Административные полномочия сотрудников полиции и служащих войск национальной гвардии Российской Федерации.

На основе и в соответствии с федеральными законами «О полиции» (ст. 14—21), «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ст. 24—30) и КоАП РФ (ст. 23.3) и иным федеральным законодательством в целях выполнения своих задач и обязанностей, возложенных законом на полицию и внутренние войска, их сотрудники имеют право на применение необходимых административно-предупредительных и контрольно-предупредительных мер (таких как временное запрещение или ограничение движения транспорта на определенных участках, использование транспортных средств организаций и граждан для проезда к месту чрезвычайных обстоятельств, различного рода осмотры, досмотры, блокирования и оцепление зданий и другие меры), участие в реализации административно-восстановительных мер (например, при сносе самовольно возведенных строений, при административном выселении лиц), применение мер административного пресечения и обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, а также применение мер административных наказаний к лицам, виновным в совершении административных правонарушений.

Сотрудники полиции и военнослужащие внутренних войск имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на них обязанностей.

Применять имеющиеся на вооружении полиции и внутренних войск специальные средства (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, принудительной остановки транспорта, водометы и бронемашины, специальные окрашивающие средства, электрошоковые устройства) возможно в случаях: отражения нападения на граждан и сотрудников органов

внутренних дел, пресечения оказываемого им сопротивления; задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление; доставления задерживаемых лиц в полицию, конвоирования и охраны задержанных, а также лиц, подвергнутых административному аресту и заключенных под стражу; освобождения насильственно удерживаемых лиц; захвата зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков; пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи и организаций; остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции остановиться; выявления лиц, совершающих или совершивших преступления. Перечень специальных средств, состоящих на вооружении полиции и внутренних войск, а также правила их применения устанавливаются Правительством РФ. Сотрудники органов внутренних дел имеют право применять табельное огнестрельное оружие лично или в составе подразделения в установленных законом случаях.

В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; освидетельствование, в том числе медицинское, на состояние опьянения (в том числе алкогольного); задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод и др. (см. гл. 27, ст. 27.1—27.19 КоАП РФ).

Согласно ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ МВД России установило Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденный приказом МВД России от 5 мая 2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию». Эти лица имеют право осуществлять административное задержание в соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ.

регулирующего и управля­ющего воздействия государства на общезначимые функции соци­альных субъектов, включая экономическую и социокультурную, определить границы объекта в данном случае представляется крайне затруднительным. Государственная национальная политика представляет собой этническую политику или политику в сфере

Административный надзор: понятие, виды, органы, осуществляющие административный надзор (по ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», «О пожарной безопасности», Положению о Госавтоинспекции МВД РФ и др. законодательству).

Адм.надзор это особый вид деят~ти спецуполномоченных гос.органов исполнит.власти и их должностных лиц в отношении организационно не подчиненных органов,орг~ций, должностных лиц и гр~н по поводу исполнения ими общеобязательных правил,норм,стандартов и т.д.с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления порядка и привлечения к адм.ответственности,один из способов обеспечения законности и дисциплины в сфере управления. Виды адм.надзора

:1.в отношении неопределенного круга физ и юр.лиц,независимо от их ведомственной подчиненности,за соблюдением ими опред.правил(поведение в обществ.местах)

.2.в отношении определенного круга гр~н,должностных лиц, юр.лиц и по конкретным вопросам(соблюдение правил приобретения,хранения и использования огнестрельного оружия).

3.персонифицированный адм.надзор,осуществляется органами внутр.дел в отношении некоторых гр~н,освобожденных из мест лишения свободы.

Стадии адм.надзора:

1.предварительный:анализ инф~ции об объекте,разработка и доведение до объекта правил его функционирования.

2.текущий: Систематическое наблюдение, проверки.

3. Заключительный: выявление тенденций, разработка предложений.-

мЕтоды осуществления административного надзора:

1) постоянное наблюдение;2) периодические проверки;3) обследование поднадзорного объекта;4) истребование и анализ документов;

5) изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в средствах массовой информации о нарушениях законности в сфере государственного управления.

Административный надзор осуществляют:

• специальные федеральные надзоры (Роспотребнадзор, Росздравнадзор,…);

• государственные инспекции, входящие в состав федеральных органов исполнительной власти (инспекции, наделенные надведомственными полномочиями: Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России, Государственный противопожарный надзор МЧС России и др.).

