Понятие государственного служащего. Категории и группы должностей государственной службы по действующему законодательству.

По роду своей профессио­нальной работы и сферам деятельности все служащие делятся по сферам экономической, социально-культурной и административно-политической деятельности.

По видам государственной деятельности все федеральные государственные служащие в Реестре государственных должностей государственной службы разделены по соответствующим органам государственной власти, специализированным на осуществлении различных видов государственной деятельности:

а) служащие представительных (законодательных) органов государственной власти — Федерального Собрания (Совета Федерации, Государственной Думы) РФ, служащие общегосударственной контрольно-надзорной власти (Центральной избирательной комиссии РФ, Счетной палаты РФ, Прокуратуры РФ);

б) служащие органов государственной судебной власти (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и федеральных судов общей юрисдикции);

в) служащие органов государственной исполнительной власти (Правительства РФ, министерств и других центральных органов исполнительной власти, а также их территориальных органов). Аналогично по видам государственной деятельности классифицируются и государственные служащие субъектов РФ.

По функцио­нально-должностным признакам и полномочиям, отражающим роль каждого служащего в осуществлении функций органа, в котором они состоят на службе, они делятся на три большие группы:

1) руководящий состав (руководители);

2) основной состав (специалисты);

3) вспомогательно-обслуживающий персо­нал.

Все лица, замещающие должности государственной службы всех ее разновидностей, нанимаются государством через представителя нанимателя — руководителя государственного органа, лица, замещающего государственную должность, либо представителя указанных руководителя или лица, осуществляющего полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ.

Должности государственной гражданской службы подразделяются на категории и группы. Подразделяются они на следующие четыре категории:

руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей.

Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на группы должностей: высшую, главную и ведущую должностей гражданской службы;

специалисты — должности, учреждаемые для про­фес­сио­нального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий. Должности категории «специалисты» подразделяются на группы должностей: высшую, главную, ведущую и старшую должностей гражданской служы;

обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий. Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на группы: главную, ведущую, старшую и младшую должностей государственной гражданской службы.

Далее, должности государственной гражданской службы подразделяются на следующие пять групп:

1) высшие; 2) главные; 3) ведущие; 4) старшие; 5) младшие должности государственной гражданской службы.

Для отдельных видов государственной службы в соответствии с федеральным законом вводятся другие виды квалификационных разрядов: воинские звания, иные специальные звания для работников правоохранительных органов, дипломатические ранги и т.д. Присвоение квалификационных разрядов действительных государственных советников РФ, государственных советников РФ (и соответствующих этому уровню других видов квалификационных разрядов) производится Президентом РФ.

Государственны44е должности в субъектах РФ также подразделяются на аналогичные по наименованию категории и классификационные группы государственных должностей.

Муниципальные должности в органах местного самоуправления также делятся на несколько категорий и классификационных групп, но по несколько иным критериям и основаниям, чем государственные должности:

1. выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов;

2. муниципальные должности муниципальной службы, замещаемые путем заключения трудовых договоров.

Особую и специфическую категорию служащих составляют должностные лица. Общим для всех отраслей права элементом характеристики понятия должностного лица можно считать наличие у него организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных полномочий. Но при этом в административном праве термин и понятие «должностное лицо» многозначны и относятся к нескольким видовым категориям служащих. В примечании к ст. 2.4 КоАП РФ дается определение должностного лица, «под которым в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти,т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации».

В служебно-дисциплинарных административно-правовых отношениях, связанных с применением к служащим мер поощрения и ответственности за служебные проступки, должностным лицом выступает не непосредственный начальник, а тот руководитель, который наделен правом назначения этого служащего на должность и увольнения. Начальников и руководителей у служащего может быть несколько, а должностное лицо, пользующееся правом применения мер поощрения и дисциплинарной ответственности, одно — тот руководитель, который наделен не просто какими-то распорядительными полномочиями, а правомочиями принимать на соответствующую должность и освобождать от должности.

Во внеслужебных отношениях с гражданами должностным лицом может выступать наделенный публичной властью (т.е. правом отдавать обязательные к исполнению указания не состоящим в его служебном подчинении лицам — гражданам) представитель государственной или муниципальной власти (сотрудник полиции, военнослужащий внутренних войск при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка, оперативные работники некоторых правоохранительных органов и др.).

Должностные лица многочисленных государственных контрольно-инспекционных органов (федеральных служб, государственных инспекций), пользующихся правом применения мер административного предупреждения, пресечения и административных взысканий, тоже составляют особую и специфичную группу государственных служащих — должностных лиц, исчерпывающий перечень которых дан в КоАП РФ

27. Классификация служащих по сферам и видам государственной деятельности и функционально-должностным признакам и полномочиям. Должностные лица.(ответ в пред вопросе)

