Административный процесс: понятие и виды.

Понятие «административный процесс» трактуется расширительно: оно охватывает две обобщающие видовые группы административно-процессуальных производств — юрисдикционные и процедурные, от­ражающих процессуальную сторону деятельности соответствующих органов и должностных лиц по реализации задач и функций исполни­тельной власти. Каждый вид производства представляет собой установ­ленный законом порядок разрешения индивидуально определенных адми­нистративных дел или вопросов в целях обеспечения законности и госу­дарственной дисциплины. Однако между юрисдикционными и проце­дурными производствами имеются отличия по предмету и последстви­ям производства (см. схему 15).

Для юрисдикционных производств характерно то, что они носят пра­воохранительный характер и заключаются в рассмотрении и разреше­нии органами исполнительной власти (а в некоторых случаях — суда­ми) административно-правовых споров и в правовой оценке поведе­ния их участников, а также в применении к виновным при негативной оценке их поведения мер государственного принуждения (мер наказа­ния и иных мер воздействия).

К видам юрисдикционного производства относятся: производство по делам об административных правонарушениях; дисциплинарное производство; производство по делам о возмещении в административ­ном порядке материального ущерба; производство по жалобам; произ­водство по различным спорам, касающимся прав физических и юри­дических лиц в сфере исполнительной власти. Спор такого рода обыч­но возникает по инициативе управляемой стороны, которая считает, что ее права или интересы нарушаются или ущемляются действиями другой стороны административно-правового отношения.

Процедурное производство выражается в том, что органы исполни­тельной власти, решая при отсутствии административного спора опре­деленные вопросы в пределах своей компетенции, обязаны соблюдать специальные процессуальные правила. Именно бесспорность решае­мого вопроса прежде всего отличает процедурное производство от юрисдикционного; результатом процедурного производства является не применение мер государственного принуждения, а выдача органами исполнительной власти соответствующих разрешений, издание инди­видуальных правовых актов, с помощью которых обеспечивается нор­мальная работа органов управления, удовлетворение прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Видами административно-процедурных производств являются: лицензионно-разрешительиое производство; регистрационное произ­водство; производство по принятию правовых актов управления; дру­гие виды производств организационно-процедурного характера.

Стадии административного процесса:

· анализ ситуации (фиксация информации в виде протоколов, справок, схем, отчетов);

· принятие решения (приказ, постановление, инструкции);

· исполнение решения.

44.Содержание и принципы административного процесса.

Административный процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций.

Признаки административного процесса:

· разновидность юридического процесса;

· представляет собой разновидность властной деятельности субъектов государственного управления;

· обеспечивает условия для реализации материальных норм административного права;

· целью процесса является достижение определенных юридических результатов и разрешения управленческих дел;

· результаты административного процесса (как промежуточные, так и окончательные) закрепляются в официальных актах (документах);

· регламентируется административно-процессуальными нормами, которые в совокупности образуют самостоятельный институт административного права;

· обладает определенным строением.

Принципы административного процесса – основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность:

· принцип законности;

· принцип процессуального равенства означает равенство сторон независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения;

· принцип материальной истины – решение, принятое в рамках административного процесса, должно основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения;

· принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать во всех стадиях процесса в соответствии с имеющимся процессуальным статусом;

· принцип гласности – административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса;

· принцип национального языка. Участники процесса, не владеющие языком, на котором он отправляется, обеспечиваются услугами переводчика;

· принцип быстроты (оперативности) – административный процесс должен отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определенных законом;

· принцип экономичности – административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты по его отправлению;

· принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее исполнение процесса – органы государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушение административно-процессуальных норм, проявленный при этом бюрократизм и волокиту.

· Исполнительная власть может реализовываться только в ка- ких-либо действиях, в совокупности составляющих деятельность по государственному управлению. Законодателя не может интересовать лишь вопрос о том, что могут делать исполнительные органы. Немаловажно и то, как они это делают.

· Административный процесс — это порядок осуществления государственно-управленческой деятельности, совокупность последовательных действий, совершаемых в целях реализации норм административного права.

· Среди ученых существуют разные мнения по поводу того, какое содержание имеет административный процесс.

· Сторонники первой точки зрения в содержание административного процесса включают совокупность всех действий, совершаемых исполнительными органами для реализации возложенных на них задач. Представляется, что такой подход приемлем с социологической точки зрения, однако с точки зрения юридической он является не совсем корректным: дело в том, что одни действия, совершаемые исполнительными органами, не регламентированы нормами права и не имеют юридического значения, а потому не входят в предмет изучения науки права. Другие же действия исполнительных органов получили достаточное правовое регулирование. Необходимо отметить, что административный процесс отличается большой пестротой нормативных актов, его регулирующих. К ним относятся и Конституция РФ, конституции, ус- тавы субъектов Федерации, регулирующие некоторые процедурные вопросы деятельности правительств, администраций; законодательные акты (например, КоАП РФ, регламентирующий производство по делам об административных правонарушениях, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»).

