Правительство Российской Федерации как высший орган исполнительной власти (ФКЗ от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве РФ».

Правительство Российской Федерации — высший орган государственной исполнительной власти Конституция РФ (гл. 6) закрепляет государственно­правовой ста­тус Правительства РФ как органа, осуществляющего исполнительную властьв России, детализирует основные направления его деятельно­ сти и формы реализации правительственных полномочий (ст. 112— 115). Правительство РФ как высший орган государственной исполни­ тельной власти возглавляет единую систему органов государственной исполнительной власти и обеспечивает осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России. С организационной точки зрения Правительство РФ — орган кол­ легиальный и постоянно действующий, который состоит из Предсе­ дателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных минист­ ров. Компетенция Правительства РФ как органа, правомочного решать вопросы государственного управления, отнесенные Конституци­ ей РФ и федеральными законами к ведению РФ, охватывает все об­ ласти и сферы государственного руководства. Правовую основу компетенции Правительства РФ составляют Конституция РФ, Закон о Правительстве РФ, федеральные законы и нормативные указы Президента. Компетенция Правительства РФ объединяет следующие направ­ ления его деятельности.

1. Организация общего управления федеральными органами ис­ полнительной власти (ст. 12 Закона о Правительстве РФ), включая руководство работой федеральных органов исполнительной власти, распределение между ними функций исполнительной власти и кон­ троль за их деятельностью, установление предельной численности ра­ ботников их аппаратов и размеров ассигнований на их содержание в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете, созда­ ние своих территориальных органов и др.

2. Решение задач по реализация внутренней и внешней политики государства, осуществлению исполнительно­распорядительной дея­ тельности в сферах экономики, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, социальной сфере, сферах науки, культуры, образования, обеспечения законности, прав и свобод граждан, борь­ бы с преступностью, обороны и государственной безопасности (ст. 13—21 Закона о Правительстве РФ).

3. В рамках федеративных отношений (централизации, децентра­ лизации) Правительство РФ по соглашению с органами исполни­ тельной власти субъектов РФ в соответствии с Конституций РФ, фе­ деральными конституционными и федеральными законами может передаватьим осуществление части своих полномочий. Правительст­ во РФ может также осуществлятьполномочия, переданные ему орга­ нами исполнительной власти субъектов РФ на основании соответст­ вующих соглашений. Высший орган исполнительной власти в целях обеспечения сочетания интересов РФ и ее субъектов по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в сфере осуществления ис­ полнительной власти координирует деятельность органов исполни­ тельной власти субъектов Федерации. Правительство РФ осуществ­ ляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ (ст. 44 Закона о Правительстве РФ). В развитие прин­ ципа единства системы исполнительной власти Правительство РФ обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов РФ, способст­ вует взаимодействию указанных органов. Правительство РФ в преде­ лах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Основу компетенции Правительства РФ составляют функции. На­ пример, осуществляя функции планирования и прогнозирования, Правительство РФ прогнозирует социально­экономическое разви­ тие РФ, разрабатывает и осуществляет программы развития приори­ тетных отраслей экономики. Для выполнения своих функций Правительство РФ призвано реа­ лизоватьсоответствующие полномочия. Полномочия Правительст­ ва РФ связаны с решением конкретных вопросов по реализации ис­полнительной власти, в частности решения по некоторым из них принимаются исключительно на заседаниях Правительства РФ. Со­ гласно ст. 28 Закона о Правительстве РФ оно полномочно рассматри­ ватьпроекты программ экономического и социального развития, свя­ занных с созданием свободных экономических зон; устанавливать номенклатуру товаров, в отношении которых применяется государст­ венное регулирование цен; устанавливатьобъемы выпуска государст­ венных ценных бумаг; рассматриватьпроекты программ приватиза­ ции федеральной государственной собственности; рассматривать во­ просы предоставления дотаций, субсидий, оказания иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета, а так­ же вопросы оказания финансовой поддержки на возвратной основе при сроке возврата более двух лет; рассматриватьвопросы приобрете­ ния государством акций. Заседания Правительства РФ (ст. 27 Закона о Правительстве РФ) проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры участвуют в заседаниях лично. Подготовка и проведение заседаний Правительства РФ осуществ­ ляются в соответствии с Регламентом Правительства РФ. Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ и на заседаниях Президиума Правительства РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их про­ тиворечия Конституции РФ, федеральным конституционным зако­ нам, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отме­ нены Президентом РФ (ст. 33 Закона о Правительстве РФ). Для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти реше­ ний, принятых Правительством РФ, образуется Аппарат Правитель­ ства РФ, действующий на основании соответствующего Положения. Аппарат Правительства РФ возглавляет Руководитель Аппарата Пра­ вительства РФ — Министр РФ





17. Понятие государственного органа исполнительной власти (государственного управления) и его компетенции.