Полномочия органов, осуществляющих административный надзор:получение информации; применение мер административного предупреждения; применение мер административного пресечения; привлечение к административной ответственности; регистрация и учет; выдача разрешений (лицензий); нормотворчество.

точки зрения профессора Котюргина, административный надзор делится на общий и специальный.

Общий административный надзор- это наблюдение органов исполнительной власти, наделенных специальными полномочиями, за точным исполнением гражданами и должностными лицами предприятий, учреждений и организаций законов и основанных на них подзаконных нормативных актов.

Применительно к полиции под общим административным надзоромпонимается систематическое наблюдение органов, подразделений и сотрудников полиции за точным соблюдением гражданами и должностными лицами законов и подзаконных актов, регулирующих общественный порядок, в целях предупреждения, пресечения их нарушений, выявления, а также обеспечения привлечения к ответственности виновных или принятия к ним мер общественного воздействия.

Специальный надзорорганов внутренних дел распространяется на две категории объектов:

- на граждан, представляющих для органов внутренних дел определенный интерес ввиду своей противоправной деятельности (ставятся на учет, находятся под контролем и т.д.);

- на объекты разрешительной системы (огнестрельное оружие, стрелковые тиры, склады с взрывчатыми материалами и пр.). Надзор за данными объектами необходимо осуществлять ввиду их значительной общественной опасности.

Федеральную таможенную службу (ФТС России), которая находится в ведении Правительства РФ. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор, ранее — санэпиднадзор) — федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в России. Осуществляет санитарно-эпидемиологический контроль и прочие близкие функции. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) является федеральным органом исполнительной власти и находится в ведении Правительства Российской Федерации . Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) — федеральный орган исполнительной власти (1992—2004), осуществлявший соответствующее нормативное регулирование, специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности, а также в пределах своей компетенции в области использования и охраны недр.

79. Понятия и общая социально-правовая характеристика сферы юстиции как объекта государственного управления. Система Министерства юстиции РФ и компетенция органов и учреждений юстиции.

Традиционно к сфере юстиции относится государственная деятельность судов по осуществлению правосудия, организационное обеспечение судебной деятельности, а также сопровождающие правосудие и способствующие ему другие виды юридической деятельности — адвокатура, судебно-экспертные учреждения, органы записи актов гражданского состояния (ЗАГС), нотариат и некоторые другие органы и учреждения.

Современное, более широкое понимание понятия «сфера юстиции», вытекающее из конституционного принципа построения в Российской Федерации правового государства, наряду с вышеперечисленными видами деятельности включает в себя ряд основных направлений реализации правовой политики государства через систему органов и учреждений юстиции, которые обеспечивают реализацию государственной политики в сфере юстиции путем: участия в правовом обеспечении нормотворческой деятельности; осуществления государственной регистрация ведомственных нормативных актов; проведения государственной регистрация актов гражданского состояния; регулирования сферы правового обслуживания; обеспечения судебной деятельности; контроля за исполнением законодательства; правовой информатизации; руководства системой органов и учреждений юстиции; развития судебно-экспертных, научных и образовательных учреждений юстиции.

Развитие правовой сферы государства, происходящие изменения, заключающиеся в усилении роли как Мин­юста России, так и органов и учреждений, находящихся в его сфере, расширили функции организаций юстиции в реализации правовой политики государства.

Судебная система. Особое и определяющее место в сфере юстиции занимает судебная власть, осуществляемая судами и судьями посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Судебную систему РФ составляют федеральные суды (Конституционный Суд РФ, федеральные суды обшей юрисдикции — от Верховного Суда РФ до районного суда, а также военные и специализированные суды; арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специали­зированные арбитражные суды — в настоящее время это только Суд по интеллектуальным правам; Дисциплинарное судебное присутствие) и суды субъектов РФ — конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. При этом вся судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Для выражения интересов судей как носителей судебной власти образуется судейское сообщество, членами которого являются все судьи федеральных судов и судов субъектов РФ, формирующие в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» органы судейского сообщества: Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектов РФ; Совет судей РФ; советы судей субъектов РФ; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей РФ; квалификационные коллегии судей субъектов РФ; Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи; экзаменационные комиссии субъектов РФ по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.

