Организация и компетенция МЧС (по ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Положению о МЧС от 11.07. 2004 г.)
На Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ (МЧС России) в соответствии с Положением о нем, утвержденным Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868, возложены функции по выработке
и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, управлению, координации, контролю и регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Особенность компетенции данного министерства в том, что на него возложены функции и полномочия, характерные как для федеральных министерств, так и федеральных служб.
Свою деятельность МЧС России осуществляет непосредственно и через входящие в его систему: территориальные органы; Государственную противопожарную службу (в составе которой федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов РФ), спасательные воинские формирования МЧС России, Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России, аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, военизированные горноспасательные части, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России; а также через представителей МЧС России в составе представительств РФ при международных организациях.
Для решения гуманитарных задач за пределами Российской Федерации из части сил системы МЧС России создан российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.
Территориальные органы МЧС России подразделяются на:
а) органы, центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
б) органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ.
Для промышленных объектов, деятельность которых связана с повышенной опасностью производства, постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 675 «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» введено обязательное декларирование безопасности промышленных объектов независимо от их организационно-правовой формы. В декларации обосновываются безопасность проекта и действующего промышленного объекта, определяются характер и масштабы опасности технологических процессов, предусматриваются меры по обеспечению безопасности производства, населения, окружающей среды, регламентируются действия персонала в аварийных ситуациях.
Положением о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547, определены группы населения, проходящие обязательную подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также основные задачи и формы обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях.
Координация, контроль и методическое руководство подготовкой населения возложены на МЧС России.
Особенности управления вызываются именно чрезвычайными ситуациями и необходимостью их ликвидации. Так, при чрезвычайных ситуациях Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным законом, может ввести на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, принять решение о привлечении к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.
МЧС России в этих условиях осуществляет разнообразные функции, в том числе руководство работами по ликвидации крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций; координацию деятельности государственных и муниципальных органов организаций по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф; контроль за осуществлением мероприятий в этой области; формирование и доставку гуманитарной помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций.
В целях реализации на пострадавшей территории при органе исполнительной власти субъекта РФ и органе местного самоуправления создается орган, призванный специально решать задачи в этой области, возглавляемый руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления.
Полномочия органов государственной власти, в том числе МЧС России, можно подразделить на две группы: а) те, которые осуществляются в нормальных условиях и направлены на предупреждение чрезвычайных ситуаций; б) те, которые реализуются в чрезвычайных ситуациях и при ликвидации их последствий.