Специфика органов государственного управления, их отличие от всех других государственных организаций заключается в содержании их деятельности, которая по своей сути и содержанию является управленческой исполнительно-распорядительной деятельностью, особенности последней отражаются в управленческой компетенции этих органов.

Легальное определение понятия компетенции органа государственной власти как совокупности полномочий органа государственной власти по предметам его ведения было впервые дано в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 119‑ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» (документ утратил силу). Полномочия органа государственной власти — это его права и обязанности в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий. Основы компетенции органов исполнительной власти и других управляющих субъектов закреплены в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов РФ и далее детализируются и конкретизируются в различных нормативных правовых актах — уставах, положениях, должностных инструкциях.

Компетенция любого органа исполнительной власти (как, впрочем, и любого другого субъекта управления) как достаточно сложное организационно-юридическое понятие включает в себя четыре обязательных элемента:

1. цели и задачи деятельности органа;

2. обеспечивающие решение этих задач функции управления;

3. полномочия или права и обязанности органа в осуществлении закрепленных за ним управленческих функций;

организационные и правовые формы и методы деятельности.

Цели и задачи — область должного, очерчивающая в общем плане отрасль, сферу, предмет деятельности органа (управление отраслью или сферой управления, осуществление контрольно-надзорной деятельности, рассмотрение дел об административных правонарушениях и т.д.).

Функции — содержательная характеристика управленческих действий, которые может, должен и обязан осуществлять соответствующий орган для достижения стоящих перед ним целей и задач, чем конкретно он должен заниматься.

Права и обязанности (или полномочия, правомочия) отражают, закрепляют и показывают пределы участия управляющего субъекта в осуществлении той или иной функции управления.

Организационные и правовые формы и методы деятельности как элементы компетенции органа отражают и закрепляют право и обязанность органа осуществлять определенные управленческие действия (разрешать, запрещать, контролировать и т.д.), принимать соответствующие акты управления (постановления, распоряжения, приказы, инструкции и др.), использовать в своей управленческой деятельности определенные методы воздействия (убеждение, принуждение, стимулирование).

Орган государственной исполнительной власти (орган государственного управления) как часть государственного аппарата представляет собой государственную организацию, наделенную управленческой компетенцией и осуществляющую задачи и функции государства посредством исполнительно-распорядительной деятельности

Понятие и основные звенья системы и структуры государственных органов исполнительной власти (по Конституции РФ и Указам Президента РФ от 9.03.04 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», от 21 мая 2012 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти»).

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установле но, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, т. е. федеральные органы исполнительной власти создают ся в трех организационноправовых формах, сочетание которых и об разует их систему. Основным критерием определения организацион ноправовой формы является характер компетенции, т. е. набор функций, разделяющихся на нормативнорегулятивные, конкретно регулятивные и контрольные.

Указом Президента определяется, что федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществ ляющим функции по выработке государственной политики и норма тивноправовому регулированию в установленной сфере деятельно сти, координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. Возглавляет министерст во федеральный министр.

Федеральная служба является федеральным органом исполнитель ной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в ус тановленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, обществен ной безопасности. Федеральная служба в пределах своей компетен ции издает индивидуальные правовые акты и может быть подведом ственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федераль ной службы. Федеральное агентство является федеральным органом исполни тельной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельно сти функции по оказанию государственных услуг, управлению госу дарственным имуществом и правоприменительные функции, за ис ключением функций по контролю и надзору.Федеральное агентствовозглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Оно может иметь статус коллегиального органа, может быть подведомст венно Президенту РФ. Федеральное агентство в пределах своей ком петенции издает правовые акты. Руководители федеральных органов исполнительной власти, дея тельность которых подчиняется непосредственно Президенту РФ, Глава 6. Президент РФ, государственные органы исполнительной власти 103и их заместители назначаются на должностьи освобождаются от должности Президентом РФ. Порядок взаимодействия между федеральными органами испол­ нительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, а также порядок их взаимодействия с иными феде­ ральными органами исполнительной власти устанавливаются Прези­ дентом РФ. Положения о федеральных органах исполнительной власти, руко­ водство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, утверж­ даются Президентом РФ.