В Верховном Суде РФ формируются общее собрание судей Верховного Суда РФ и Совет судей Верховного Суда РФ, полномочия, порядок формирования и деятельности которых регулируются положением, принимаемым общим собранием судей Верховного Суда РФ.

Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции возложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ, который согласно Федеральному закону от 8 января 1998 г. № 7‑ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» является федеральным государственным органом, осуществля­ющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей. Обеспечение деятельности Верховного Суда РФ осуществляется аппаратом этого суда.

Судебный департамент, а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ и создаваемые им органы учреждения образуют систему Судебного департамента. Структура Судебного департамента включает в себя: главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов; главное управление обеспечения деятельности военных судов; главное финансово-экономическое управление; управление государственной службы и кадрового обеспечения; контрольно-ревизионное управление; управление делами; управление капитального строитель

ства, эксплуатации зданий и сооружений; отдел учебных и образовательных учреждений; отдел международно-правового сотрудничества.

Судебный департамент организационно обеспечивает деятельность органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества; управляет органами и учреждениями Судебного департамента; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей, взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов; разрабатывает научно-обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов; организует проведение научных исследований в области судебной деятельности и финансирует их; принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей; организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, и работников аппаратов судов; взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов; и ряд других функцио­нальных полномочий, перечисленных в ст. 6 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации». Судебный департамент возглавляет Генеральный директор Судебного департамента, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ. Материальное и социальное обеспечение ему предоставляется на условиях, установленных для федерального министра. Работники аппарата Судебного департамента и работники органов и учреждений Судебного департамента являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания в соответствии с федеральным законодательством.

Органами Судебного департамента в субъектах РФ являются управления (отделы) Судебного департамента, которые подчиняются Генеральному директору Судебного департамента и подотчетны совету судей субъекта РФ. Управление (отдел) Судебного департамента осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъекта РФ, а также финансирование мировых судей.

Управление (отдел) Судебного департамента осуществляет подбор кандидатов на должности судей в соответствии с требованиями Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»; организует и обеспечивает работу экзаменационной комиссии по ­приему квалификационного экзамена на должность судьи; ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; осуществляет финансирование районных судов и квалификационной коллегии судей в субъекте РФ; принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей и членов их семей; организует материальное и социальное обеспечение судей район

ных судов, в том числе пребывающих в отставке, и работников аппаратов районных судов и некоторые другие функцио­нальные полномочия.

Управление (отдел) Судебного департамента возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, советом судей субъекта РФ, а также с органами государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом этого субъекта РФ.

Деятельность верховного суда республики, краевого, областного, районного суда организационно обеспечивает администратор соответствующего суда, который назначается на должность и освобождается от должности начальником главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов по представлению председателя соответствующего суда, а администратор районного суда — начальником управления (отдела) Судебного департамента по представлению председателя районного суда.

На администратора суда возложены функции по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний; обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда; информационно-правовому обеспечению деятельности суда, организации ведения судебной статистики, делопроизводства, работы архива и некоторые другие.

Кроме судебной деятельности, к сфере юстиции в традиционном понимании этого термина и понятия относятся также адвокатская и нотариальная деятельность, организационное руководство которыми со стороны государства имеет свои специфические особенности.

Адвокатура. В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63‑ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатская деятельность — это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессио­нальной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном этим законом, физическим и юридическим лицам (доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Адвокатская деятельность не является предпринимательской и не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая: работниками юридических служб организаций, а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления; участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями; нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессио­нальной деятельности. Адвокатом является лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым советником по правовым вопросам.

Адвокатура является профессио­нальным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Адвокатура дей

ствует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также равноправия адвокатов. Закон предусматривает различные формы организации адвокатской деятельности и адвокатуры. Формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация, которые адвокат выбирает самостоятельно. Он лишь обязан в установленном законом порядке уведомить совет адвокатской палаты об избранной форме адвокатского образования и месте осуществления адвокатской деятельности.

Органами внутрикорпоративного самоуправления профессио­нальным сообществом адвокатов выступают: адвокатские палаты субъектов РФ, собрания (конференции) адвокатов, советы адвокатских палат, ревизионные комиссии адвокатских палат, квалификационные комиссии, Федеральная палата адвокатов РФ, Всероссийский съезд адвокатов, Совет Федеральной палаты адвокатов.

