По закону какого государства следует привлечь к ответственности Вертунова?

2.2. Капитан российского судна «Богатырь» Чернышев руководил погрузкой товара на судно в порту города Тояма (Япония). Матрос судна Иванов отказывался выполнять команды капитана, грубил. Возникла ссора, в ходе которой Чернышев толкнул Иванова. Иванов упал в открытый трюм.

После прибытия судна в порт города Владивосток, матросы обнаружили в трюме труп Иванова. Капитан был задержан сотрудниками полиции. В ходе расследования установлено, что Иванов скончался через двое суток после падения.

Когда было совершено преступление?

По уголовному закону какого государства должен быть привлечен к ответственности Чернышев?

2.3. Гражданин ФРГ Шпенглер в аэропорту «Лион Сент-Экзюпери» (Франция) нанес укол отравленной спицей Зальцману в область печени. Затем Шпенглер улетел в ФРГ, а Зальцман – в Израиль, где от заражения крови скончался.

В ходе расследования выяснилось, что Зальцман имел двойное гражданство (России и Израиля).

Возможно ли привлечение Шпенглера к уголовной ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации?

Перечислите принципы действия уголовного закона в пространстве.

2.4. Российский турист Ивашевич во время отдыха в Болгарии взял на прокат автомобиль, на котором разъезжал по городу. Превысив скорость, он совершил наезд на гражданку России Петрову, также отдыхавшую в Болгарии, причинив тяжкий вред здоровью ее здоровью.

Приговором местного суда Ивашевич был осужден к лишению свободы. После отбывания наказания он вернулся в Россию. Петрова обратилась в российские правоохранительные органы с требованием привлечения Ивашевича к уголовной ответственности в России, объяснив, что считает решение болгарского суда не достаточно суровым.

Возможно ли повторное привлечение Ивашевича к уголовной ответственности в России за преступление, совершенное в Болгарии?

2.5. Сотрудник посольства одного из иностранных государств, обладающий дипломатическим иммунитетом от уголовного преследования, в нетрезвом состоянии совершил кражу продуктов из «Ашана».

При каком условии возможно его привлечение к уголовной ответственности по УК РФ?

3*. Изучить материалы судебной практики по теме и подготовить письменную работу с выдержками из судебных решений.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинару

Перед выполнением заданий для самостоятельной работы студенту рекомендуется внимательно ознакомиться с положениями главы 1 (ст. 1 – 8) и главы 2 (ст. 9 – 13) УК РФ. В случае затруднений с пониманием смысла указанных уголовно-правовых норм необходимо обратиться к соответствующим разделам учебной литературы и комментариев к уголовному закону либо за индивидуальной консультацией к преподавателю.

Изучая указанные вопросы, следует иметь в виду, что многие из них носят дискуссионный характер в науке уголовного права, а потому в разных источниках, включая рекомендуемую литературу, могут трактоваться по-разному. Работа с такими источниками должна научить студента формировать собственное мнение относительно полемических вопросов уголовной политики и др., обосновывать собственную позицию, опираясь на акты законодательства и устоявшиеся уголовно-правовые понятия и иные юридические категории.

Подготовка докладов требует помимо изучения норм уголовного закона обратиться к анализу российского конституционного и иного отраслевого законодательства, международного права, а также таких социальных норм, как нормы морали и религии. Выполнение данных заданий предполагает необходимость установления системных связей уголовно-правовых установлений с иными юридическими и другими социальными нормами, а также возможных противоречий, включая юридические коллизии. Обнаружение последних требует от студента самостоятельной разработки предложений как практического, так и законодательного характера по устранению обнаруженных противоречий либо правовых пробелов.

Для выполнении третьего задания студентам рекомендуется использование справочно-правовых систем «КонсультантПлюс» и «Гарант», в которых содержатся материалы судебной практики, как Верховного Суда РФ, так и региональных судебных органов, а также обзоры судебной практики. Кроме того, обзоры судебной и следственной практики можно найти на сайтах судебных и правоохранительных органов в сети Интернет.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Каково предназначение уголовного права?

2. Уголовное право относится к отраслям частного или публичного права, и почему?

3. Подлежит ли уголовной ответственности по УК РФ гражданин РФ, совершивший преступление за пределами РФ? Если да, то в каких случаях или при каких условиях?

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники

8.1. – 2, 6, 9.

8.3. –1.

8.4. – 1,2, 4.

