Если спрос ниже ПРЕДЛОЖЕНИЯ, то цена снижается
Выше цена (при определённых издержках производства) – больше прибыль. Часть прибыли может быть потрачена на расширение производства.
Ниже цена – прибыль уменьшается . И товаропроизводитель вынужден будет искать пути увеличения прибыли: модернизация производства, производство более выгодного продукта и пр. Возможны и не популярные меры(сокращение штата и пр.).
Т.о. Рн. регулирует производство, «сигнализирует» ч/з цены производителю: ЧТО производить, Какого качества и в каком КОЛИЧЕСТВЕ. (пример – пошив костюмов)
Можно ли получить прибыль независимо от спроса и предложения.? МОЖНО.
1. сократить расходы материалов, например, если речь идёт об АТЕЛЬЕ, за счёт более рационального раскроя ткани. На какую сумму сократятся затраты, на такую сумму и увеличится прибыль.
2. повысить производительность труда по сравнению с др. предприятиями за счёт пункат №3
3. применение более совершенных технологий.
Это всё может привести к тому, что за тоже время производитель изготовит большее количество ТТ при меньших затратах. и , естественно, возрастёт прибыль.
Т.о., РН. побуждает к снижению производственных затрат (хозяйствовать более экономно) , к совершенствованию техники, повышению производительности труда. Экономические законы стимулирую тех производителей, у которых индивидуальные издержки производства ниже общественно необходимых, т.е средних в данной отрасли. Они поощряют повышение производительности труда, совершенствование техники и технологий регулируют распределение ресурсов для производства тех или иных ТТ, а в результате делают выгодным производство тех ТТ, которых не достаёт, и, следовательно, спрос на которые превышает предложение. Это называется рыночный механизм регулирования пропорций производства.
Сейчас мы охарактеризовали Рн.ТТ и УУ. Обратимся к РН. труда.
. Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства
· конкурентная среда: свободное ценообразование, многообразие форм собственности, отсутствие монополизации рынка, действие законов, охраняющих права частной собственности;
· наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов);
· функционирование инфраструктуры рынка (обеспечение движения товарных, денежных, трудовых и информационных потоков).
Рынок труда
Этот Рн. имеет те же три признака, что и Рн. ТТ и УУ : спрос, предложение, цена. Здесь продаётся и покупается особый ТТ – рабочая сила. Здесь действует тот же механизм спроса и предложения. РН. ценных бумаг и валюты.Здесь Т. выступают ценные бумаги (акции, облигации) и валюта. Здесь тоже действует закон спроса и предложения, влияющий на цену. В зависимости от уровня развития производства стоимость акций м/б подниматься или падать относительно номинала. А в зависимости от состояния экономики гос-ва её валюта обменивается на валюту других стран в той или иной пропорции.
Рн. информации.НТР значительно увеличивает ценность знаний. Без достижений неуки невозможно развитие экономики. Поэтому становится выгодным продавать и покупать информации., знания о новых способах Д, организации производства, новых технологиях и пр.
Значительную роль в развитии экономики играютбиржи и банки.
Товарная биржа – это форма Рн. ТТ, продаваемых большими партиями, как правило, по образцам.
Конкуренция – соперничество м/у производителями за более выгодные условия продажи ТТ и УУ
В конкурентной борьбе побеждает тот, кто смог повысить производительность труда, расширить произ-во, произвести ТТ более высокого кач-ва. Т.е, выигрывает тот, кто снижает издержки и улучшает потребительские св-ва ТТ.
В конкурентной борьбе участвуют множество товаропроизводителей. Каждый из них на свой страх и риск решает вопросы: « Что и как производить?» ТТ конкретного производителя встречаются на Рн. с аналогичными ТТ др. производителей и каждый стремится завоевать потребителя. Он расхваливает свой ТТ, используя при этом рекламу, старается придать ТТ привлекательный внешний вид, использует различные «ФИШКИ» и пр. Потребитель же хочет приобрести ТТ лучшего качества и подешевле, т.к. возможности его ограничены. Какой фирме он отдаст свои деньги, у кого предпочтёт купить тот или иной Т? Это зависит от многих условий. А предпринимателю, для того, что бы продолжить пр-во, нужно продать Т и использовать полученные ср-ва для создания новой партии ТТ. А чтобы обойти конкурентов, нужно постоянно предлагать на Рн. новые ТТ, приходится идти на снижение цен. Тот, у кого издержки велики, не может снижать цену. Его ТТ. не будут проданы или будут проданы с убытком. Мелким производителям трудно выдержать конкуренцию. Крупные имеют больше шансов выжить, т.к у них больше возможностей для совершенствования пр-ва.
В к. Х1Х в. Крупные товаропоизводители в ряде стран стали объединяться в союзы (картели, синдикаты, тресты). Эти союзы сосредоточили в определённых отраслях решающую часть пр-ва ТТ, иными словами, стали МОНОПОЛИЯМИ.
Монополия – исключительное право на осуществление к-л вида Д. (проз-ва, торговля и, промысла и пр.), предоставляемое одному лицу, определённой группе лиц, гос-ву.
Суть монополии – экономический диктат путём установления монопольно высоких или низких цен для получения прибыли.