Адвокатская палата субъекта РФ является некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта РФ. Адвокатская палата не вправе осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью. Образуется адвокатская палата учредительным собранием (конференцией) адвокатов и подлежит государственной регистрации, осуществляемой на основании решения учредительного собрания (конференции) адвокатов согласно федеральному законодательству о государственной регистрации юридических лиц. На территории субъекта РФ может быть образована только одна адвокатская палата, которая не вправе образовывать свои структурные подразделения, филиалы и представительства на территориях других субъектов РФ. Образование межрегио­нальных и иных межтерриториальных адвокатских палат не допускается.

Высшим органом адвокатской палаты субъекта РФ является собрание адвокатов. Если численность адвокатской палаты превышает 300 человек, высшим органом адвокатской палаты является конференция адвокатов. Собрание (конференция) адвокатов созывается не реже одного раза и год и считается правомерным, если в его работе принимают участие не менее двух третей членов адвокатской палаты (делегатов конференции).

Совет адвокатской палаты является коллегиальным исполнительным органом адвокатской палаты, избирается собранием (конференцией) адвокатов тайным голосованием в количестве не более 15 человек из состава членов адвокатской палаты. Собрание (конференция) адвокатов обновляет состав совета один раз в два года не менее чем на одну треть. Совет адвокатской палаты избирает из своего состава президента адвокатской палаты сроком на четыре года и по его представлению одного или нескольких вице-президентов сроком на два года, определяет полномочия президента и вице-президентов; определяет нормы представительства на конференцию; принимает решения о создании по представлению органов государственной власти субъекта РФ юридических консультаций; направляет адвокатов для работы в юридических консультациях; финансирует деятельность юридических консультаций и работающих в них адвокатов; опреде

ляет порядок выплаты вознаграждения за счет средств адвокатской палаты адвокатам, оказывающим юридическую помощь российским гражданам бесплатно; представляет адвокатскую палату в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и в иных организациях; защищает социальные и профессио­нальные права адвокатов; осуществляет и некоторые иные предусмотренные законодательством функцио­нальные полномочия.

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью адвокатской палаты и ее органов избирается ревизионная комиссия из числа адвокатов, сведения о которых внесены в регио­нальный реестр соответствующего субъекта РФ.

Для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов создается квалификационная комиссия сроком на два года в количестве 13 человек по следующим нормам представительства: 1) от адвокатской палаты — семь адвокатов. При этом адвокат — член комиссии должен иметь стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет; 2) от территориального органа юстиции — два представителя; 3) от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ — два представителя, которые не могут быть депутатами, государственными или муниципальными служащими. Порядок избрания указанных представителей и предъявляемые к ним требования, определяются законами субъектов РФ; 4) от верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа — один судья; 5) от арбитражного суда субъекта РФ — один судья. Председателем квалификационной комиссии является президент адвокатской палаты по должности.

Федеральная палата адвокатов РФ является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатских палат субъектов РФ. Образуется она Всероссийским съездом адвокатов. Образование других организаций и органов с функциями и полномочиями Федеральной палаты адвокатов не допускается. Устав Федеральной палаты адвокатов принимается Всероссийским съездом адвокатов.

Федеральная палата адвокатов как орган адвокатского самоуправления создается в целях представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, местного самоуправления, координации деятельности адвокатских палат, обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи. Решения Федеральной палаты адвокатов и ее органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех адвокатских палат и адвокатов. Федеральная палата адвокатов подлежит государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законодательством о государственной регистрации юридических лиц.

Высшим органом Федеральной палаты адвокатов является Всероссийский съезд адвокатов, созываемый не реже одного раза в два года. Всероссийский съезд адвокатов принимает устав Федеральной палаты адвокатов и кодекс профессио­нальной этики адвоката; формирует состав совета

Федеральной палаты адвокатов, утверждает единую норму представительства от адвокатских палат на Всероссийский съезд адвокатов; утверждает смету расходов на содержание Федеральной палаты адвокатов и штатное расписание ее аппарата и осуществляет иные функции, предусмотренные уставом Федеральной палаты адвокатов.

Коллегиальным исполнительным органом Федеральной палаты адвокатов является Совет Федеральной палаты адвокатов, избираемый Всероссийским съездом адвокатов тайным голосованием в количестве 36 человек и обновляемый один раз в два года не менее чем на одну треть.

