Правовой статус Президента Российской Федерации и его администрации в системе исполнительной власти России по Положению об Администрации Президента РФ от 6.04.2004 г.
Полномочия Президента Российской Федерации в системе государственной власти Конституция РФ (ст. 80) закрепляет государственноправовой ста тус Президента РФ как главы государства, гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент наделяется полно мочиями по принятию и реализации мер по охране суверенитета, не зависимости и государственной целостности России, обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов госу дарственной власти. Президент РФ организует функционирование всех ветвей государственной власти, координирует их взаимодейст вие, представляет государство внутри страны и в международных от ношениях.
В соответствии со ст. 84 Конституции РФ Президент в отношени ях с Государственной Думой осуществляет полномочия по назначе нию выборов Государственной Думы и ее роспуску на основании по ложений конституционных норм, закрепленных в ст. 109, 111, 117. Взаимоотношения Президента РФ с судебной властью и прокура турой закреплены в ст. 128, 129 Конституции РФ.
Президент пред ставляет для назначения Советом Федерации кандидатуры судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Генерального прокурора РФ и его заместителей; вносит в Совет Федерации пред ставление об освобождении от должности Генерального прокуро ра РФ и его заместителей; назначает на должностьсудей федеральных судов. По представлению Генерального прокурора, согласованному с субъектами Федерации, Президент назначает прокуроров субъек тов РФ и освобождает их от должности; назначает и освобождает от должности по представлению Генерального прокурора иных проку роров — военных и специализированных прокуратур. Президент обеспечивает в соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст.78) осуществление полномочий федеральной государственной вла сти на всей территории РФ, в том числе может использовать согласи тельные процедуры для разрешения разногласий между органами го сударственной власти Федерации и ее субъектов, а также между орга нами государственной власти субъектов РФ. Президент вправе приостанавливатьдействие актов субъектов Фе дерации, если они противоречат Конституции, федеральным зако нам, международным обязательствам России или нарушают права и свободы человека и гражданина. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти вы текают из его общих конституционных полномочий как главы госу дарства по вопросам внутренней политики, они характеризуются как государственноуправленческие. В соответствии с Конституцией РФ, федеральным конституционным и федеральным законодательством выделяются следующие направления реализации Президентом РФ полномочий в сфере исполнительной власти.
1. Полномочия государственнополитического характера по орга низации функционирования исполнительной власти в целом. Они включают: назначение с согласия Государственной Думы Председате ля Правительства РФ и принятие решения о его отставке, назначение на должностьи освобождение от должности заместителей Председа теля Правительства РФ, федеральных министров, право председа тельствовать на заседаниях Правительства РФ (п. «а»—«д» ст. 83 Кон ституции РФ).
2. Полномочия главы государства по вопросам системной органи зации исполнительной власти в России, включающие организацию системы и структуры федеральных органов исполнительной власти в соответствии со ст. 112 Конституции РФ и Законом о Правительст ве РФ. На основе Закона о Правительстве РФ (ч. 2 и 3 ст. 32) и Указа Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных ор ганов исполнительной власти» Президент РФ осуществляет руководство деятельностью ряда федеральных министерств (Минобороны России; МВД России; Минюста России; МИД России; МЧС России) и подведомственных им федеральных служб и агентств. Президент также руководит деятельностью самостоятельных федеральных служб и агентств (СВР России; ФСБ России; ФСО России и др.), распределяет и перераспределяет функции между органами ис полнительной власти, деятельностью которых он руководит, утверж дает положения о них, назначает руководителей и заместителей руко водителей этих органов. 3. Полномочия по введению на территории России или в отдель ных ее местностях чрезвычайного положения при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Госу дарственной Думе (ст. 88 Конституции РФ). Согласно Конституции РФ полномочия Президента по определе нию направления и содержания деятельности исполнительной власти охватывают:
определение основных направлений внутренней и внеш ней политики государства (ст. 80) посредством обращения к Феде ральному Собранию РФ с ежегодными посланиями о положении в стране (ст. 84);
внесение законопроектов в Государственную Думу по вопросам государственного управления;
осуществление руководства внешней политикой (ст. 86).
