Виды антиинфляционной политики
· адаптационные меры (приспособление к инфляции) – индексация доходов, контроль за уровнем цен;
· ликвидационные (антиинфляционные) меры – активное снижение инфляции посредством экономического спада и роста безработицы.
Если указанные меры не помогают, то тогда государство будет вынуждено проводить денежную реформу.
Денежная реформа — это полное или частичное изменение денежной системы страны. Данные изменения могут осуществляться государством несколькими методами. Методы денежной реформы
· дефляция (от лат. de-flatio — выдувание) – сокращение денежной массы путем изъятия из обращения избыточных денежных знаков;
· деноминация (от лат. denominatio — переименование) – укрупнение денежной единицы путем обмена в определенной пропорции старых денежных знаков на новые;
· девальвация (от лат. de — приставка, означающая понижение, и valeo — стою) – уменьшение золотого содержания денежной единицы (при золотом стандарте) или снижение ее обменного курса по отношению к иностранным валютам;
· ревальвация (от лат. re — приставка, означающая возобновление, возврат, и valeo — стою) – повышение золотого содержания или валютного курса денежной единицы государства, т.е. процесс, противоположный девальвации;
нуллификация (от лат. nullificatio — уничтожение) – объявление старых обесценившихся денежных знаков недействительными, либо организация их обмена по очень низкому курс
Тема 12 Государственный бюджет
Важное звено финансовой системы.
Государственный бюджет – основной финансовый план государства на текущий год (утверждается парламентом, в РФ – Федеральным Собранием РФ).
Государственная бюджетная система РФ вкл. Федеральный бюджет. Бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.
Государственныйбюджет (от англ. budget — сумка, кошелек) — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.
Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Собрания РФ). По окончании финансового года Правительство Российской Федерации должно отчитаться об исполнении бюджета. Министерство финансов – проводит единую финансовую политику, организует и контролирует исполнение бюджета
Счетная палата РФ:
Осуществляет финансовый контроль в РФподотчетна в своей деятельности Федеральному собранию
Бюджет проходит 5 стадий своего процесса:
· Составление проекта бюджета
· Рассмотрение его проекта ГД и Советом Федерации Федерального Собрания, Счётной палатой РФ
· Утверждение бюджета
· Исполнение бюджета
· Составление отчёта об исполнении бюджета
Государственный бюджет - сводный план, отражающий доходы и расходы гос-ва, имеющий силу закона |
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ |
Деньги необходимо в определённом порядке и полностью собирать. |
Деньги необходимо эффективно и в полном объёме использовать по прямому назначению |
Деньги необходимо рационально распределять по различным сферам |
СТРУКТУРА ГБ
Расходная часть (статьи расхода) – показывает, на какие цели направляются денежные средства |
Доходная часть (статья дохода) - показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования всех сфер жизни общества, т.е. источники поступления денежных средств |
ИСТОЧНИКИ |
Государственные займы – государство одалживает деньги у граждан и хозяйственных организаций своей страны через продажу облигаций государственного займа. |
Займы у международных организаций |
Административно – управленческие расходы (содержание правительственных органов, органов юстиции и пр.) |
Затраты на хозяйственные нужды (капиталовложения в производство, дотации государственным предприятиям, осуществление государственных программ и пр.) |
Затраты на социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия и пр.) |
Расходы на оборону и материальное обеспечение внешней политики. |
Платежи по государственному долгу: внутреннему и внешнему. |
Эмиссия (выпуска) бумажных и кредитных денег |
НАЛОГИ |
Структура расходной части бюджета в развитых странах:
· социальные нужды (не менее 50% всех расходов);
· поддержание обороноспособности страны (примерно 20%);
· обслуживание государственного долга;
· предоставление дотаций предприятиям;
· развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение др.).
Структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики.
Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета. Здесь возможны три различных варианта:
Расходы равны доходам ГБ является сбалансированным. Это самое оптимальное состояние бюджета | Расходы больше¸ чем доходы ГБ является дефицитным | Доходы больше, чем расходы ГБ является профицитным |
Дефицит бюджета (когда необходимые расходы оказываются больше возможных доходов) приводит к тому, что не хватает денег для покрытия расходов, связанных с выплатой пенсий, стипендий, содержанием армии, школ и больниц и многими другими нуждами. Поэтому государство ищет источники покрытия бюджетного дефицита.
Источники покрытия бюджетного дефицита |
Сокращение бюджетных расходов |
Изыскание источников дополнительных доходов |
Выпуск (эмссия) необеспеченных денег для покрытия расходов |
Одалживание денег у граждан, банков, организаций других государств |