Монополи предполагает выполнение следующих условий:
1 монополист является единственным производителем данного Т.
2. Продукция носит уникальный характер и не имеет близких заменителей
3. Проникновение в отрасль других фирм закрыто рядом барьеров.
4. Степень влияния монополиста на рыночную цену очень высока.
Барьеры проникновения на Рн.:
1. исключительные права, полученные от пр-ва или местных властей.
2. право собственности на ресурсы, например источники сырья
3. преимущество низких издержек крупного пр-а.
Разновидности монополий:
1. открытая
2. закрытая
3. естественная
4. искусственная
Закрытая монополия – защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений и запретов (чаще всего это госуд. моноп.)
Открытая моноп- монополия, при которой одна фирма, по крайне мере на некоторое время, становится единственным поставщиком прдукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции.
Естественная моноп - официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды. для всего государства и населения, либо соображениями госуд. и общественной безопасности. . Так, Е.М. возникает в тех областях, где действует авторское право, ибо автор является монополистом по закону. С другой стороны, в интересах государства выгодно иметь единые трубопроводные, энергетические сети, железнодорожные магистрали. Государственная монополия возникает в тех сферах, где ее наличие обусловлено соображениями общественной безопасности.
Искусственная монополия – объединение предприятий, создаваемое ради получения сверхприбылей и установления рыночной власти.
Чистая (свободная конкуренция) | Чистая монополия | Монополистическая конкуренция | Олигополия |
Существует множество мелких фирм, предлагающих на рынок однородную продукцию. Нет ограничений на доступ той или другой фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары (услуги), ресурсы, о затратах и т.д. Нет ограничений на вступление новых фирм в отрасль, вход и выход из отрасли свободен. Продавец не может осуществить контроль над ценами, конкурентная фирма не может установить рыночную цену. | Отрасль, состоящая из одной фирмы. Она является единственным продавцом данной продукции, который уникален. Монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, т.к. контролирует все предложения. Для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры. | Большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Ограниченный контроль над рыночными ценами. Вход и выход с рынка свободен. Каждая фирма стремится сделать свой товар уникальным. Но товары взаимозаменяемы. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции. | Существование на рынке малого числа крупных фирм, которые контролируют его основную часть. Продукция может быть как однородной, так и разнородной. Вступление новых фирм в отрасль затруднено. Взаимозависимость фирм в принятии решения о ценах на свою продукцию. |
Экономическая жизнь включает в себе элементы и конкуренции и монополии. Возникновение крупных монополий не исключает конкуренцию: она происходит и м/у самими союзами, и м/у монополистическими союзами и немонополизированными предприятиями. Однако, монополии порождают высокие цены и несоответствие спроса и предложения. Вот почему многие гос-ва принимают антимонопольные законы, которые оформляются в антимонопольную политику государства. Она помогает сбалансировать спрос и предложение и выжить малому и среднему бизнесу. Разработка и существование антимонопольных законов – это пример государственного регулирования эк-ки:
1.меры, нацеленные на предотвращение и запрещение монополий
2.государственное регулирование Рн., эк-ки
3.антистрессовая политика – система законов, ограничивающих действие компаний, ведущее к снижению конкуренции и установлению монополий
Тема 8 Налоги
Главный источник дохода государства – налоги. Благодаря налоговой политики гос-во влияет на экономику.
Если в стране высокий уровень инфляции, то возникает необходимость уменьшения денежной массы в обращении. Для этого гос-во увеличивает налоги, снижая экономическую активность фирм и населения.
Если в стране наблюдается спад потребления и производства, то гос-во уменьшает налоги. Это приводит к оживлению экономики (рост производства и платёжеспособности населения).
Налоговую политику гос-во осуществляет при помощи налаженной налоговой системы
Налоговая система – совокупность налогово и сборов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения
Налоговая система РФ формируется в соответствии с налоговым кодексом РФ. Предметом налогового права являются ОТНОШЕНИЯ, возникающие в процессе аккумуляции публичным субъектом своих финансовых ресурсов. А также ОТНОШЕНИЯ, возникающие в связи с осуществлением налогового контроля и привлечением к ответственности за налоговые правонарушения.
Принципы налоговой системы:
· Каждый плательщик обязан уплачивать установленные налоги
· Налоги устанавливаются в целях финансовог8о обеспечения функционирования государства
· Не допускается устанавливать налоги, нарушающие налоговую систему государства
· Не допускается устанавливать налоги и их ставки, не предусмотренные действующим налоговым законодательством.
Налоги –это обязательные сборы, взимаемые государством с физических и юридических лиц с целью финансового обеспечения государства.
Сутью любого налогаявляется принудительное изъятие в пользу государства части дохода самостоятельного экономического субъекта
Основная задача налога –формировать государственный бюджет, необходимый государству для решения социальных задач.
Признаки налога:
1. обязательность
2. Индивидуальная безвозмездность платежа
3. денежная форма
4. Отчуждение, принадлежавшего на праве собственности (или ином вещевом праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта (государства)
Налоги выполняют в экономике следующие функции:
Фискальную
Регулирующую