регулированию.

4. Связан с материальным административным правом и является совокупностью последовательных действий для реализации этих норм. В ходе осуществления административного процесса появляются отношения, регулируемые нормами административно-процессуального права и получающие характер административно-процессуальных правоотношений. Соотношение материальных и процессуальных правоотношений следует рассматривать как единство формы и содержания.

5. Состоит из множества видов процесса и производств, отличающихся друг от друга характером дел и регламентируемых специальными административно-процессуальными нормами (например, лицензионно-разрешительное производство, производство по обращениям граждан, регистрационное производство и т.д.).

Например, по стадиям административные производства разделяются на: 1) административное расследование (проверка жалобы, анализ правового акта и т.п., в процессе которых идет сбор и анализ информации); 2) принятие акта (постановление, решение); 3) стадия исполнения; 4) производство по жалобам; 5) исполнительное производство; 6) дисциплинарное производство.

Основные особенности административного процесса: а) является специфическим способом осуществления публичной исполнительной власти; б) обладает динамическим характером и определенной последовательностью; в) это деятельность, с помощью которой достигается юридический результат и которая проходит в сфере функционирования публичной власти.

Сложность структуры административного процесса обусловлена объемом, охватывающим различные сферы исполнительной власти и многочисленные категории индивидуаль­но-конкретных дел.

Многообразие процессуальных форм, в которых реализуется управленческая деятельность органов исполнительной власти, определяется тем, что в административном порядке разрешаются дела по применению соответствующих правовых норм почти всех отраслей материального права (исключение — уголовное право).

Наши рекомендации