Государственная служба: понятие и система по ФЗ от 14.05.2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации».
На уровне Конституции РФ установлена система органов государ ственной власти, предназначенных для выполнения определенного вида государственной деятельности на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; выделяются к тому же иные виды государственной деятельности, производные от этих ветвей, в первую очередьобщегосударственный контроль.
Второй уровеньсвязан с учреждением системы органов внутри каждой ветви государственной власти и вида государственной деятельности. На пример, для осуществления законодательной власти в РФ учреждено Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат — Государствен ной Думы и Совета Федерации, а в каждом субъекте РФ учреждается свой законодательный (представительный) орган государственной Глава 8. Правовые основы государственной службы 127власти (областная, краевая дума и т. п.). Однако учреждение не озна чает создание жизнеспособного органа: его необходимо сформиро вать, а это третий уровень организации государственной деятельно сти, связанный с наполнением государственного органа кадрами — лицами, замещающими государственные должности, государствен ными служащими и иным персоналом.
На четвертом уровне происхо дит организация государством работы кадрового состава государст венных органов, в первую очередь, его ядра — государственных слу жащих, на которых возложена основная нагрузка по обеспечению реализации функций и полномочий соответствующих органов. На данном уровне, собственно, и происходит процесс организации госу дарственнослужебной деятельности как элемента единого механизма организации государственного аппарата с выделением различных звеньев государственной службы, предназначенных для выполнения различных задач и функций государства (государственной граж данской, военной и правоохранительной службы). Таким образом, государственная служба как организационноправовая категория за вершает процесс организации государственной деятельности. Без го сударственной службы функционирование государственного аппара та невозможно, поскольку его работа проявляется в деятельности го сударственных служащих. Государственная служба как организационноправовая категория содержательно включает в себя ряд взаимосвязанных элементов:
а) правовое регулирование государственно‑служебной деятельности, т. е. принятие федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие виды государствен нослужебной деятельности (законов о государственной гражданской службе, о службе в органах внутренних дел, о судебных приставах и т. д.), в которых в общем виде устанавливаются функции, права и обязанности государственных служащих, организационные и право вые формы и методы их деятельности без конкретизации по отдель ным должностям государственной службы); б) структурную и финансовую организацию государственно‑служеб‑ ной деятельности, в том числе установление предельной штатной чис ленности, предельного размера ассигнований на содержание штата и учреждение должностей государственной службы в структуре аппара та органов государственной власти с определением в должностных регламентах квалификационных требований к их замещению, прав и обязанностей лиц, их замещающих;
в) комплектование кадрового состава государственного органа по средством прохождения претендентами на замещение вакантных 128 Раздел II. Субъекты административного права должностей государственной службы различных процедур их замеще ния;
г) процесс осуществления государственно‑служебной деятельности, т. е. прохождение государственной службы личным составом государ ственных органов, направленное на реализацию компетенции соот ветствующего органа. Как правовой институт государственная служба представляет со бой совокупностьправовых норм, регулирующих комплекс однород ных общественных отношений, возникающих в связи с государствен ной организацией служебной деятельности и практической реализа цией компетенции государственных служащих. Следует иметьв виду, что эти нормы регламентируют не только административные правоот ношения, но и иные — трудовые, финансовые, гражданскоправовые и уголовные. Однако боYльшая часть правоотношений в сфере государ ственнослужебной деятельности регулируется нормами администра тивного права, которые в совокупности образуют административно правовой институт государственной службы. Его составляют нормы, устанавливающие правовые основания, условия и порядок поступле ния на службу, способы замещения должностей, порядок прохожде ния службы, основания и порядок прекращения государственнослу жебных отношений