Руководители федеральных служб, федеральных агентств, за ис­ ключением руководителей (их заместителей) федеральных служб, фе­ деральных агентств, руководство деятельностью которых осуществля­ ет Президент РФ, назначаются на должностьи освобождаются от должности Правительством РФ по представлению федеральных ми­ нистров, осуществляющих координацию и контрольдеятельности федеральных служб, федеральных агентств. Взаимоотношения федеральных министерств и находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осу­ ществления ими своих функций устанавливаются в положениях и регламентах органов исполнительной власти. Положения принима­ ются соответственно в виде постановлений Правительства РФ, а для органов, подчиненных непосредственно Президенту РФ, — его указа­ ми. Положение является актом, определяющим основные вопросы при создании органа: его наименование, структуру, вопросы руковод­ ства его деятельностью и подчиненность другим органам, порядок ре­ шения вопросов об образовании территориальных органов, кадровых вопросов. Основная рольположения — установление целей, задач, исчерпывающего перечня всех функций и основного объема полно­ мочий государственного органа, его правовых форм и методов дея­ тельности. В дальнейшем порядок работы органа регулируется его регламентом, принимаемым на основе положения. Для создания общей организационной основы порядка деятельно­ сти органов утверждены Типовой регламент взаимодействия феде­ ральных органов исполнительной власти и Типовой регламент внут­ ренней организации федеральных органов исполнительной власти. Регламенты федерального министерства, федеральной службы и федерального агентства разрабатываются ими на основе федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ, указанных типовых регламентов и положения о федеральном органе исполнительной 104 Раздел II. Субъекты административного права власти и утверждаются руководителем соответствующего федераль­ ного органа исполнительной власти. Кроме того, федеральными органами исполнительной власти раз­ рабатываются административные регламенты исполнения государст­ венных функций, административные регламенты предоставления го­ сударственных услуг и должностные регламенты гражданских госу­ дарственных служащих федерального органа исполнительной власти, содержащие последовательность действий по исполнению государст­ венных функций и нормативные сроки осуществления таких дейст­ вий. Все указанные регламенты, включая регламент федерального ор­ гана исполнительной власти, составляют административный регла­ мент федерального органа исполнительной власти. В регламент федерального органа исполнительной власти включа­ ются разделы, определяющие общие правила его деятельности и осо­ бенности организации осуществления полномочий, в том числе: по­ рядок планирования и организации работы; порядок подготовки и оформления решений и поручений руководителя федерального орга­ на исполнительной власти и его заместителей; порядок исполнения поручений в федеральном органе исполнительной власти; порядок деятельности и взаимодействия подразделений федерального органа исполнительной власти при осуществлении возложенных на них функций; порядок работы с обращениями граждан и организаций и разделы, регламентирующие другие вопросы. В регламент министер­ ства входит также порядок взаимодействия федерального министер­ ства и находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. На местах функции федеральных министерств, служб и агентств реализуют их территориальные органы, которые также входят в сис­ тему органов исполнительной власти РФ как элемент ее структуры. Эти органы (к ним относятся, например, Управление ФСБ по Сара­ товской области, Главное управление МЧС России по Саратовской области, Главное управление МВД России по Саратовской области, Государственная инспекция труда в Саратовской области и т. д.) осу­ ществляют свою деятельность под руководством соответствующих центральных органов федеральной исполнительной власти, а по во­ просам, входящим в компетенцию субъектов Федерации, — во взаи­ модействии с соответствующими органами исполнительной власти этих субъектов. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов производятся соответствующим центральным органом федеральной исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной Глава 6. Президент РФ, государственные органы исполнительной власти 105власти субъекта РФ. Теми же органами и в том же порядке произво­ дится назначение на должностьи освобождение от должности руко­ водителей территориальных органов управления.

Наши рекомендации