· Однако основная масса административно-процессуальных норм содержится в ведомственных нормативных актах (например, порядок рассмотрения жалоб граждан в каком-либо органе, основы делопроизводства и др.). Одним словом, нормативный материал разрознен, единые правила административного процесса отсутствуют.

· Существует другой подход к определению содержания административного процесса. В соответствии с ним предметом административно-процессуального права может быть только юрисдикционная деятельность, т. е. деятельность по разрешению административно-правовых споров, споров между сторонами регулируемых административным правом общественных отношений, которые возникают в связи со сложившимся у одной стороны впечатлением, что ее права и обязанности нарушены. Такие споры могут возникать как между исполнительными органами, так и между исполнительным органом и управляемым субъектом. Такие споры разрешаются в рамках производства по делам об административных правонарушениях, производства по жалобам граждан и юридических лиц, а также согласительных процедур.

45.Стадии административного процесса.

Стадия – самостоятельная часть последовательно совершаемых процессуальных действий или операций, которая в сравнении с общими задачами имеет свои особенности, касающиеся сторон этого процесса, их прав и обязанностей, процессуальных сроков, действий и характера оформляемых процессуальных документов.

Стадии административного процесса:возбуждение административного дела; его расследование и направление материалов по подведомственности; рассмотрение дела компетентным органом (должностным лицом) и принятие постановления; факультативная – обжалование и опротестование постановления, его пересмотр; обязательное исполнение постановления, вынесенного по делу.

Возбуждение дела об административном правонарушении является и процессуальным действием, и юридическим фактом возникновения административно-процессуальных отношений. Может быть по инициативе как уполномоченного органа (лица), так и гражданина (например, подача жалобы). Основанием для возбуждения дела является совершение административного проступка и наличие нормы, предусматривающей ответственность, о чем составляется протокол.

В процессе административного расследования реализуются такие процессуальные действия, как сбор и фиксация доказательств, оформление протокола о возбуждении административного дела, решение вопроса о приостановлении или прекращении производства. Определены и меры обеспечения производства по делам, в частности: административное задержание; личный досмотр и досмотр вещей; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством и освидетельствование на состояние опьянения.

Рассмотрение дела об административном правонарушении – основная стадия административного производства, в рамках которой проявляются черты юрисдикционной административно-процессуальной деятельности.

По каждому делу законом определены процедура подготовки, порядок и сроки его рассмотрения. Дела об административных правонарушениях рассматриваются по подведомственности, как правило, в присутствии правонарушителя. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, или потерпевшим в вышестоящий орган исполнительной власти или в судебном порядке. Обжалование возможно и в органы прокуратуры. Подача жалобы и принесение прокурором протеста, как правило, приостанавливают исполнение постановления до рассмотрения жалобы или протеста.

Жалоба на постановление подается в течение 10 суток и рассматривается в десятидневный срок. Жалоба на постановление об административном аресте рассматривается в течение суток с момента подачи жалобы.

Порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях является важной гарантией соблюдения прав граждан, привлекаемых к административной ответственности. Цель исполнения постановлений состоит в практической реализации административного наказания, назначенного правонарушителю.

46.Субъекты административного процесса.

Субъекты административного процесса лица, участвующие в управленческом процессе, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью.

Административно-процессуальная правосубъектность - основанная на административно-процессуальных нормах способность лица быть субъектом административного процесса.

Административно-процессуальная правосубъектность включает в себя административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.

Административно-процессуальная правоспособность - способность лица иметь в силу административно-процессуальных норм субъективные права и юридические обязанности.

Административно- процессуальная дееспособность - способность лица, установленная административно-процессуальными нормами, ϲʙᴏими действиями реализовать субъективные права и юридические обязанности в административном процессе.

Виды субъектов административного процесса:

  1. физические лица (граждане, почетные граждане, лица с двойным гражданством, граждане СНГ (кроме РФ), иностранные граждане, лица без гражданства);
  2. государственные органы, предприятия и учреждения;
  3. государственные служащие;
  4. общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения;
  5. служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований.

Субъекты административного процесса могут выступать в процессе в следующих качествах:

  • субъекта, возбудившего управленческое дело;
  • субъекта, полномочного рассматривать (разрешать) управленческое дело и принимать другие юридически властные решения, определяющие движение административного дела;
  • стороны административного процесса;
  • третьего лица, т. е. лица, заявившего самостоятельное требование на предмет спора;
  • уполномоченного представителя;
  • лица, привлекаемого к административной, дисциплинарной ответственности;
  • лица, защищающего права и интересы других лиц;
  • лица, содействующего отправлению административного процесса.

47.Обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях.

Наши рекомендации