Тема 1.2. Понятие преступления, его признаки и классификация
преступлений. Множественность преступлений

Понятие преступления и его признаки. Понятие и содержание уголовной противоправности. Общественная опасность и ее материальный характер. Малозначительность деяния. Содержание виновности в уголовно-правовом смысле. Значение наказуемости. Материальность понятия преступления по российскому уголовному законодательству.

Криминализация и декриминализация общественно опасных деяний.

Классификация преступлений. Категоризация преступлений по УК РФ ее уголовно-правовое значение. Классификация преступлений по объекту посягательства и ее значение. Другие критерии классификации преступлений.

Соотношение и разграничение преступлений и иных правонарушений.

Понятие единого преступления и множественности преступлений. Отграничение множественности преступлений от сложных единичных преступлений (продолжаемых, длящихся, составных).

Понятие, формы и уголовно-правовое значение множественности преступлений. Понятие, признаки и виды совокупности преступлений. Понятие, признаки и виды рецидива.

Семинар «Множественность преступлений: проблемы законодательной регламентации и практики применения» –форма обучения: очная и
заочная – проводится в интерактивной форме «Круглый стол»

1. Студенты выступают с докладами, подготовка которых требует дополнительной работы с трудами современных, советских и дореволюционных ученых-правоведов, касающихся дискуссионных вопросов в подходах к совокупности и рецидиву преступлений,кратко излагая суть проблемы и обосновывая свое видение путей ее разрешения.

2. Студенты в виде свободной дискуссии приводят свои возражения по поводу аргументов своих коллег, которые должны аргументировать и защитить представляемое мнение.

3. В конце занятия подводятся итоги дискуссии, и определяются студенты, наиболее успешно отстоявшие свою позицию.

Практическое занятие «Понятие преступления, его признаки и
классификация преступлений. Множественность преступлений» –
очная форма обучения

Решение практических задач типа «case-study» по теме занятия на выбор преподавателя, направленных на выработку практического навыка оценки правовой ситуации и определения совокупности и рецидива преступлений.

1. Преподаватель раздает каждому студенту учебный материал, который они должны проанализировать.

2. Студенты на основе анализа полученной информации дают правовую оценку приведенной ситуации с обязательной ссылкой на нормативные правовые акты в заданной учебным материалом сфере и озвучивают ее, аргументируя свою точку зрения.

3. Результат решения задачи обсуждается студентами в виде свободной дискуссии с преподавателем и другими студентами.

4. Преподаватель дает оценку качества решения задач и разъясняет выявленные проблемные вопросы и ошибки.

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовка инициативного устного доклада (сообщения) по проблемным вопросам уголовного права на одну из следующих тем (по выбору студента):

1.1. Становление признака материальности преступления в истории уголовного права.

1.2. Сравнительный анализ подходов российского и зарубежных законодателей к определению понятия преступления.

1.3. Формы множественности преступлений в российском и зарубежном уголовном праве.

2. Задачи.

2.1. Е. осужден за кражу мобильного телефона стоимостью 990 руб.

Правильно ли решение принял суд? Учитывайте ст. 7.27 Кодекса об административных правонарушениях о мелком хищении.

2.2. Михаил Бурляев, Лариса Кузьмина, а также гражданин КНР Сунь Дженьдзюнь и его супруга Олеся Мульчак, используя более десятка подконтрольных компаний по подложным документам ежемесячно в течение 2014 г. вывозили из России в Китай по 150 вагонов лесопродукции. Стоимость каждой вывезенной партии лесоматериалов составляла более 100 миллионов рублей. Разграбление национальных богатств «крышевал» сотрудник местных правоохранительных органов С.

Определите, имеет в данном случае место единичное преступление (если да, то определите его вид) или множественность преступлений (если да, то определите ее вид).

2.3.По приговору мирового судьи П. признана виновной в том, что, находясь в магазине, положила в сумку с целью кражи сыр, колбасу, 1 бутылку водки, 1 бутылку бальзама, детские носки на общую сумму 970 рублей 82 копейки, но была задержана при выходе из магазина. П. ранее не судима, имеет на иждивении малолетнего ребенка, работает санитаркой в больнице.

Правильно ли решение принял суд?

2.4.Николай Котков вымогал у генерального директора коммерческой организации деньги за оформление документов для врезки в магистральную теплосеть и обеспечения теплоснабжения построенного комплекса зданий учреждения «Научно-клинический центр отоларингологии». Начальник обещал представителю фирмы, являющейся подрядчиком строительных работ, подписать необходимые документы и развернутый акт приемки за 1 миллион 200 тысяч рублей. Часть названной суммы в 200 тысяч рублей ему вручили за день до подписания документов. Оставшийся миллион рублей был передан при оформлении документов, после чего Котков был задержан.

