Организация и компетенция МЧС (по ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Положению о МЧС от 11.07. 2004 г.)

На Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ (МЧС России) в соответствии с Положением о нем, утвержденным Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868, возложены функции по выработке

и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, управлению, координации, контролю и регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Особенность компетенции данного министерства в том, что на него возложены функции и полномочия, характерные как для федеральных министерств, так и федеральных служб.

Свою деятельность МЧС России осуществляет непосредственно и через входящие в его систему: территориальные органы; Государственную противопожарную службу (в составе которой федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов РФ), спасательные воинские формирования МЧС России, Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России, аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, военизированные горноспасательные части, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России; а также через представителей МЧС России в составе представительств РФ при международных организациях.

Для решения гуманитарных задач за пределами Российской Федерации из части сил системы МЧС России создан российский нацио­нальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.

Территориальные органы МЧС России подразделяются на:

а) органы, центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

б) органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ.

Для промышленных объектов, деятельность которых связана с повышенной опасностью производства, постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 675 «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» введено обязательное декларирование безопасности промышленных объектов независимо от их организационно-правовой формы. В декларации обосновываются безопасность проекта и действующего промышленного объекта, определяются характер и масштабы опасности технологических процессов, предусматриваются меры по обеспечению безопасности производства, населения, окружающей среды, регламентируются действия персо­нала в аварийных ситуациях.

Положением о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547, определены группы населения, проходящие обязательную подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также основные задачи и формы обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях.

Координация, контроль и методическое руководство подготовкой населения возложены на МЧС России.

Особенности управления вызываются именно чрезвычайными ситуациями и необходимостью их ликвидации. Так, при чрезвычайных ситуациях Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным законом, может ввести на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, принять решение о привлечении к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.

МЧС России в этих условиях осуществляет разно­образные функции, в том числе руководство работами по ликвидации крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций; координацию деятельности государственных и муниципальных органов организаций по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф; контроль за осуществлением мероприятий в этой области; формирование и доставку гуманитарной помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций.

В целях реализации на пострадавшей территории при органе исполнительной власти субъекта РФ и органе местного самоуправления создается орган, призванный специально решать задачи в этой области, возглавляемый руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления.

Полномочия органов государственной власти, в том числе МЧС России, можно подразделить на две группы: а) те, которые осуществляются в нормальных условиях и направлены на предупреждение чрезвычайных ситуаций; б) те, которые реализуются в чрезвычайных ситуациях и при ликвидации их последствий.

Наши рекомендации