Государственная служба: понятие и система по ФЗ от 14.05.2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации».

На уровне Конституции РФ установлена система органов государ­ ственной власти, предназначенных для выполнения определенного вида государственной деятельности на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; выделяются к тому же иные виды государственной деятельности, производные от этих ветвей, в первую очередьобщегосударственный контроль.

Второй уровеньсвязан с учреждением системы органов внутри каждой ветви государственной власти и вида государственной деятельности. На­ пример, для осуществления законодательной власти в РФ учреждено Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат — Государствен­ ной Думы и Совета Федерации, а в каждом субъекте РФ учреждается свой законодательный (представительный) орган государственной Глава 8. Правовые основы государственной службы 127власти (областная, краевая дума и т. п.). Однако учреждение не озна­ чает создание жизнеспособного органа: его необходимо сформиро­ вать, а это третий уровень организации государственной деятельно­ сти, связанный с наполнением государственного органа кадрами — лицами, замещающими государственные должности, государствен­ ными служащими и иным персоналом.

На четвертом уровне происхо­ дит организация государством работы кадрового состава государст­ венных органов, в первую очередь, его ядра — государственных слу­ жащих, на которых возложена основная нагрузка по обеспечению реализации функций и полномочий соответствующих органов. На данном уровне, собственно, и происходит процесс организации госу­ дарственно­служебной деятельности как элемента единого механизма организации государственного аппарата с выделением различных звеньев государственной службы, предназначенных для выполнения различных задач и функций государства (государственной граж­ данской, военной и правоохранительной службы). Таким образом, государственная служба как организационно­правовая категория за­ вершает процесс организации государственной деятельности. Без го­ сударственной службы функционирование государственного аппара­ та невозможно, поскольку его работа проявляется в деятельности го­ сударственных служащих. Государственная служба как организационно­правовая категория содержательно включает в себя ряд взаимосвязанных элементов:

а) правовое регулирование государственно‑служебной деятельности, т. е. принятие федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие виды государствен­ но­служебной деятельности (законов о государственной гражданской службе, о службе в органах внутренних дел, о судебных приставах и т. д.), в которых в общем виде устанавливаются функции, права и обязанности государственных служащих, организационные и право­ вые формы и методы их деятельности без конкретизации по отдель­ ным должностям государственной службы); б) структурную и финансовую организацию государственно‑служеб‑ ной деятельности, в том числе установление предельной штатной чис­ ленности, предельного размера ассигнований на содержание штата и учреждение должностей государственной службы в структуре аппара­ та органов государственной власти с определением в должностных регламентах квалификационных требований к их замещению, прав и обязанностей лиц, их замещающих;

в) комплектование кадрового состава государственного органа по­ средством прохождения претендентами на замещение вакантных 128 Раздел II. Субъекты административного права должностей государственной службы различных процедур их замеще­ ния;

г) процесс осуществления государственно‑служебной деятельности, т. е. прохождение государственной службы личным составом государ­ ственных органов, направленное на реализацию компетенции соот­ ветствующего органа. Как правовой институт государственная служба представляет со­ бой совокупностьправовых норм, регулирующих комплекс однород­ ных общественных отношений, возникающих в связи с государствен­ ной организацией служебной деятельности и практической реализа­ цией компетенции государственных служащих. Следует иметьв виду, что эти нормы регламентируют не только административные правоот­ ношения, но и иные — трудовые, финансовые, гражданско­правовые и уголовные. Однако боYльшая часть правоотношений в сфере государ­ ственно­служебной деятельности регулируется нормами администра­ тивного права, которые в совокупности образуют административно­ правовой институт государственной службы. Его составляют нормы, устанавливающие правовые основания, условия и порядок поступле­ ния на службу, способы замещения должностей, порядок прохожде­ ния службы, основания и порядок прекращения государственно­слу­ жебных отношений

Наши рекомендации