Имеются ли признаки преступления в указанном деянии? Если да, то признаки какого единичного преступления здесь имеются? Оцените общественную опасность деяния К.

2.5.17 декабря, 18 декабря, 19 декабря 2010 года и 1 февраля 2011 года М. по предварительному сговору с А. похитил, соответственно, металлическую крышку люка стоимостью 168 рублей, лом металла на 307 рублей, металлическую калитку стоимостью 132 рубля, две ручных пилы стоимостью 600 рублей.

М. осужден 23 октября 2012 года по ч. 1 ст. 112 УК РФ к лишению свободы условно.

Оцените позицию суда.

3*. Изучить материалы судебной практики по теме и подготовить письменную работу с выдержками из судебных решений.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическомузанятию

Перед выполнением заданий для самостоятельной работы и подготовкой к семинарскому и практическому занятиям студенту рекомендуется внимательно ознакомиться с положениями главы 3 (ст. 14 – 18) УК РФ, определяющими юридическое понятие преступления и его признаки, регламентирующими деление преступлений на категории и формулирующими понятия совокупности и рецидива преступлений и их видов. Для лучшего уяснения норм уголовного закона и закрепления полученных знаний следует также изучить рекомендуемую литературу, обратив особое внимание на некоторые дискуссионные моменты, связанные с определением понятия и признаков преступления.

Юридическое значение как каждого из признаков преступления, так и всей их совокупности можно уяснить с помощью практических заданий, описываемых в условиях, рекомендуемых к использованию на семинарском занятии задач.

Выполнение заданий в виде докладов потребует от студента дополнительной работы с трудами современных, советских и дореволюционных ученых-правоведов, касающихся проблем криминализации деяний и понятия преступления, а также с публикациями зарубежных авторов по данной проблематике, уголовными законами зарубежных стран.

Для выполнении третьего задания студентам рекомендуется использование справочно-правовых систем «КонсультантПлюс» и «Гарант», в которых содержатся материалы судебной практики, как Верховного Суда РФ, так и региональных судебных органов, а также обзоры судебной практики. Кроме того, обзоры судебной и следственной практики можно найти на сайтах судебных и правоохранительных органов в сети Интернет.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Чем преступление отличается от других видов правонарушений?

2. Как и почему квалифицируется преступление, предусмотренное одновременно общей и специальной уголовно-правовыми нормами?

3. Чем отличаются реальная и идеальная совокупность преступлений?

4. Каковы отличия между длящимся и продолжаемым преступлениями?

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники

8.1. – 2, 9.

8.3. –1.

8.4. – 1, 2, 4.

Тема 1.3. Уголовная ответственность и состав преступления как ее
основание

Понятие, содержание и признаки уголовной ответственности. Индивидуализация и справедливость уголовной ответственности. Ее отличие от других видов юридической ответственности.

Состав преступления как единственное и достаточное основание уголовной ответственности. Понятие состава преступления и его значение. Соотношение понятий «преступление» и «состав преступления». Признаки и элементы состава преступления, их уголовно-правовое значение.

Виды составов преступлений: по степени общественной опасности, по структуре, по конструкции. Практическое значение деления составов на виды.

Состав преступления и его квалификация. Понятие квалификации преступления и ее уголовно-правовое значение. Процесс и правила квалификации преступления.

Значение правильного определения всех элементов и признаков состава преступления и правильной квалификации преступления для практической деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов РФ.

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовка инициативного устного доклада (сообщения) по проблемным вопросам уголовного права на одну из следующих тем (по выбору студента):

1.1. Отличие уголовной ответственности от иных видов юридической ответственности.

1.2. Развитие учения о составе преступления в уголовном праве.

1.3. Понятие, значение и виды состава преступления в российском и зарубежном уголовном праве: сравнительно-правовая характеристика.

2. Задачи.

2.1. 23 мая 2012 года, в 23 часа возле ворот домовладения Закороевым А.Х. произведено в Д. 11 выстрелов из автомата АКМ калибра 7,62 мм, в результате чего Д. были причинены повреждения, явившиеся причиной его смерти. Закороев А.Х. производил выстрелы из автомата в Д. с целью причинения ему смерти, желая отомстить за ранее убитых родственников. Дело рассматривалось в суде присяжных, которые отвечая на вопросы председательствующего о том имело ли место событие преступления и установлено ли, что его совершил подсудимый, ответили утвердительно, а на вопрос о виновности указанного лица дали ответ «невиновен», в связи с чем Закороев А.Х. был оправдан.