Совет Федеральной палаты адвокатов избирает из своего состава президента Федеральной палаты адвокатов сроком на четыре года и по его представлению трех вице-президентов сроком на два года, определяет полномочия президента и вице-президентов; координирует деятельность адвокатских палат, защищает социальные и профессио­нальные права адвокатов; осуществляет иные функции, предусмотренные уставом Федеральной палаты адвокатов.

Нотариат. Во многом аналогично с организацией адвокатской деятельности и адвокатуры, тоже на принципах корпоративного самоуправления, действуют нотариальные палаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой.

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденными Верховным Советом РФ 11 от февраля 1993 г. № 4462-1, нотариальные действия от имени Российской Федерации осуществляют нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

Нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессио­нальное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Членами нотариальной палаты могут быть также лица, получившие или желающие получить лицензию на право нотариальной деятельности. Нотариальные палаты образуются в каждом субъекте РФ.

Нотариальная палата представляет и защищает интересы нотариусов, оказывает им помощь и содействие в развитии частной нотариальной деятельности, организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса, и повышение профессио­нальной подготовки нотариусов, возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов, организует страхование нотариальной деятельности.

Высший орган нотариальной палаты — собрание ее членов. При голосовании члены нотариальной палаты, являющиеся нотариусами, занимающимися частной практикой, обладают правом реша­ющего голоса, а помощники и стажеры нотариуса — правом совещательного голоса. Руководят нотариальной палатой избранные собранием правление и президент нотариальной палаты. Полномочия собрания, правления и президента регламентируются уставом нотариальной палаты.

Федеральная нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессио­нальное объединение нотариальных палат субъектов РФ, основанное на их обязательном членстве. Феде

ральная нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою деятельность на принципах самоуправления в соответствии с уставом и федеральным законодательством. Федеральная нотариальная палата осуществляет координацию деятельности нотариальных палат, представляет их интересы в органах государственной власти и управления, учреждениях и организациях; обеспечивает защиту социальных и профессио­нальных прав нотариусов, повышение их квалификации и иные предусмотренные законодательством функцио­нальные полномочия.

Высшим органом Федеральной нотариальной палаты является общее собрание представителей нотариальных палат субъектов РФ. Руководят Федеральной нотариальной палатой избранные тайным голосованием правление и президент Федеральной нотариальной палаты. Полномочия собрания, правления, президента регламентируются уставом Федеральной нотариальной палаты.

Будучи корпоративными самоуправляющимися системами в сфере юстиции, адвокатура и нотариат являются в то же время и объектами государственного административно-правового регулирования со стороны государственных органов исполнительной власти, прежде всего Минюста России и его территориальных органов.

312.2. Система Министерства юстиции РФ
и компетенция органов и учреждений юстиции

Министерство юстиции РФ (Минюст России) в соответствии с Положением о нем, утвержденным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313, осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, а также правоприменительные функции и функции по контролю в сфере некоммерческих организаций, включая политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, по контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству РФ, по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.

Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ, а Правительство РФ координирует деятельность этого Министерства и его взаимоотношения с другими федеральными органами исполнительной власти.

Основными задачами Минюста России являются: обеспечение прав и законных интересов личности и государства; обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности; обеспечение установленного порядка деятельности судов; обеспечение исполнения актов судебных и других органов; обеспечение исполнения уголовных наказаний. Для решения этих задач Минюст России наделен всеми необходимыми функцио­нальными полномочиями, осуществляемыми во взаимодействии с функцио­нальными структурами аппарата Минюста России, а также действующими в его системе Федеральной службой судебных приставов и Федеральной службой исполнения наказаний.

Одной из приоритетных сфер Минюста России является его участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности, и в том числе в законодательном процессе, осуществляемое на основе планов законопроектной деятельности Президента РФ и Правительства РФ.

Основные направления законопроектной деятельности Минюста России — это разработка проектов, планов законопроектной деятельности Президента РФ и Правительства РФ, планирование законопроектной деятельности Министерства; контроль за исполнением планов законопроектной деятельности; методическое обеспечение подготовки федеральными органами исполнительной власти законопроектов; разработка законопроектов; участие в подготовке законопроектов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти; сопровождение законопроектов в палатах Федерального Собрания РФ.

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ Минюст России самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности; обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию своей деятельности.

На Минюст России возложено осуществление мониторинга <

Наши рекомендации