В действующем законодательстве четко разграничены понятия «государственная должность» и «должность государственной служ­ бы». Федеральный законодатель отказался от употребления термина «государственная должностьгосударственной службы». Таким обра­ зом, должности государственной службы в настоящее время не явля­ ются разновидностью государственных должностей. Государственные должности РФ и государственные должности субъ‑ ектов РФ — это должности, устанавливаемые Конституцией РФ, фе­ деральными законами для непосредственного исполнения полномо­ чий федеральных государственных органов, и должности, устанавли­ ваемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных орга­ нов субъектов РФ. Лица, замещающие государственные должности, не имеют статуса государственных служащих. Согласно Сводному перечню государственных должностей Рос­ сийской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 11 ян­ варя 1995 г. № 32, к таковым отнесены должности Президента РФ, Председателя Правительства РФ и его заместителей, федеральных министров, Генерального прокурора РФ, Председателя Следственно­ го комитета РФ, Секретаря Совета Безопасности РФ, Председателя Счетной палаты, его заместителей и аудиторов, Председателя Цен­ трального банка РФ и др. В субъектах РФ также действуют сводные перечни государствен­ ных должностей данных субъектов РФ на основе Перечня типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации, 132 Раздел II. Субъекты административного права утвержденного Указом Президента РФ от 4 декабря 2009 г. № 1381. К ним относятся должности заместителей высшего должностного ли­ ца субъекта РФ, членов высших исполнительных органов государст­ венной власти субъектов РФ, председателей законодательных (пред­ ставительных) органов государственной власти субъектов РФ и депу­ татов этих органов, председателей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, их заместителей и судей, уполномоченных по правам человека (ребенка, коренных малочисленных народов) в субъек­ тах РФ, мировых судей и др. Принципиальное отличие государственных должностей от долж­ ностей государственной службы состоит в том, что первые учрежда­ ются для непосредственного исполнения полномочий государственных органов, т. е. министр непосредственно исполняет полномочия ми­ нистерства, судья — судебные полномочия и т. п. В свою очередь, должности государственной службы учреждаются для обеспечения ис‑ полнения полномочий РФ и ее субъектов, федеральных государствен­ ных органов и государственных органов субъектов РФ, а также лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ. Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ, законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ. Они могут рас­ пределяться по группам и категориям в соответствии с федеральны­ ми законами о видах государственной службы и законами субъек­ тов РФ о государственной гражданской службе субъектов РФ. В на­ стоящее время должности государственной службы распределены по категориям и группам только в системе государственной граж­ данской службы.

Категориями должностей государственной гражданской службы являются:

1) руководители — должности руководителей и заместителей руко­ водителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территори­ альных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместите­ лей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок пол­ номочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содейст­ вия лицам, замещающим государственные должности, руководите­ лям государственных органов, руководителям территориальных орга­ нов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионально­ го обеспечения выполнения государственными органами установлен­ ных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномо­ чий;

4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финан­ сово­экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятель­ ности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий. Должности государственной гражданской службы подразделяются на следующие группы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие. Законодательопределил соотношение категорий и групп должно­ стей.

Должности категорий «руководители» и «помощники (советни­ ки)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы.

Долж­ ности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы. Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и млад­ шую группы. Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должно­ стей федеральной государственной гражданской службы, являющие­ ся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, который утвержден Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574. В системе военной и правоохранительной службы должности госу­ дарственной службы классифицируются иначе. Например, должно­ сти в органах внутренних дел подразделяются на пятьвидов — долж­ ности высшего, старшего, среднего и младшего начальствующего со­ става, а также должности рядового состава, и по каждому виду должностей присваиваются свои специальные звания (по высшему начальствующему составу — генерал­лейтенант, генерал­майор, гене­ рал­полковник, генерал полиции и т. д.). Термин «должностные лица» часто упоминается в нормативных пра­ вовых актах, однако единого общеотраслевого определения понятия должностного лица не существует. Законодателем установлен ряд оп­ ределений данного понятия для целей привлечения к административ­ ной и уголовной ответственности, рассмотрения обращений граждан. Также имеются легальные дефиниции должностных лиц таможенных органов и органов местного самоуправления. В частности, в примеча­ 134 Раздел II. Субъекты административного права нии к ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо рассматривается как лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномо­ чиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделен­ ное в установленном законом порядке распорядительными полномо­ чиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно­распорядительные или административно­хозяйственные функции в государственных ор­ ганах, органах местного самоуправления, государственных и муници­ пальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других вой­ сках и воинских формированиях. Анализ данного и некоторых иных определений позволяет выде­ литьединые функциональные признаки, позволяющие рассматри­ ватьотдельных лиц, замещающих должности в государственных орга­ нах, органах местного самоуправления, государственных и муници­ пальных организациях, в качестве должностных.

Данные субъекты должны выполнятьодну из трех функций:

1) функции представителя власти, т. е. лица, наделенного распоря­ дительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в слу­ жебной зависимости от него. Речьидет, в частности, о должностных лицах органов внутренних дел, таможенных, налоговых, антимоно­ польных органов, органов по контролю за оборотом наркотиков и иных органов, которые вправе даватьобязательные для выполнения указания организационно не подчиненным им субъектам, применять к ним различные меры административного принуждения;

2) организационно‑распорядительные функции, под которыми следу­ ет пониматьполномочия, связанные с руководством трудовым кол­ лективом государственного органа, органа местного самоуправления, государственной или муниципальной организации (их структурных подразделений) или находящимися в их служебном подчинении от­ дельными работниками, с формированием кадрового состава и опре­ делением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т. п. К организационно­ распорядительным функциям относятся полномочия лиц по приня­ тию решений, имеющих юридическое значение и влекущих опреде­ ленные юридические последствия;

3) административно‑хозяйственные функции, в качестве которых надлежит рассматриватьполномочия должностного лица по управле­ нию и распоряжению имуществом и денежными средствами, находя­ щимися на балансе и банковских счетах органов власти, организаций, учреждений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуще­ствлению контроля за движением материальных ценностей, опреде­ лению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием). К таким должностным лицам следует отнести бухгалтера, главного бухгалтера, начальника финансово­экономической службы, службы материально­технического снабжения, заведующего складом или хранилищем и т. п

Наши рекомендации