Кроме того, Президент является Верхов ным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (ст. 87). 94 Раздел II. Субъекты административного права В сфере обеспечения законности и государственной дисциплины Президент РФ наделен правом приниматьуказы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ (ст. 90). Во исполнение конституционных положений о том, что Прези дент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80), он наделен значительными полномочиями в области обороны, обеспечения порядка и безопасности внутри страны. Полномочия Президента РФ по обеспечению порядка и безопас ности включают также непосредственное подчинение ему ряда мини стерств и ведомств, отвечающих за порядок и безопасностьв стране: Минобороны России, МВД России, Минюста России, МЧС России, ФСБ России, ФСО России, СВР России и др. Важным средством и организующим звеном в компетенции Пре зидента по обеспечению порядка и безопасности является Совет Безопасности РФ. Президент формирует и возглавляет данное ведом ство (ст. 83 Конституции РФ) и руководит его деятельностью. Статус Совета Безопасности и порядок его работы определяются Положени ем о Совете Безопасности Российской Федерации.
Президентские полномочия осуществляются лично Президен том РФ. В то же время многогранностьработы Президента, широчай ший спектр его деятельности предполагают наличие специального органа, создающего условия для реализации Президентом его кон ституционных полномочий. Таким органом выступает Администра ция Президента РФ, являющаяся рабочим органом — аппаратом, со средоточившим значительный объем полномочий, необходимых для подготовки президентских решений и контроля за их реализацией. Современный статус президентской Администрации определен в Положении об Администрации Президента Российской Федерации как государственного органа, обеспечивающего деятельность Прези дента РФ. В состав Администрации входят: Руководитель Администрации и его заместители, пресссекретарь, помощники и полномочные пред ставители Президента в федеральных округах, палатах Федерального Собрания, Конституционном Суде, уполномоченные по защите прав предпринимателей, по правам ребенка, советники Президента и иные должностные лица Администрации; управления Президен та РФ; иные самостоятельные подразделения Администрации. Глава 6. Президент РФ, государственные органы исполнительной власти 95Администрация Президента РФ формируется Президентом в соот ветствии с п. «и» ст. 83 Конституции РФ для обеспечения всех направ лений его деятельности. В функции президентской Администрации входят:организация подготовки законопроектов для внесения их Пре зидентом в Государственную Думу в порядке законодательной ини циативы;
подготовка и представление Президенту РФ проектов ука зов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых Президен ту РФ документов;
обеспечение обнародования федеральных законов и иных документов, подписанных Президентом РФ;подготовка мате риалов для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Соб ранию РФ, для его программных выступлений; обеспечение деятель ности Совета Безопасности РФ, Государственного совета РФ и других совещательных и консультативных органов при Президенте РФ;
под готовка предложений Президенту РФ об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной вла сти; обеспечение взаимодействия Президента РФ с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профес сиональными союзами, организациями предпринимателей и торгово промышленными палатами;
обеспечение диалога со структурами гражданского общества, содействие их развитию и укреплению; кон трольисполнения федеральных законов (в части, касающейся полно мочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод че ловека и гражданина), указов, других решений Президента РФ;
подго товка предложений Президенту РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной вла сти;
содействие Президенту РФ в реализации его полномочий по кад ровым вопросам и др.
Администрация, реализуя свои функции, взаимодействует с пала тами Федерального Собрания РФ, Правительством РФ, Конституци онным Судом РФ, Верховным Судом РФ, иными судами, Генераль ной прокуратурой РФ, Следственным комитетом РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и их аппаратами, органами местного самоуправления, а также с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими, международными и ино странными организациями. Контроль за деятельностью федеральных и региональных органов исполнительной власти по реализации указов, распоряжений и иных решений Президента РФ, общенациональных проектов, ежегодных посланий, бюджетных посланий и иных программных документов Президента РФ согласно Указу Президента РФ от 8 июня 2004 г. 96 Раздел II. Субъекты административного права № 729 «Об утверждении Положения о Контрольном управлении Пре зидента Российской Федерации» осуществляет Контрольное управле ние Президента РФ. Для реализации своих задач и функций оно на делено полномочиями организационного, дисциплинарного и юрис дикционного характера. Широкие полномочия возложены на Управление Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров, которое на основа нии Указа Президента РФ от 4 декабря 2009 г. № 1382 «Об утверж дении Положения об Управлении Президента Российской Федера ции по вопросам государственной службы и кадров» обеспечивает реализацию Президентом РФ его полномочий по решению кадровых вопросов и по проведению государственной политики в области госу дарственной службы. В частности, Управление осуществляет подго товку и согласование проектов указов и распоряжений Президен та РФ по вопросам о досрочном прекращении полномочий высшего должностного лица субъекта Федерации; о назначении временно ис полняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Фе дерации.