Был ли Закороев привлечен к уголовной ответственности? Назовите этапы реализации уголовной ответственности.

2.2.17 марта 2010 года Владислав Курсанов, вооружившись самозарядным автоматическим пистолетом, переделанным самодельным способом, с целью завладения деньгами пришел в пункт приема металла на ул. Филевской и напал на двух работников пункта. От полученных ранений один из потерпевших скончался. После производства выстрелов Владислав Курсанов нашел в подсобном помещении 10.590 рублей, похитил их и скрылся с места происшествия. Через 2 месяца он был задержан сотрудниками правоохранительных органов.

Определите момент возникновения уголовной ответственности. Определите вид состава преступления.

2.3.В суд было направлено уголовное дело Иванова, который обвинялся в совершении особо тяжкого преступления и в качестве меры пресечения длительное время находился под стражей. Однако суд вынес оправдательный приговор, не найдя в деянии Иванова всех признаков состава преступления.

Можно ли считать Иванова привлекавшимся к уголовной ответственности?

2.4.Г. знал о том, что потерпевшая А. собирается приобретать квартиру. С целью завладения денежными средствами он проник в ее квартиру. Во время поиска денег Г. услышал звук открываемой двери и понял, что вернулась А. Он прошел на кухню, где взял нож и спрятался. Когда потерпевшая обнаружила Г. , он стал наносить ей удары ножом в грудь, живот и другие части тела. После того как потерпевшая перестала подавать признаки жизни, Г. принял меры к сокрытию следов преступления и ушел из квартиры. Действия Г. квалифицированы по ч. 3, ст. 30, п. «а» ч. 3 ст. 158 и п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Осужденный Г. просил прекратить уголовное дело по ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ, поскольку в его действиях имелся добровольный отказ от преступления, т. к. после прихода в квартиру потерпевшей и последующего ее убийства он мог продолжить поиск денежных средств.

Обоснованно ли обращение Г.?

2.5. Р., находясь на территории угольного склада железнодорожной станции железной дороги, намеревался тайно похитить четыре чугунные тормозные колодки общей стоимостью 1230 рублей, и с этой целью положил их в сумку. Однако вынести тормозные колодки с территории склада не смог, так как был задержан сотрудниками милиции. Как видно из материалов дела Р. ранее не судим, работает старшим помощником капитана на судне по перевозке грузов. 6 ноября 2010 года он прибыл по вызову из г. Петрозаводска, где проживает, в г. Ростов-на-Дону чтобы приступить к работе на судне «А.». Однако в офисе ему сообщили, что судно задерживается на неделю. 13 ноября у него закончились деньги, которые он брал из дома, поэтому решил собрать металлолом и на вырученные деньги купить продукты питания. Проходя по территории угольного склада, он увидел лежащие железные детали и положил их в сумку. Через несколько минут к нему подошли сотрудники милиции и его задержали.

Определите момент привлечения к уголовной ответственности.

3*. Изучить материалы судебной практики по теме и подготовить письменную работу с выдержками из судебных решений.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы

Перед выполнением заданий для самостоятельной работы и подготовкой к семинарскому и практическому занятиям студенту рекомендуется внимательно ознакомиться с нормами уголовного закона, следует также изучить рекомендуемую литературу, обратив особое внимание на некоторые дискуссионные моменты.

Юридическое значение как каждого из признаков преступления, так и всей их совокупности можно уяснить с помощью практических заданий, описываемых в условиях, рекомендуемых к использованию на семинарском занятии задач.

Выполнение заданий в виде докладов потребует от студента дополнительной работы с трудами современных, советских и дореволюционных ученых-правоведов, касающихся проблем криминализации деяний и понятия преступления, а также с публикациями зарубежных авторов по данной проблематике, уголовными законами зарубежных стран.

Для выполнении третьего задания студентам рекомендуется использование справочно-правовых систем «КонсультантПлюс» и «Гарант», в которых содержатся материалы судебной практики, как Верховного Суда РФ, так и региональных судебных органов, а также обзоры судебной практики. Кроме того, обзоры судебной и следственной практики можно найти на сайтах судебных и правоохранительных органов в сети Интернет.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Каковы основные отличия уголовной ответственности от иных видов юридической ответственности?

2. Каково юридическое значение состава преступления?

3. Как называются и определяются элементы состава преступления?

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники

8.1. – 2, 9.

8.3. –1.

8.4. – 1–4.

Наши рекомендации